Удостоверение идиота. Фото с сайта romo.ua
По данным Минэкономразвития, 20 млн россиян трудятся вне правового поля. То есть работают сами на себя и не отчисляют налогов и социальных выплат. Последние недавно увеличились, и чиновники связывают с этим крупный отток в “тень” вчерашних ИП. Министерство надеется ежегодно пополнять казну на 120 млрд рублей за счет продажи патентов на самостоятельную занятость без образования юрлица. Но на вопрос, зачем это нужно самим “нелегалам”, МЭР ясного ответа не дает.
Минэкономразвития выступило с инициативой, которая, по мнению чиновников, заставит выйти из налоговой тени россиян-“нелегалов”. Речь идет, например, о репетиторах, дизайнерах, фотографах, поварах, швеях и сезонных работниках, которые работают самостоятельно - без трудовой книжки или образования ИП. (Перечень профессий еще окончательно не сформирован.) Им будет предложено покупать у государства специальные патенты на ведение деятельности за тысячу рублей в месяц. Примечательно, что годовой патент, по замыслу МЭР, позволит работать только 6 месяцев, которые можно будет “размазать” по году самостоятельно. (Т.е., условно говоря, за 6 тыс. выдается один патент на 6 месяцев, действующий в течение года - по принципу иностранной визы.)
По оценкам министерства, 20 млн россиян заняты на нелегальном рынке труда. Так называемая самозанятость позволяет им не отчислять налоги и социальные выплаты. В правительстве уверены, что ряды “нелегалов” значительно пополнились за счет вчерашних частных предпринимателей, не потянувших недавнее повышение взносов в ПФ и ФСС.
Чиновники не без основания считают, что эти люди, так или иначе, продолжили прежнюю предпринимательскую деятельность, но уже без регистрации ИП. Эту мысль высказал 11 ноября на круглом столе “Нелегальный рынок труда” и.о. заместителя директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Алексей Шестоперов. В ведомстве считают, что выгода бюджета от продажи патентов составит до 120 млрд рублей. Стоимость патента предполагается повышать ежегодно на уровень инфляции.
- Статистика показывает, что в последние несколько лет в стране растет доля неформальной занятости, - говорит Шестоперов. - В этом году более 500 тыс. индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность - в основном в связи с повышением страховых взносов. Возникает вопрос: куда уходят эти люди, если численность экономически активного населения не снижается? Мы делаем вывод, что они продолжают работать, но уже в тени, так же ведя предпринимательскую деятельность.
И вот по результатам заседания правительства 3 октября этого года было поручено разработать специальный налоговый режим для самозанятых граждан, не зарегистрированных как ИП.
- Инициатива спорна, - комментирует председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко. - Если есть возможность собрать налоги с людей, которые работают, налоги не платя, это хорошо. Но даст ли это ожидаемый результат? Переводчикам, швеям, репетиторам, сиделкам, поварам и людям, занятым в сельском хозяйстве, было предложено покупать патент за тысячу рублей в месяц, и таким образом легально трудиться. Но так как патент на работу в России для иностранца стоит ту же тысячу рублей, непонятно, в чем же будет приоритет у россиян, да еще на фоне того, что иностранный работник готов трудиться за сумму ниже той, которая требуется россиянину?
Правда, иностранцы все-таки работают “на дядю” и к фрилансерам отношение вряд ли имеют. Что же до параллели с патентами на работу для иностранных граждан, то Инна Святенко напомнила о том, как их введение позволило казне в прошлом году собрать 6 млрд рублей. По ее мнению, это “сумма небольшая, но показательная в том, что многие иностранцы хотят работать легально”. На конец октября этого года патенты получили 1,2 млн иностранцев, в то время как, согласно данным ФМС, в России их насчитывается около 11 млн.
Возвращаясь к нашим, родным “нелегалам” - возникает вопрос: что же заставит их приобретать патенты? В некоторых регионах люди зарабатывают по 7 - 9 тыс. рублей в месяц, и отдавать тысячу за какую-то бумажку они вряд ли захотят. “За какую-то бумажку” - потому что даже в Минэкономразвития пока смутно представляют пользу от нее для фрилансера. Тем более никто не знает, что должно грозить нарушителям анонсируемых правил. То есть стимулы к легализации отсутствуют.
- Нам важно “зацепить” этих граждан, попытаться вывести их из тени, - пояснил Алексей Шестоперов. - Сумма (в тысячу рублей) складывается из налога на доход и платежа в ФСС.
Период “активного” действия патента в 6 месяцев, по словам чиновника, был выбран затем, чтобы не привлечь в этот налоговый рай нынешних индивидуальных предпринимателей: помимо тысячи рублей, никаких иных отчислений для самозанятых людей не предусмотрено.
- И если человек хочет продолжать этот вид деятельности, он должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, - заключает Шестоперов.
При этом стоит отметить, что инициатива министерства еще не нашла никакого отклика ни в Минфине, ни в Минтруда, а система контроля за “патентованными репетиторами” и способы мотивировать их к покупке разрешения на работу не разработаны вовсе. Станут ли “светиться” ради полугода легальной работы ушедшие в тень индивидуальные предприниматели - неясно. Хотя в России, как говорится, дураков на сто лет припасено, все же весьма сомнительно, что они во множестве найдутся среди людей с деловой жилкой.
Олег Соколов, руководитель департамента социально-трудовых отношений и соцпартнерства ФНПР:
- Есть разные категории самозанятых. Есть те, кто работает на себя, и есть очень большая группа людей, которые называются таковыми, но на деле являются наемными работниками. Это, по сути дела, теневые трудовые отношения. Возьмем тех же водителей маршруток или торговцев на рынке - очень часто они юридически являются самозанятыми, но фактически у них есть работодатель, который просто таким образом минимизирует свои платежи - налоговые, социальные и прочие, формально представляя статус самозанятых этим людям.
Система, предложенная Минэкономразвития, не решает проблем. Понятно, что эти патенты никак не обеспечат выход из тени тех, на кого они рассчитаны, и не обеспечат увеличения бюджетных средств путем ликвидации дефицита ПФ. Идея противоречит и макроэкономической политике в плане создания высокопроизводительных рабочих мест. Такие места можно создавать только в формальном секторе. Фактически эта инициатива приведет к легализации теневых отношений в трудовой сфере. По поводу предполагаемых временных рамок действия патентов не могу ничего сказать. Какая-то странная конструкция. Лучше бы Минэкономразвития занялось созданием достойных рабочих мест для обеспечения экономического роста.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно