Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Все-таки устраивать акции протеста сложно в большинстве стран мира. То полиция разгонит слезоточивым газом, то митинговать отправят на кладбище и пустырь, то в согласованиях поляжет не один опытный бюрократ. А вот подарок послать особо “приглянувшимся” персонам можно совершенно самостоятельно и почти без ограничений. “Солидарность” сделал подборку историй о протестных подарках. И выяснила, что эффективнее всего дарить деньги.
Не так давно новосибирская пенсионерка подарила министру труда и социального развития региона Ярославу Фролову веревку и мыло “в благодарность” за повышение прожиточного минимума на 89 рублей и соответствующую прибавку к пенсии.
- Нет слов, как я благодарна за прибавку к пенсии на 89 рублей от министра. Хочу выразить ему благодарность и вручить этот скромный дар на сумму прибавки, - говорит женщина на видео, которое выложил фонд защиты прав потребителей “Гражданский патруль”.
Кроме веревки и мыла она передала чиновнику пачку спичек и соли. Сам министр обещал “прояснить ситуацию” и пригласить пенсионерку на прием. Впрочем, нуждается ли ситуация в прояснении? Сделать “подарок” власть имущим - давняя традиция протеста. При этом иногда люди дарят самое дорогое.
К примеру, в 2011 году 87-летний житель воронежского села Елань-Колено Василий Засорин отправил посылку с боевыми наградами в правительство. На это его толкнуло разочарование: он тщетно ждал улучшения жилищных условий. Во время Великой Отечественной войны ветеран получил ранение обеих ног и осколок в шею, с возрастом почти потерял зрение. Жил в ветхом доме без воды, отопления, газа и канализации. В 2008 году вышел указ президента Медведева “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны”, и Засорин обрадовался шансу получить нормальное жилье. Но комиссия местных властей отказала ему. Все, чего он дождался, - тысяча рублей к празднику Победы. Тогда ветеран собрал все свои награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны, медали “За отвагу”, “За взятие Кенигсберга”, “За победу над Германией” и отправил их посылкой в Кремль. Со следующим письмом:
“Уважаемый Владимир Владимирович! От безысходности в канун Дня Победы я, инвалид Великой Отечественной войны, Засорин Василий Иосифович, возвращаю свои боевые награды Родине, которая в лице “слуг народа” стала мне мачехой”.
Чаще всего подарки намекают на неправильную социальную политику. Так, в знак протеста против повышения пенсионного возраста художница Ирина Романовская в июне этого года послала в Госдуму свое произведение - скульптуру черепа. Художница решила напомнить чиновникам: “Многие люди просто не доживут до пенсии”. Она подчеркнула, что пенсионная реформа сильно ухудшит жизнь россиян, так как люди часто не в силах работать в пожилом возрасте и не всегда могут получить пособие по инвалидности, несмотря на проблемы со здоровьем.
Двумя годами ранее выступающие против утилизационного сбора активисты хотели преподнести министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову “деревянный квадроцикл” в знак того, что утилизационный сбор задушит отечественную промышленность и сельское хозяйство. Но подарок не был отправлен. Группа агрессивно настроенных граждан напала на активистов, спровоцировала массовую драку, разломала квадроцикл и унесла обломки. На место драки вызывали полицию. 20 пострадавших написали заявления в ОВД “Китай-Город”.
“Подарочную” акцию протеста устроили и жительницы Казахстана в 2013 году, намереваясь опротестовать посягательства властей на “декретные” деньги. В частности, новый закон уменьшал единовременное декретное пособие для тех, у кого месячный заработок превышал 186 тысяч тенге. Женщины отправили министру труда и социальной защиты населения Серику Абденову памперсы, тесты на беременность и детские игрушки. Кроме того около 20 активисток пришли к зданию городского департамента труда и соцзащиты Алма-Аты в футболках с надписью “Хочу рожать!”. Министерство признали “лучшим противозачаточным средством года”, а чиновника наградили дипломом. Подарки обосновали тем, что теперь эти вещи не понадобятся женщинам, так как беременеть станет слишком дорогим удовольствием.
Некоторые “подарки” способны ввергнуть в шок. В 2007 году японский ультраправый националист обиделся на премьер-министра своей страны Синдзо Абэ за отказ посетить храм Ясукуни, в котором почитают воинов, погибших за Японию и императора. (В Китае и Южной Корее этот храм считается символом милитаризма и военных преступлений Токио в первой половине прошлого века.) Выражая возмущение отказом министра, 54-летний мужчина отрезал себе палец, вложил его в конверт вместе с письмом и диском с фотографиями, на которых был запечатлен процесс, и отправил посылку по почте в штаб-квартиру правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), председателем которой является Синдзо Абэ.
Не менее шокирующий “подарок” был сделан в феврале этого года в Ереване на заседании Совета старейшин (мэрии города). Представители оппозиционной партии “Страна абрикосов” принесли мэру Тарону Маргаряну банки с фекалиями. Этот “дар” должен был сподвигнуть мэра починить канализационную трубу, которую прорвало в округе Нубарашен. Жители несколько дней жаловались на зловонный запах, а коммунальщики отказывались ликвидировать аварию. Оппозиционные депутаты пришли на заседание в масках и сняли крышки с банок. Попытка передать их мэру привела к драке, и содержимое вылилось. Одному из старейшин, композитору Мартину Вардазаряну, стало плохо от запаха, его госпитализировали. Для успокоения сторон в мэрию вызывали полицию и бригаду психиатров.
В 2014 году Индийский национальный конгресс (крупнейшая и старейшая партия страны) направил розовую мини-юбку министру коммунальных услуг Гоа Судину Даваликару в знак несогласия с его замечаниями. Министр - ярый борец с бикини, и с лета 2013 года он предлагал властям запретить их. Согласно его высказываниям, “раздельный купальник является существенной преградой на пути превращению Индии в сверхдержаву”. Через год Даваликар предложил законодательно запретить девушкам ходить в ночные клубы в мини-юбках и коротких платьях. Он обосновал инициативу тем, что короткие платья и посещение баров и дискотек “чужды культуре страны и развращают местных молодых девушек”. Вот тогда партия и решила направить розовую юбку на адрес офиса Даваликара.
Как минимум один раз намеки дарителей были поняты и привели к успехам. В 2003 году российские пенсионеры отсылали свои 6-процентные прибавки к пенсии (в среднем 35 рублей в месяц) “наверх”. В Невинномысске Ставропольского края деньги отправляли председателю правления Пенсионного фонда России Михаилу Зурабову. В Воронежской и Саратовской области - Путину. Две пенсионерки из Балаково (Саратовская область) сопроводили свой денежный перевод следующей телеграммой:
“Москва Старая Площадь дом 4 Президенту Путину ВВ индексация 31 рубль тире насмешка над пенсионерами тчк это литр молока зпт полкилограмма сахара зпт буханка хлеба тчк доверие к власти потеряно тчк честнее и благороднее лишить членов правительства и депутатов премии зпт льгот и повышенных пенсий тчк Филимонова ЭА Остякова ЗС”.
В результате даже мэр Москвы Юрий Лужков стал критиковать правительство: “Решение о повышении уровня пенсионного обеспечения, которое было принято, вызвало волну протестов. Мы считаем, что это ошибка - ошибка правительства Российской Федерации. Повышать уровень пенсий на такую мизерную величину при наличии очень существенных доходов Пенсионного фонда (вырос на 20% и составил 154 млрд рублей), такие бросать подачки пенсионерам - возмутительно, недопустимо”.
Закончилось это тем, что по итогам первого квартала решили заново рассчитать базовую и страховую части пенсии и повысить их на 10% (что давало среднюю прибавку уже в 150 рублей).
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно