Фото: Александр Кляшторин / "Солидарность"
Дальнейшие попытки Минфина распоряжаться средствами внебюджетных фондов необходимо прекратить. К такому выводу пришли участники очередного заседания Российской трехсторонней комиссии. Чашу терпения представителей профсоюзов, работодателей и социального блока правительства переполнили планы финансистов не индексировать в должном объеме пенсии в 2016 - 2018 годах, а также забрать и использовать в собственных целях часть профицитных средств Фонда социального страхования.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на заседании 26 июня единым фронтом выступили в защиту индексации пенсий на 2016 - 2018 годы в положенном законом объеме. По мнению представителей профсоюзов, работодателей и социального блока правительства, пенсии россиян должны индексироваться на уровень не ниже реального уровня инфляции. А не по тем ставкам, которые Министерство финансов официально представило правительству 25 июня. В соответствии с предложением Минфина, в 2016 году пенсии могут быть проиндексированы на 5,5% вместо 11,9% по действующему закону, в 2017-м - на 4,5% вместо 7%, в 2018 году - на 4% вместо 8,4%.
“Мы не можем сохранять на прежнем уровне те объемы расходов, которые мы формировали в совершенно других макроэкономических условиях”, - обосновывал такой подход глава Минфина Антон Силуанов на упомянутом заседании правительства. А чуть позже, комментируя итоги заседания, заявил, что правительство приняло предложение министерства.
- Параметры бюджета на 2016 - 2018 годы пока не приняты окончательно. Размер индексации пенсий и социальных выплат будет уточняться. В том числе в ходе совещания с председателем правительства, - подчеркнула Ольга Голодец на заседании РТК, тем самым опровергнув заявление министра финансов. Вице-премьер пообещала добиваться положенного законом объема индексации.
Обсуждение попыток финансового блока правительства использовать средства внебюджетных фондов по своему разумению стало главной темой заседания РТК, красной нитью проходящей через все дискуссии. Стороны РТК сошлись на том, что попытки Минфина залезть в фонды, сформированные из зарплат трудящихся, не только незаконны, но и неприличны.
- Пенсия - это страховая выплата, заработанная людьми. По закону она не может индексироваться меньше размера инфляции. Я вообще не понимаю, почему это рассматривается в правительстве! Вопрос индексации пенсий в таком ключе даже обсуждаться не должен! - возмутилась директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей Елена Феоктистова.
Собственно, кроме предложений по недоиндексации пенсий, участников трехсторонней комиссии по-настоящему возмутило намерение Минфина использовать в собственных целях часть профицитных средств Фонда социального страхования.
- Мы нападаем на финансовый блок правительства, который ведет себя по-бандитски - так можно назвать изъятие средств из Фонда социального страхования на цели, не связанные с деятельностью фонда, только потому, что есть профицит средств, [связанных с выплатами] по несчастным случаям. Вчера [на заседании правительства] это прозвучало снова - как навязчивая идея Министерства финансов. Это системная ошибка, о которой мы постоянно говорим, - высказался председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.
В ходе оживленной дискуссии представители сторон РТК пришли к выводу, что необходимо совершенствовать юридические основы деятельности внебюджетных фондов в том ключе, чтобы финансовый блок не имел никаких прав распоряжаться их средствами по своему усмотрению.
- Даже в отдельных докладах, когда говорится о расходах бюджета, некоторые эксперты позволяют себе плюсовать расходы фондов к расходам бюджета. Это абсолютно неправильно. За этим надо следить, - подвела некоторый промежуточный итог Ольга Голодец. И несколько позже продолжила свою мысль: - К системе страхования мы шли довольно долго. И мы будем настаивать на всех ее основополагающих принципах. Это наша единая позиция.
Также стороны РТК обратили внимание, что внебюджетные фонды выполняют ряд дополнительных государственных функций, не связанных непосредственно с пенсионным и социальным страхованием (обслуживание различных льгот и выплат, предоставляемых государством). На это, естественно, расходуются бюджетные средства. Но эти деньги не прописаны отдельной строкой в бюджете фондов и как бы растворяются в трансфертах из федерального бюджета.
- Рассказывают: мол, бюджет дотирует на столько-то ФСС, на столько-то ПФР, на столько-то ОМС... При этом общественности не говорится, что там львиная доля, а может быть, и всё - выполнение обязательств государства по тем льготам, которые оно дает предпринимателям! Вот в чем фишка-то, - пояснил Михаил Шмаков.
- У нас ничего не спрятано, здесь нет никаких наперстков, все по-честному, - заверил председателя ФНПР выступавший с докладом руководитель ФСС Андрей Кигим.
- У вас, к сожалению, только горошина. Наперстки в руках у других, - продолжил образное сравнение Шмаков.
На том дискуссия о финансировании внебюджетных фондов могла бы и закончиться. Но неожиданно этот вопрос вновь был поднят в связи с обсуждением поправок к закону “О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ”.
В соответствии с поправками, представленными на заседании РТК врио директора департамента регионального развития Минэкономразвития России Игорем Егоровым, режим территорий опережающего социально-экономического развития предлагается распространить на Калининградскую область. Таким образом правительство хочет облегчить жизнь работодателям региона, где с 1 апреля следующего года перестанут действовать правила, предусмотренные для особой экономической зоны (привет от ВТО!). С отменой соответствующих льгот экономическая ситуация в области может резко ухудшиться. Так что ее нужно как-то компенсировать. Кроме того, правительство решило дать возможность воспользоваться программой ТОРов закрытым территориально-административным образованиям. Судя по всему, в ЗАТО хотят привести новых работодателей, создав для жителей дополнительные рабочие места.
И все бы ничего, если бы закон о ТОРах в числе прочих льготных мер не предполагал освобождение работодателей от львиной доли выплат во внебюджетные фонды. Так, общая сумма взносов в страховые фонды для резидентов ТОРов сокращается до 7,6% вместо 30% (6% в ПФР, 1,5% в ФСС и 0,1% в ФОМС).
- Речь опять идет о создании каких-то преференций за счет уменьшения финансирования внебюджетных фондов! Зачем мы опять их трогаем?! Где логика?! - возмутился лидер Росуглепрофа Иван Мохначук. И предложил представителю Минэкономразвития подумать о других методах облегчения жизни работодателям. В частности, о дополнительных налоговых льготах, не в ущерб внебюджетным фондам.
- А кто заплатит-то за обязательное медицинское страхование? - поддержала профсоюзного лидера Ольга Голодец. - Вы говорите о дополнительных деньгах, которые получат работодатели. Дайте прямые субсидии на обучение, на инвестиции. Зачем вы вторгаетесь в тему страховых платежей?! Зачем такой нерациональный механизм?!
В общем, стороны РТК сошлись во мнении, что отучать представителей финансового блока от попыток вести собственные проекты за счет внебюджетных фондов необходимо системно. В том числе разработав поправку к закону о ТОРах, которая не позволяла бы спонсировать бизнес за счет фондовых средств.
- Давайте внесем законопроект о запрете уменьшения страховых платежей в любых образованиях. Проблемы нужно решать другими экономическими способами. Надо пересматривать законопроекты о ТОРах. Никаких льгот по страховым взносам быть не должно, - резюмировал Михаил Шмаков.
Стоит заострить внимание и еще на одном вопросе, который стороны соцпартнерства обсудили в ходе заседания РТК: “О ситуации на рынке труда”. Краткую информацию по нему дал министр труда Максим Топилин. По его словам, рост безработицы в последнее время невелик - 0,8%. Несколько увеличилось и число работающих в режиме неполной занятости: таковых по стране насчитывается чуть больше 300 тысяч. На том бы рассмотрение вопроса и закончилось. Но глава ФНПР решил углубиться в тему:
- Некоторые аналитики утверждают, что к сентябрю начнется массовое банкротство предприятий ввиду того, что будут исчерпаны их внутренние ресурсы. Выживание без оборотных средств, которые невозможно получить под разумный процент, представляется им невозможным. Есть ли проработка такой возможности от Минтруда? Что будем делать, если будет массовое высвобождение трудящихся с закрывшихся предприятий? - задал неприятные вопросы Шмаков.
- Такой сценарий правительством не прогнозируется. Такого не должно произойти, - заверил присутствующих министр труда. По словам Топилина, известные экономические перипетии на многих предприятиях связаны с модернизацией и переоборудованием производства, а значит, носят временный характер.
На это Михаил Шмаков напомнил присутствующим, что в 1998 году, за два дня до дефолта, президент Ельцин в своем выступлении также утверждал, что никакого дефолта не будет. После чего вся страна несколько лет расхлебывала известные события. По его мнению, правительству стоит рассматривать и возможность самого негативного развития ситуации в экономике.
- Я прошу зафиксировать мой вопрос в протоколе. Что это прозвучало 26 июня 2015 года, - закончил разговор Шмаков.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно