Самая боевая и, наверное, успешная первичка, созданная в торговой сети “Магнит”, продержалась больше года. С одной стороны - это очень мало, но с другой - еще ни одной профсоюзной организации в “империи” миллиардера Сергея Галицкого не удалось так долго оставаться на плаву и чего-то добиться. В этом первичке, бесспорно, помогли и всероссийская кампания солидарности, и поддержка Саратовского обкома профсоюза “Торговое единство”, и заведенное впервые в России уголовное дело по статье “дискриминация в зависимости от принадлежности гражданина к общественным объединениям”.
Работники ЭРЦ ЗАО “Тандер” скрывали, что вступили в профсоюз, но это им не помогло: служба безопасности всех вычислила. Фото из архива “Солидарности”, февраль 2012 года
Звонок председателю первички Энгельсского распределительного центра ЗАО “Тандер” (структурное подразделение сети магазинов “Магнит”) Дмитрию Быстрову принес неожиданную новость: профсоюзной организации на складе больше нет. Кончилась. Последние на предприятии члены профсоюза принесли заявления о выходе из организации, так что даже трех человек не осталось. Я попыталась выразить Дмитрию сочувствие, но он меня перебил, заявив, что гордится тем, что они успели сделать.
Самая крупная победа - введение 36-часовой рабочей недели (вместо 40-часовой) и дополнительного отпуска продолжительностью 7 дней. Кроме того, прекратились смены по 12 часов, с переработками. С помощью Госинспекции труда удалось убедить работодателя, что во вредных условиях (а на складах “Тандера” они вредные) нельзя столько работать.
Все время, пока профактивисты боролись за нормальную рабочую неделю, с ними боролась служба безопасности предприятия. Самых ярых “смутьянов” уволили, а в отношении жены одного из них (она тоже работала в “Магните”) даже грозили завести уголовное дело, если он продолжит защищать работников. Не просто так Следственный комитет города Энгельса возбудил уголовное дело против ЭРЦ ЗАО “Тандер” - дискриминация действительно была, так же как и угрозы в адрес профлидеров, и прослушивание их телефонов, и даже патроны, подброшенные Дмитрию Быстрову в багажник машины. Вот только затем... уголовное дело оказалось закрыто “из-за отсутствия состава преступления”.
Членов профсоюза лидеры тщательно скрывали от работодателя, но в “Магните” оказалась хорошая служба безопасности: людей вычисляли и на них начинали давить, требуя написать заявления о выходе из профсоюза. В последнее время стала популярна схема, основанная на якобы нарушении техники безопасности. Дело в том, что в ЭРЦ ЗАО “Тандер” есть инструкция по безопасности, в которой говорится, что термобокс для перевозки продуктов нужно обязательно катить перед собой. Однако бокс высокий и тяжелый, и если выполнять инструкцию, то грузчик просто не видит, что происходит перед ним, а это крайне опасная ситуация, поэтому все тянут боксы за собой. Профком пытался привести инструкцию в соответствие со здравым смыслом, а руководство “Тандера” ссылается на положение о розничной торговле: в нем написано, что бокс положено толкать от себя. Но ведь Энгельсский распределительный центр - не магазин, а склад, где торговля вообще не ведется! А в Госинспекции труда разводят руками и ничего не могут сделать.
Тем временем этот пункт инструкции стал прекрасным способом избавления от неугодных. Им предъявляют претензии в нарушении техники безопасности и отстраняют от работы до сдачи экзамена, который с первого раза никто не сдает - это уже “норма”. Не сдал экзамен - не допускают к работе, при этом зарплата за грузчиком не сохраняется. Некоторые по четыре раза сдавали, месяц сидели без зарплаты. Тут и задумаешься, стоит ли состоять в профсоюзе...
- Народ выбрал путь попроще. Бороться никто не хочет, - поясняет экс-председатель профкома. - Я дал слово, что до последнего солдата буду воевать - так оно и было. Но если солдаты бросили оружие...
Окончательно все застопорилось на аттестации рабочих мест. Быстров пытался выяснить, почему никто не знает о результатах якобы проведенной аттестации. Для этого нужно было, чтобы кто-то из работников запросил их, но никто не захотел.
- Я спросил ребят, будем ли мы бороться за нормальную аттестацию, а мне ответили: не надо, хватит, - разводит руками Дмитрий Быстров.
Он решил, что если всех такое положение дел устраивает, то нет смысла дальше продолжать борьбу. Впрочем, он полагает, что это не конец, не исключено и продолжение:
- Посмотрим, если руководство опять начнет затягивать гайки - можно будет вторую волну поднять. Я не теряю контакта с товарищами.
Основные этапы борьбы
2012 год, январь. В ЭРЦ ЗАО “Тандер” создана первичка. Директор розничной сети “Магнит” Ирина Ляхова угрожает Юрию Качуру - одному из трех профактивистов - возбуждением уголовного дела в отношении его жены, товароведа магазина сети “Магнит”. (Об этом подано заявление в Следственный комитет по Саратовской области.)
3 февраля. В Энгельс приезжает делегация из головного офиса предприятия для встречи с профкомом. “Нам было предложено несколько вариантов. Первый - мы выходим из профсоюза, идем на мировое соглашение и продолжаем работать. Второй вариант - мы расторгаем трудовой договор, увольняемся по соглашению сторон, нам дают компенсационные выплаты, профсоюзная организация, естественно, перестает существовать. Третий вариант - нас увольняют по инициативе работодателя за нарушение дисциплины. Мы выбрали последнее”, - пояснили профлидеры.
В этот же день Сергей Китаев уволен “за нарушение техники безопасности” (катил термобокс рывками, а не плавно). Дмитрий Быстров уволен “за прогул”: он попросил один день за свой счет, начальник смены разрешил, а более высокое руководство чуть позже отказало. Вот только Быстрову об этом “забыли” сообщить.
8 февраля. Служба безопасности предприятия приехала в здание областной Федерации профсоюзов поговорить с председателем обкома “Торгового единства”.
14 марта. Энгельсский районный суд полностью удовлетворил иск зампредседателя профкома ЭРЦ ЗАО “Тандер” Сергея Китаева. Истец просил восстановить его на работе, взыскать с “Тандера” зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда, а также отменить дисциплинарное взыскание.
21 марта. Суд восстановил Дмитрия Быстрова на работе, также полностью удовлетворив его иск.
29 марта. Энгельсский следственный комитет возбудил уголовное дело против ЭРЦ ЗАО “Тандер” по ч. 1 ст. 136 УК РФ “Дискриминация в зависимости от принадлежности гражданина к общественным объединениям”. По этой статье предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.
10 апреля. Прокуратура кардинально меняет свою позицию: если на суде она выступает на стороне профлидеров, то теперь полностью поддерживает апелляцию ЗАО “Тандер”.
11 апреля. Сергея Китаева “заваливают” на экзамене по технике безопасности, не допуская до работы.
17 апреля. Председателю профкома подбрасывают боевые патроны от автомата Калашникова.
24 апреля. Газета “Солидарность” объявляет общероссийскую кампанию солидарности в поддержку первички ЭРЦ ЗАО “Тандер”.
14 июля. В городе Энгельсе проходит пикет в поддержку первички.
Август. Следственный комитет закрыл уголовное дело ввиду “малых перспектив выигрыша в суде”.
13 сентября. Энгельсский районный суд обязал ЭРЦ ЗАО “Тандер” предоставить профкому в безвозмездное пользование оборудованное помещение для осуществления профсоюзной деятельности.
30 сентября. Уголовное дело по ч. 1 ст. 136 УК РФ вновь открыто.
Декабрь. Следственный комитет вновь закрыл уголовное дело “из-за отсутствия состава преступления”.
2013 год, февраль. Профком обращается в инстанции, чтобы получить результаты аттестации рабочих мест.
Апрель. Последний член профсоюза написал заявление о выходе из организации. Первички ЭРЦ ЗАО “Тандер” больше не существует.