Фото: Panoramic / Zuma / ТАСС
Стоит упомянуть про Марин Ле Пен, как большинство политизированных россиян наверняка подумают про ее борьбу с миграцией. Однако среди 144 инициатив, составляющих программу лидера французской партии “Национальный фронт”, очень многие касаются как раз социальных проблем. Является ли это сюрпризом и что именно обещает своим избирателям этот кандидат в президенты в социальной сфере?
Многие из россиян, прочитавших программу Ле Пен, возможно, удивятся, прочитав не только про “национальную политику”, но и про “социальный щит”, профсоюзы или обещания малообеспеченным слоям населения. Люди, чуть глубже интересующиеся французской политикой, наверное, вспомнят давнее высказывание Марин, что “глобализация - это когда рабы делают товары для безработных”. Социальная составляющая в этой фразе явно больше националистической.
Многие отмечают, что Марин Ле Пен сейчас расширяет свою электоральную базу, больше внимания уделяет социальным вопросам. Но для “Национального фронта” это отнюдь не новая тактика. Программные установки, которые принято считать нововведениями Марин, активно применялись и ее отцом, Жан-Мари Ле Пеном, который был многолетним лидером “НФ” до нее. Еще в ходе президентской кампании 1995 года он также больше внимания уделил безработице, чем миграции. Его же методом было обращение к традиционно левому электорату, когда он называл самого себя “не левым, не правым”, но “левым в социальных вопросах и правым в экономических”.
Собственно, “Национальный фронт” стал занимать ту нишу, которую постепенно оставляли французские социалисты. Последние как раз часто проводят непопулярные реформы, которые не успели провести умеренные правые. Например, весной 2016 года социалистическое правительство Франции продвигало законопроект, позволяющий увеличить продолжительность рабочего дня и упрощающий процедуру увольнения работников. Кстати, этот тот самый “закон Эль-Хомри”, который Марин Ле Пен в одном из пунктов своей программы требует отменить. Правительство социалистов (в том числе занимавший там министерский пост один из самых перспективных кандидатов в президенты, Эммануэль Макрон) добивалось увеличения рабочей недели, а лидер “НФ” сегодня обещает сохранить ее “на отметке в 35 часов”.
Политик, представляя избирателям предвыборную программу, надеется мобилизовать старых сторонников и найти новых. Так к кому же обращается Марин Ле Пен?
Французские социалисты стали утрачивать поддержку среди рабочих отнюдь не сегодня. Среди избирателей Марин Ле Пен еще в первом туре президентских выборов-2012 около 30% (по данным опросов) составили рабочие - больше, чем у социалиста Олланда (27%) и левого кандидата Жан-Люка Меланшона (12%). Но для кандидатов “Национального фронта” поддержка в этой среде примерно на таком же уровне была характерна еще в середине 1990-х. Политологи давно именовали “НФ” “партией синих воротничков”.
Что госпожа Ле Пен обещает своим преданным сторонникам из этой среды? Конечно, борьбу с безработицей. Ту самую “реиндустриализацию”, возвращение в страну производств из стран третьего мира, которую обещал своим избирателям и Дональд Трамп в США. А еще Марин обещает “ввести дополнительный налог на наем иностранных сотрудников для обеспечения национального приоритета занятости французов”.
Из собственно социальных мер - “отменить налогообложение сверхурочных и сохранить надбавку за них”, “установить пенсионный возраст на отметке в 60 лет” (еще при президенте Николя Саркози эту планку стали повышать).
Ле Пен обещает также “ввести субсидии покупательной способности для малообеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров”, и “незамедлительно на 5% сократить установленные тарифы на газ и электроэнергию”. В этом, кстати, отличие лидера “НФ” от того же Трампа, который к разного рода социальным субсидиям относится, мягко говоря, прохладно.
А вот идея “повысить нравственность проф- союзной жизни путем государственного контроля над финансированием профсоюзов” может быть камнем в огород профлидеров, многие из которых во Франции традиционно симпатизируют левым. Пока разочарование представителей профсоюзов в нынешнем президенте-социалисте Олланде работает, в том числе, на более левого Меланшона.
“Сформировать национальный план по обеспечению равенства зарплат мужчин и женщин”. Услышать подобное от женщины вроде бы вполне логично. Но, скорее всего, лидером “Национального фронта” тут руководит не гендерная солидарность, а попытка переломить старую тенденцию. С поддержкой со стороны прекрасного пола дела у госпожи Ле Пен до сих пор обстояли не очень оптимистично. И дело не в том, что “женщины не хотят голосовать за женщину”. Просто у крайне правых партий чаще всего преимущественно мужской электорат. Для примера достаточно посмотреть на ЛДПР, занимающую в российской политике примерно ту же нишу.
“Национальный фронт” считается партией “синих воротничков”. Но в программе Ле Пен нашелся пункт и для представителей независимых профессий. Для них предлагается “создать социальный щит, предложив им либо подключиться к общей социальной системе, либо остаться на их собственной после ее кардинального пересмотра”.
Оппонент лидера “НФ” Франсуа Фийон победил в борьбе за право стать кандидатом от правоцентристской партии “Республиканцы”, заручившись, в числе прочего, поддержкой пенсионеров. Ле Пен учитывает это и обещает “повысить минимальный размер пенсии по старости повсюду во Франции, в том числе на заморских территориях”. На эту категорию граждан, которая чаще испытывает проблемы со здоровьем, чем молодежь, наверняка произведет впечатление и целый блок программы, посвященный поддержке здравоохранения.
Поддержка среди молодежи у “Национального фронта” постепенно росла. Еще накануне прошлых президентских выборов, в 2012 году, у госпожи Ле Пен был неплохой уровень популярности среди 18 - 24-летних избирателей (21%). Но и на старте нынешней кампании Марин не забывает о молодежи. Тут и предложение “запустить программу “Защита - Жилье - Молодежь”: широкий план строительства жилья для студентов”, и “создать программу “Первое рабочее место”, которая полностью освобождает от выплат предприятие при приеме на работу молодежи до 21 года на срок до двух лет”.
На президентских выборах 2002 года многих шокировал выход Жан-Мари Ле Пена во второй тур. Сегодня подобный сценарий для его дочери рассматривается как практически дело решенное. И все же мало кто пока верит в способность Марин выиграть всю гонку. Для этого нынешний лидер “Национального фронта” и пытается сломать границы большого, но все же замкнутого “электорального гетто”, привлекая новых избирателей. Но решить эту задачу ей будет непросто.
Оценивая программу Марин Ле Пен, надо иметь в виду, что теоретически даже в случае победы в президентской гонке возможностей осуществить эти планы у нее будет немного. При нынешней избирательной системе сторонников “Национального фронта” в новом составе парламента по-прежнему будет очень мало. Даже въехав в Елисейский дворец, отвечать за ключевые социально-экономические вопросы она не будет. Это будет делом правительства, опирающегося на парламентское большинство. В этих условиях Марин Ле Пен имеет куда большую свободу для обещаний, чем политики из ключевых парламентских партий. Впрочем, то же самое можно сказать и о некоторых других ее соперниках по этой гонке…
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно