Шахтеры Хакасии объявили голодовку и угрожали самосожжением, требуя наказать виновного в растратах госуправляющего. Такая новость пришла из Сибири. Группа из четырнадцати шахтеров объявила 3 сентября бессрочную голодовку. Рабочие потребовали от республиканских властей выплатить им заработную плату за 2001 год и увеличить пенсии на 15% за каждый год стажа.
О шахтах “Енисейская” и “Хакасская” (Республика Хакасия) “Солидарность” пишет еще с 2004 года: шахты банкротились, меняли названия и собственников, закрывались, затапливались. У шахтеров с “Енисейской” проблемы с зарплатами тянутся еще с 1996 года, хотя шахта закрылась только в 2002 году. Примерно то же относится и к “Хакасской”. И вот в июне этого года люди, наконец, стали получать деньги в порядке очереди. Сначала было решено рассчитаться с теми, кому предприятия задолжали суммы до 50 тысяч рублей. Это позволило значительно сократить количество кредиторов.
В середине июня выплат ожидали 301 рабочий и 28 вдов с “Енисейской” (общая сумма долга около 40 млн рублей), а также 445 человек с шахты “Хакасская” (14,3 млн рублей). 787 человек получили в общей сумме 27,6 млн рублей. Но самое интересное - ни один из бывших собственников шахт в этом процессе не участвует. С февраля прошлого года деньги собираются, по сути, благотворительным образом. Правительство республики, при участии Минэнерго и Росуглепрофа, договорилось о денежных траншах на выплату долгов с другими предприятиями, работающими в регионе.
В то же время, помимо долгов по зарплате, некоторые люди столкнулись с другой проблемой. По Федеральному закону № 81 от 20.06.1996 некоторым категориям шахтеров (например, пенсионеры, инвалиды) и их вдовам полагается бесплатный уголь для отопления своих жилищ. Например, в прошлом году те, кто живет в своем доме с печным отоплением, получали по 4 тонны угля с бесплатной доставкой. Тем, кто проживает в квартире, досталось по 2 тонны - распорядиться топливом они могли на свое усмотрение. Однако там, где есть такие понятия как “льготник”, “категория”, “бесплатно” - неизбежно возникает бумажная волокита и необходимость обивать пороги.
3 сентября шахтеры объявили голодовку и угрожали самосожжением, требуя наказать виновного в растратах госуправляющего. Всем участникам протестной акции уже за 50 лет, многие гораздо старше, одному бывшему шахтеру уже 75. Голодовка, с учетом особой вредности их профессии, грозила шахтерам серьезными проблемами со здоровьем. Многие имеют такие и на сытый желудок.
Среди протестующих есть инвалиды, получившие степень на производстве; некоторые перенесли тяжелые операции и нуждаются в новых; есть ветеран труда со сгоревшим еще в январе домом. Из четырнадцати человек, принимающих участие в голодовке, девять были направлены в стационар по медицинским показаниям, но после короткого курса оздоровления продолжили акцию. Об этом голодающие сообщили в открытом письме, размещенном на сайте Федерации профсоюзов Республики Хакасия.
Наконец, шахтер Геннадий Романенко объявил, что 15 октября совершит самоубийство на Новогодней площади Черногорска. Точнее - самосожжение.
Однако понимания у местных властей голодающие не нашли. Дело в том, что деньги на погашение долгов перед шахтерами обанкротившихся предприятий выделяет вовсе не правительство республики. Средства поступают в качестве благотворительной помощи от компаний-“коллег”, все еще работающих в регионе. Местные власти выступают в качестве организатора поисков этих денег.
Напомним, при участии Координационного совета профсоюзов Черногорска и ФПРХ были сформированы списки очередности, в соответствии с которыми между бывшими работниками шахт распределяются полученные транши. И, судя по интервью замглавы и председателя правительства Хакасии Николая Попова, опубликованному на официальном сайте ведомства 9 октября, региональные власти расценили голодовку как попытку “пролезть” вперед без очереди.
Стоит отметить, что шахты “Хакасская” и “Енисейская”, признанные банкротами в 2001 и 2003 годах соответственно, как предприятия государственные были признаны Арбитражным судом свободными от долговых обязательств. В том числе и по зарплатам. Шахтеры не без оснований (как минимум моральных) считают решение суда несправедливым и именно ввиду государственной принадлежности шахт-банкротов требуют выплаты долгов от правительства республики. С другой стороны, собеседник Николая Попова в упомянутом интервью называет настрой голодающих “иждивенческим”. С учетом площадки, выбранной для публикации беседы, можно с определенной долей уверенности говорить, что такова позиция самих республиканских властей.
Что несколько странно, ведь нужды голодающих рабочих не ограничиваются выплатой денег и доначислений к пенсиям. Они также требуют привлечения бывшего государственного конкурсного управляющего шахты “Енисейская” Анатолия Петренко к уголовной ответственности. По версии шахтеров, он продал в свое время 41 объект предприятия за 47 (!) тысяч рублей. И не только по версии шахтеров: дело против Петренко открывали и закрывали уже не раз. Причем, как утверждает председатель КСП Черногорска Александр Атюков, периоды активности следователей совпадают с периодами обострения протестных настроений в шахтерской среде.
Что же, очередное обострение налицо. Правда, 13 октября шахтеры подписались под заявлением о прекращении голодовки. Акт самосожжения тоже, слава богу, не состоится. А пока что выплат на общую сумму около 58 млн рублей ждут примерно 800 бывших работников “Енисейской” и “Хакасской”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно