Параметры бюджета на следующий год, оценка качества услуг в социальной сфере и регулирование порядка содержания домашних животных - такими видятся приоритеты работы Госдумы на эту осень главе комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, зампреду фракции ЛДПР Ярославу Нилову. Корреспондент “Солидарности” выяснил у него, ждать ли работающим пенсионерам индексации пенсий, почему в стране некорректно определяется инфляция, а также то, что депутаты не ограничены в своей деятельности рамками специфики комитетов, а куда больше - пожеланиями и ожиданиями избирателей.
- Ярослав Евгеньевич, прежде всего - какие законопроекты, важные для комитета по труду, остались необсужденными Госдумой либо нерассмотренными комитетом с весенней сессии?
- Наверное, в качестве одного из главных я бы выделил вопрос, связанный с парковками для инвалидов. Членом нашего комитета Михаилом Терентьевым была внесена инициатива о том, чтобы знак “инвалид” был бы закреплен не за автомобилем, а за конкретным человеком - это поможет значительно облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Законопроект был рассмотрен в первом чтении еще в весеннюю сессию, и, соответственно, в осеннюю сессию предстоит дальнейшая работа над ним. Еще одна инициатива связана с совершенствованием персонифицированного учета граждан. Оба этих законопроекта готовятся ко второму чтению.
Есть также некоторые законопроекты, которые до сих пор не рассмотрены и перспектива которых быть принятыми пока достаточно туманна. Например, идет дискуссия об индексации пенсии для работающих пенсионеров. Для комитета, как и для фракции ЛДПР, это принципиальный вопрос. Я считаю, что несправедливо делить пенсионеров на категории работающих и неработающих в вопросе индексации. Люди эти деньги честно заработали, и индексация должна происходить в полной мере для всех, вне зависимости от того, работают они или нет.
- Уверен, профсоюзы согласны с такой позицией. Но есть ли законопроекты, по которым ваша позиция расходится с их мнением?
- Есть вопрос о ненормированном рабочем дне и порядке компенсации такой работы. К сожалению, от профсоюзов поступила отрицательная оценка данного законопроекта, что меня откровенно удивило. Просьб разобраться в этом вопросе, жалоб поступает много. Граждане обеспокоены злоупотреблениями работодателя, когда ненормированный рабочий день становится системой. Таким образом, либо освобождают ставку, а функционал от выбывшего сотрудника перекладывают на плечи оставшегося, либо просто заставляют неугодного человека написать заявление “по собственному желанию”.
- Возвращаясь к вопросу о пенсиях. Вы с коллегами разработали законопроект о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам - что с ним сейчас, будет ли он рассмотрен?
- Мы сейчас ждем внесения проекта федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда на 2018 год, посмотрим, какие параметры там заложены. Не исключаю, что будет проявлена политическая воля, как вышло с МРОТ, когда президент поставил задачу довести его величину до прожиточного минимума. 15 лет этого не делалось, но как только президент прямо поставил задачу - правительство взяло под козырек...
- Рассмотрение этого законопроекта никто, часом, не пытается тормозить? Например, в том же правительстве?
- Мы его еще не выносили на рассмотрение, но дискуссия в комитете была уже год назад. Сами депутаты, в том числе и от партии власти, говорили, что избиратели в недоумении спрашивают их: “Почему так?!” Посмотрим, какие будут теперь настроения…
- Раз уж вы заговорили о МРОТ, то есть такое соображение. МРОТ не может быть, по Трудовому кодексу, меньше, чем прожиточный минимум, но эта норма не выполнялась никогда. Соответственно получается, что нарушается федеральный закон. Может, стоит кого-нибудь за это привлечь к ответственности?
- Дело в том, что процедура установления МРОТ регламентирована отдельным законом. Поэтому и выходит, с одной стороны, что норма ТК не выполняется. Но с другой стороны, действия этого самого закона никто не отменял. В то же время стоит напомнить, что сейчас над вопросом доведения МРОТ до ПМ работает специальная депутатская группа, тем более что недавно президент озвучил свою позицию. Вывод: деньги есть. Нужна воля, нужно указание сверху, и тогда правительство начинает шевелиться. Вообще в правительстве есть конфликт интересов между социальным блоком и финансово-экономическим. То есть Минфин - это традиционно такой злой бухгалтер, такой “цербер” финансовый. А Минтруд, хотя и хочет позитивных изменений, отдает себе отчет в том, что для этих изменений нужны деньги. А деньги у кого? У “главного бухгалтера”. Вот мы и топчемся на месте, пока не вмешается начальник и не скажет: делайте так и не делайте этак.
- А нельзя ли сделать, например, справедливой индексацию зарплат и пенсий? Правительство, кажется порой, просто жонглирует различными терминами - то у них “реальная” инфляция, то “фактическая”, то “прогнозируемая” … Голова кругом идет.
- Сейчас у нас индексация, в соответствии с законом, ведется по показателю фактической инфляции. И вот в правительстве “умные специалисты” таким образом рассчитывают этот коэффициент, что он получился в размере 3,7. Это коэффициент, на который увеличивается пенсия при ее индексации для неработающих пенсионеров. Но если мы посмотрим, как у нас реально изменились цены на продукты питания, на лекарства, на услуги ЖКХ - ну явно же не на 3,7%! Опять на людях экономят, полноценной индексации нет! И, конечно, покупательная способность снижается.
- Тогда почему Дума, которая и принимает бюджет, не настоит на справедливой оценке инфляции?
- Параметр инфляции устанавливается правительством. Относительно недавно были приняты поправки, которые позволяют индексировать, исходя из уровня фактической инфляции, но решение вопроса об этом уровне отдано на откуп правительству.
- А Дума не может отказаться принять бюджет с такими вводными?
- Можем, конечно, не принимать - в теории. Можно сказать: “Нет, мы не принимаем!” Но тогда мы всех пенсионеров оставляем без пенсии вообще, потому что бюджет не утвержден. Если нет утвержденного бюджета, то нет денег в том же ПФР. Здесь хитрая схема получается. Дума должна принимать бюджет, коэффициент индексации должен соответствовать уровню фактической инфляции, а он - не соответствует…
- Недавно вы поддержали заявление министра образования Ольги Васильевой о необходимости возврата к практике учебно-производственных комбинатов в школах. “Школьникам необходимо помогать определиться с направлением будущей работы, которая бы соответствовала личным качествам человека, была востребована на рынке труда”, - сказали вы. Но курсы УПК не отличалась разнообразием предлагаемых профессий, и здесь о “личных качествах человека” говорить особенно не приходится. Не лучше ли добиваться повышения престижа рабочих профессий путем поднятия зарплат, чем вмешиваться в школьную программу?
- Я поддержал желание в целом заниматься вопросами профориентации со школьной скамьи. Я часто встречаюсь со студентами, со школьниками, и то, что я вынес из своих школьных лет, пытаюсь до них донести. Я им говорю: вот вы закончите школу, вуз - дальше-то у вас какая задача? Понятно, что найти работу. Но приходит выпускник к работодателю, а тот говорит: есть опыт или нет? И если его нет, то получается замкнутый круг. Как его разбить? Уже со школьной скамьи надо определить, что конкретно ты хочешь. Я, например, начал свою трудовую деятельность с получения практических знаний в общественной организации. (Ярослав Нилов вступил в ЛДПР в 1997 году, будучи школьником, и организовал молодежную организацию партии в подмосковных Люберцах, - П.О.) Сначала это была обычная молодежная общественная организация. Дальше я работал в политической партии, параллельно учился. И когда у меня уже был диплом о высшем образовании, меня взяли на госслужбу. Потому что я, не имея официального стажа, обладал определенными практическими знаниями. То есть чем раньше поймешь, кем хочешь быть, тем лучше. Надо дать человеку возможность раскрыть свой потенциал. Так что в данном контексте я говорю о профориентации в целом.
- Немного о личном (поправьте, пожалуйста, если я ошибаюсь). На сайте комитета есть много ваших заявлений относительно автомобильной тематики - дорожные правила, разметка, ОСАГО, парковка у американского посольства и так далее. Вы таким образом реализуете свое автомобильное хобби или же это все-таки относится к вопросам “социалки”?
- На нашем сайте публикуются абсолютно разные по направленности и тематике заявления членов комитета, и я специально ставлю перед пресс-службой такую задачу - максимально все “публичить”. Общество вправе видеть, чем конкретно занимаются депутаты и какие проблемы они поднимают. Притом надо иметь в виду, что мы, встречаясь с избирателями, занимаемся не только вопросами социальной политики в силу принадлежности к нашему комитету. Что касается автомобильной тематики, то я с вами не соглашусь, что это не связано с социальной политикой. ОСАГО, например, - это продукт социальный. Я об этом открыто говорю, потому что это навязанная законом услуга, которую каждый обязан приобретать.
А некорректные действия со стороны властей относительно парковочной политики способны породить социальную напряженность, понизить качество жизни граждан. Или возьмем таксистов: разве это не социальный вопрос - такси? Он же касается и трудовых отношений, социальных гарантий работникам этих служб, социальной ответственности бизнеса. А вопрос парковки разве не социальный? Граждане не могут получить возможность парковаться, их загоняют в угол, порождая социальную напряженность. А когда инвалидов эвакуируют из-за безобразной организации дорожного движения, когда знак противоречит разметке? Это проблема, и именно социальная проблема. Да, я как законодатель много внимания уделяю вопросам безопасности дорожного движения, защите прав автолюбителей. Но не забывайте: автомобилисты - это часть общества, это порядка 50 миллионов человек, огромная социальная группа со своими потребностями, проблемами и правами.
- Хорошо, убедили. Напоследок: три самых актуальных законопроекта этой осени.
- Конечно, бюджет и все, что с ним связано. Включая МРОТ, который нужно повысить до величины ПМ. Назовем все вместе бюджетным пакетом. Еще мне представляется очень важным законопроект об оценке качества предоставляемых услуг в социальной сфере - в образовании, здравоохранении и культуре. Предполагается, что этим должны заниматься общественные советы на местах. Закон может мотивировать руководство учреждений повысить качество работы. Наконец, я бы назвал актуальным законопроект об ответственном обращении с животными. Он очень дискуссионный и уже долго находится в Думе на рассмотрении, но, насколько я понимаю, мы наконец вышли на некую финишную прямую. Это вопрос не нашего комитета, но мне кажется, что это один из тех законопроектов, которых граждане действительно ждут, и к нему уже приковано пристальное внимание со стороны общества. Но, конечно, у любого законопроекта всегда будут и сторонники, и противники.
Николай Федоров / "Солидарность"
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно