Top.Mail.Ru
Статьи
4
Три проблемы для президента

Лидер российских профсоюзов обсудил с президентом России несколько социальных тем

Три проблемы для президента

Фото РИА Новости

14 марта председатель ФНПР Михаил Шмаков встретился с президентом России Владимиром Путиным. Об итогах встречи Михаил Шмаков рассказал, отвечая на вопросы газеты “Солидарность”.

- Ваша встреча состоялась за несколько дней до крымского референдума, тем не менее она была посвящена исключительно социальным вопросам...

- Да, это так. Конечно, Федерации независимых профсоюзов России была, мягко говоря, небезразлична ситуация, развивавшаяся на Украине. Не безразлична эта ситуация и сегодня. Однако профсоюзы России - в первую очередь экономическая организация, защищающая права трудящихся. Об этом и шел разговор с президентом. И в этом смысле знаковый характер носят слова Владимира Путина, прозвучавшие на встрече, о том, что “несмотря на всю турбулентность международных отношений, все-таки самое главное - это то, что происходит в нашей стране, самое главное - это социальное самочувствие людей...”.

- В чем, на ваш взгляд, основная причина кризиса на Украине?

- В основе, на мой взгляд, лежат социальные причины. Низкий уровень жизни, зарплат и пенсий. Существенный рост коррупции. Кризис в экономике, поделенной между олигархами. Отсутствие социального диалога. Кстати, многие из этих тенденций имеют место и в России. Другое дело, что на Украине все они идут с коэффициентом 10.

- Какие темы вы обсуждали с президентом?

- Первая - это проблема развития социального партнерства в крупных компаниях, прежде всего в компаниях с государственным участием. А точнее, неготовность многих из них полноценно участвовать в переговорах с профсоюзами по вопросам отраслевых соглашений, уровня зарплат, дополнительных социальных пакетов для работников. Если у госкомпаний такая позиция - то чего ждать от частного сектора, от малого и среднего бизнеса?! Я считаю, что госкомпания должна подавать пример социального партнерства. А компании, которые не являются государственными, но получают от него какие-либо преференции или госзаказы, обязаны быть в системе отраслевых соглашений.

Вторая проблема связана с прогрессивной шкалой налогообложения на доходы физических лиц. Когда в начале 2000-х годов ввели плоскую шкалу, это оправдывалось необходимостью вывода доходов бизнеса из тени. Но нужно быть откровенными: доходы бюджет потерял (прежде всего региональные бюджеты), эти потерянные доходы бизнес своим обещанным ростом впоследствии не компенсировал. А основная налоговая нагрузка по НДФЛ легла на тех, кто и так зарабатывает “среднюю температуру по больнице” или еще меньше. Это и несправедливо, и экономически необоснованно. Мы не призываем доводить налоги на сверхдоходы до тех размеров, которые приняты, например, во Франции - а там это 75% налога на все доходы свыше миллиона евро за год. Но уровень социального расслоения в России достиг неприличных цифр. А это значит - сверхбогатые должны платить больше. Для тех же, кто получает заработную плату ниже прожиточного минимума (что вообще недопустимо!), нужно либо вообще отменить подоходный налог, либо сделать его резко ниже.

Третья проблема - это, увы, стандартная проблема. Минимальный размер оплаты труда, который должен быть не ниже прожиточного минимума и который, однако, всю историю современной России ниже его. Сейчас, в рамках подписанного в конце декабря Генерального соглашения, мы все-таки добились того, что в течение трех лет, до 2016 года, минимальный размер оплаты труда должен быть доведен до уровня прожиточного минимума. Но прожиточный минимум считается по архаичной методике, которая идет к нам еще из середины 50-х годов прошлого века. Необходимо пойти по другому пути. А именно: перейти на другой показатель - минимальный потребительский бюджет (МПБ). В деньгах это выше. Минимальный потребительский бюджет в рублях “весит” примерно 16 - 18 тысяч в нынешних ценах. А стоимость минимальной потребительской корзины - 8014 рублей, при этом МРОТ сегодня - 5554 рубля. Понятно, что переход на показатель МПБ - дело непростое. Но разрабатывать переход на него при составлении перспективных планов экономического развития надо, чтобы было реальное планирование, с учетом реального положения дел.

Для решения всех этих проблем нужен импульс не только со стороны профсоюзов, но и со стороны государства. Именно об этом я и сказал президенту.

- И что он ответил?

- По вопросу о госкомпаниях президент сказал, что политический импульс для активизации их участия в социальном партнерстве, в содержательных переговорах с профсоюзами будет дан. По остальным вопросам президент предложил провести более подробное обсуждение. Это вполне нормально, и мы готовы к содержательной дискуссии на эти темы.

Автор материала:
Александр Шершуков - Три проблемы для президента
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Фёдор
15:39 от 01.04.2014
Необходимо менять подход к профсоюзам. Чтобы работодатель не грабил наёмного работника - единственным представителем должен стать профсоюз (как в передовых странах экономики). Государство должно поддержать профсоюз законодательно, обязать всех работодателей иметь коллективные договора только с профсоюзной подписью. Иначе равноправного социального партнёрства не может быть. Предприниматель всегда найдёт обоснование не повышать заработанную плату.
Варвара
06:49 от 02.04.2014
"...обязать всех работодателей иметь коллективные договора только с профсоюзной подписью..."

Федор! Оно и сейчас так. Подпись профсоюза есть, а толку?
"Толк" зависит не от государства, а от позиции профсоюза.
В том-то и беда, что позиция эта смахивает на позу "зю" перед работодателем.
Поэтому никак "равноправного социального партнёрства не может быть" - не потому, что нет поддержки государства...
И далее по кругу!
Дмитрий
12:26 от 02.04.2014
А вы можете привести конкретные примеры, когда была бы подпись профсоюза, а толка не было бы? При условии, что документ с подписью не отложили бы дома в ящик, конечно.
Что было, когда права рабочих пытались защищать без оглядки на работодателей, мы помним по 1917 году. Так что я считаю, что нужно именно партнерство работника и работодателя.
Игорь
15:00 от 26.03.2014
Путин пообещал придать импульс по отраслевым соглашениям.
Да, без ручного управления никак. В данном случае оно будет смахивать больше на ножное, т.е. кто-то получит пенделя для придачи импульса.

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал