Top.Mail.Ru
Статьи
9
Итоги года подвели

Эксперты обсудили причины стагнации российской экономики

Итоги года подвели

Рисунок Дмитрия Петрова

Экономические итоги прошедшего 2013 года оказались для России не самыми удачными. На фоне былых заявлений президента Путина о том, что страна сможет успешно развиваться при экономическом росте не менее 5% в год, в III квартале 2013 года этот показатель составил всего 1,3%. 12 декабря, выступая с посланием к Федеральному собранию, президент объяснил замедление роста внутренними факторами. Наличие внутренних проблем официально признано главным тормозом развития, и теперь экономисты спорят о том, в чем же именно эти проблемы состоят.

“ТЕПЕРЬ СКАЗАНА ПРАВДА”

Рост ВВП России за 9 месяцев 2013 года составил 1,3%. Это при том, что сам президент Путин в прошлом году признал минимально необходимой для устойчивого развития страны планку в 5%. И при том, что Минэкономразвития прогнозировало годовую инфляцию на уровне 6 - 6,1%. Итоговый показатель пока неизвестен, но нет оснований полагать, что он существенно превысит показатель третьего квартала.

Между тем, в своем послании к Федеральному собранию от 12 декабря Владимир Путин заявил, что причины снижения темпов роста российской экономики кроются во внутренних факторах. Эта новость стала обсуждаемой не потому, что раньше никто этого не замечал, а, скорее, потому, что до сих пор власти списывали экономические проблемы на внешние факторы. В основном на мировой экономический кризис 2008 - 2009 годов (от которого, и правда, до сих пор страдают многие страны). Теперь же экспертам официально, так сказать, “дана отмашка” на анализ внутренних “тормозов”. О них и о прогнозах на 2014 год говорили участники круглого стола, прошедшего в Москве 25 декабря.

- До этого говорилось, что мы находимся в очень турбулентном мире, кругом кризис, рецессия, очень медленный выход из нее. А мы все являемся частью мирового хозяйства, и поэтому, собственно, мы хорошие, но страдаем из-за окружения. Теперь сказана правда, - считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

Эксперт выделяет три основные причины спада. Во-первых, закончились миллиардные мегапроекты, финансируемые из бюджета: олимпийская стройка, обустройство острова Русский к саммиту АТЭС, Казанская универсиада... Вливая огромные деньги в огромные проекты, государство стимулировало рост экономики.

- Во всем мире идет возвращение к государственному капитализму, и никого это не волнует, - говорит экономист. - Нужно тратить. При вялом спросе альтернативы госкапитализму нет.

Вторая причина видится Гринбергу в “тотальном бюрократическом гнете” над бизнесом. По его словам, люди 40 - 45 лет, которые в свое время стали первыми частниками, заработали денег и понимают, что такое бизнес, хотят закона и порядка. (“Люди всегда хотят закона и порядка после того, как они становятся богатыми в результате альтернативных действий”, - полушутя добавляет эксперт.) А пока порядок не обеспечен в должной мере, частники не хотят “долгосрочно думать” из-за того, что государство часто запускает руку в их активы.

Третий фактор экономист связывает с засильем импорта: люди, оплатив питание и услуги ЖКХ, остальное тратят преимущественно на зарубежную продукцию. (“А другие выживают, как могут”.) Соответственно, российский частный бизнес не имеет гарантий спроса на свою продукцию.

Директор Института “Центр развития” НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова, в свою очередь, ожидала наступившего спада практически все предыдущее десятилетие. По ее мнению, причины замедления экономического роста в России заключены в самой модели экономики, которая сложилась и успешно функционировала в 2000-е годы. Подъем цены на нефть до уровня, предшествовавшего дефолту 1998 года, обеспечил посткризисное восстановление. Однако вскоре стало понятно, что дальше цена на нефть расти не будет. И стагнация была неизбежна. Сейчас, считает Акиндинова, из-за ограниченных возможностей российского бизнеса в сравнении с импортерами, а также из-за высокого уровня оттока капитала за рубеж “нельзя обеспечить темпы роста больше, чем 1,5 - 2%” в год.

- В два-три ближайших года не стоит ждать оживления роста. Если все будет продолжаться по нынешнему сценарию, то возможность оживления возникнет не раньше, чем в 2016 - 2017 году, - говорит эксперт.

БЕГ НА МЕСТЕ

Довольно флегматичный подход к проблеме продемонстрировал главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев. Трагедии он в сложившейся ситуации не видит. Леонид Маркович, не боясь быть не в тренде, по-прежнему говорит о внешних экономических факторах:

- В принципе, в мире сейчас все в не очень хорошем положении. Мы растем примерно вровень с развитыми странами. Для нас, при отсутствии физического роста экспорта или его ценового роста, и этот результат - приличный. Катастрофы нет. Пока цена на нефть остается в районе сотни.

Одной из самых больших ошибок властей в экономической сфере Григорьев считает объединение Высшего арбитражного суда с Верховным судом. Соответствующее решение Госдумы от 21 ноября прошлого года он считает ни много ни мало ликвидацией арбитража. Дело в том, что арбитражный суд обеспечивает регулирование коммерческих и инвестиционных споров. И “вопросы [в нем] можно было решать по здравому смыслу, а не [только] по букве закона”.

Многие в экономическом сообществе опасаются того, что теперь частный бизнес будет лишен права на справедливое рассмотрение споров. А без гарантий защиты заниматься предпринимательской деятельностью смысла мало. К тому же, как напоминает Наталья Акиндинова, МВД и Следственный комитет недавно вернули себе право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без участия собственно налоговых органов.

Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин тоже не видит в текущем положении дел ничего удивительного, тем более катастрофы. Но и рассчитывать на то, что Россия снова сможет добиться высоких темпов роста, обусловленных ростом цен или объема добычи нефти и газа, по его мнению, бессмысленно, потому что “они свои возможности исчерпали”.

- Если вы развиваетесь темпами в 1,5 - 2% и такие же темпы у развитых стран - значит, вы не развиваетесь, - указывает Ясин.

Вместе с тем нельзя не отметить, что замедление темпов экономического роста происходит в России из-за невозможности модернизации. Имеется в виду не создание “Сколкова” или “не имеющего аналогов” российского айфона, а промышленная модернизация. Та, что позволит усилить конкурентные качества отечественных производителей и требует внедрения новейшего оборудования и обучения рабочих. И даже если предположить, что работодатели все как один за новшества, вопрос банально упирается в деньги. Которых без должного экономического роста будет хватать только на топтание на месте.

Комментарий

Нина Кузьмина, заместитель председателя ФНПР:

- Чередование подъемов и спадов - обычное дело для текущей модели глобальной экономики: она так устроена и только так развивается. Основная причина современного глобального спада в том, что завершился очередной цикл развития в рамках этой модели экономики.

Каждый новый цикл начинается с глобального открытия, которое меняет структуру производства и потребления, создает принципиально новые товары и услуги. Последний подъем был связан с микроэлектроникой, компьютерами, Интернетом и мобильной связью. Новый подъем начнется (если без глобальной войны, конечно; увы, война тоже стимулятор последующего роста), когда будет не только открыто (изобретено) принципиально новое благо, но и удешевлено его производство, которое должно стать массовым.

Скорее всего, это новое благо будет связано с производством “запчастей” для человека и индивидуальными лекарствами, действующими точечно, на клеточном уровне. Отсюда поиски преимущественно в области биотехнологий. Будет ли Россия местом, где изобретут новое благо и способ удешевить его производство? Вряд ли: новая экономика появляется на месте развитой старой, а не на ее руинах. (Но изобретение нового блага произойдет, несомненно, с участием российских ученых и специалистов.)

Что делать, пока новые Форды не поставят на поток производство “запчастей” для человека? Прежде всего, не играть в игры, навязываемые глобальной системой. Но это пока невозможно: как говорится, вход в систему - рубль, выход - сто. Остается наводить порядок в собственном хозяйстве, тем более что здесь работы непочатый край: внутренний спрос далеко не насыщен. Другое дело, что это неплатежеспособный спрос. Значит, требуется его государственное стимулирование.

Самый главный внутренний “тормоз” нашей экономики - несправедливое распределение созданного обществом дохода и отсутствие нормальной цены базового ресурса на рынке труда. Это блокирует абсолютно все - от модернизации экономики до решения проблем пенсионного обеспечения.

Экономическим понуждением к модернизации является установление минимальных гарантий по заработной плате (или платы за неквалифицированный труд в нормальных условиях) на уровне, обеспечивающем воспроизводство рабочей силы. Это обязательное первое действие. “Проклятие” дешевого труда пострашнее “ресурсного проклятия”.

Денег нет? Да ладно! Достаточно посмотреть на безумные и незаработанные зарплаты многих руководителей. В целом по стране они съедают не меньше трети общего фонда оплаты труда, но такие деньги только стимулируют их ничегонеделанье. Не мешает пересмотреть выделенное финансирование на пустые, с абстрактными целями проекты, реализацию которых не проверить (вроде программы по повышению степени толерантности в сфере национальных отношений ценой в 7 млрд рублей). Как говорит кот Матроскин, “деньги у нас есть - у нас ума нет”.

Страшилки типа “бизнес отсюда уйдет” или “инфляция вырастет” - пустые отговорки: бизнес идет туда, где источники ресурсов и рынки сбыта, а инфляция растет из-за тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, тарифов в большей мере нерегулируемых.

Но беда в том, что управленческие решения у нас формируются людьми либо фатально некомпетентными, либо глубоко и искренно верующими, например, в рынок или в демократические институты. И те и другие - по итогам их работы - одно и то же. Поэтому “майские” указы Путина или не выполняются, или выполняются так, что “людей тошнит”, как президент сам недавно оценил. И когда некоторые говорят, что эти указы практически невыполнимы, хочется напомнить: кто хочет - тот делает, кто не хочет - ищет уважительные причины, объясняющие его бездействие.

Автор материала:
Павел Осипов - Итоги года подвели
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Игорь
11:39 от 20.01.2014
Гайдаровский форум. Либерасты, советологи ясины...
Неолиберальное правительство в отставку! Хватит нам профсоюзам с этими уродами соцпартнёрить!улыбка
Сферический конь
09:04 от 19.01.2014
Ручное управление. Синоним – самодержавие.
Очень эффективный способ управления. Но в короткой перспективе. Если ручное управление затягивается, всё заканчивается национальной катастрофой.
Примеры: конец хозяев земли русской – семейства Романовых, правления советских генсеков.
юсык
07:46 от 19.01.2014
Согласен с Игорем, респект, - но кроме последнего абзаца. Для ФНПР все плохи (Правительство, либералы и т.п.), кроме самого "папы". А разве майские указы это не та же Программа КПСС? Или - "обеспечить всех жильём за 20 лет".
Вот сейчас есть законопроект ЛДПР о почасовой оплате труда. Минимум - 100 рублей в час. Что, думаете, ФНПР поддержит? Да ни за что! А ведь это минимум 13-14 тысяч в январе...
Игорь
11:58 от 19.01.2014
В "Солидарности" ранее была опубликована статья о почасовой оплате труда:
http://www.solidarnost.org/articles/articles_2392.html
"Почасовая оплата: за и против"
Введение почасовой оплаты труда в России может привести лишь к снижению трудовых гарантий.

юсык
15:40 от 19.01.2014
Да, читал я, Игорь, эту статью. Ну почему они думают, что это плохо? В Америке и у многих других - хорошо , а у нас будет швах. Правильно, - там по минимуму даже для болгар до 160 руб. час доходит (если 3,8 евро), ну надо же с чего -то начинать. А основной аргумент - что теряют работающие по 36 часовой неделе, так это вообще глупость несусветная. Почему же сейчас не теряют почасовики при сокращенном рабочем дне (неделе)? Да потому, что за 36 часов платят так же как и за 40.То же самое можно сделать и при почасовой минимальной оплате, включив в качестве дополнения к 100 руб. различные компенсационные и стимулирующие выплаты. Просто у нас как всегда если это не ФНПР придумала, не ЕР и тем более не ОНФ - то всё плохо по определению...
А осудить слабо?
Игорь
10:26 от 20.01.2014
Я просто привёл ссылку. Это отдельная тема, поэтому по почасовой оплате труда надо дискутировать после той статьи, а не здесь.
С нашей культурой трудовых отношений, с существующим обманом работников, с бизнесменами, которые из грязи в князи... только и вводить почасовую оплату труда.улыбка
Варвара
09:09 от 19.01.2014
Исаев по этому поводу уже высказался: реальнее добиваться повышение МРОТ до уровня ПМ.
10 лет добиваются-переговариваются - где результат?
Так же будет и с почасовой оплатой труда (соцпартнеры не согласятся).
Варвара
06:54 от 19.01.2014
"...Прежде всего, не играть в игры, навязываемые глобальной системой. Но это пока невозможно: как говорится, вход в систему - рубль, выход - сто. Остается наводить порядок в собственном хозяйстве, тем более что здесь работы непочатый край: внутренний спрос далеко не насыщен..."

Об этом и речь! Была бы ВОЛЯ - появились бы и работа, и 20 миллионов НОВЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ рабочих мест.
Здесь, у себя дома...
Или нам самим не нужен металл, те же рельсы?!
А на "Уральской Стали" закрывают сортопрокатное производство и объявили сокращение 2500 человек!
Председатель профкома в отпуске (в такое время!) - перетрудилась...
Игорь
20:33 от 18.01.2014
Комметарию Н. Кузьминой - респект!

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика