Фото: duma.gov.ru
В Госдуме 28 сентября прошел “правительственный час” с участием главы Минэкономразвития Максима Решетникова. Как напомнил министр, на Россию обрушились жесточайшие экономические санкции. Однако, считает он, страна в целом справляется с их последствиями. Например, импортозамещение пока оборачивается заменой одних иностранных товаров на другие иностранные, а предприниматели для выплаты зарплат берут кредиты.
Министр экономического развития Максим Решетников, выступая в Государственной думе 28 сентября, решал, волей-неволей, нетривиальную задачу: как можно честнее описать санкционные ужасы и их последствия, но при этом выглядеть как можно более оптимистично. То есть, с одной стороны, “введенные против России беспрецедентные по масштабам санкции - а их уже более 11 000 - создали целый ряд вызовов”. Но с другой - “остановлюсь на стратегических задачах, которые нам предстоит решить, чтобы обеспечить экономический рост”.
“Вызовы” нам с вами знакомы давно, тут сплошная стабильность. Во-первых, это ограничения для внешней торговой деятельности: под прямые запреты попала почти четверть российского экспорта. Во-вторых, перечисляет министр, это технологические и транспортные ограничения: запреты на импорт комплектующих, на заходы в порты, на автоперевозки; прекращение технического обслуживания самолетов. В-третьих, ограничения в финансовой сфере: заблокирован доступ к глобальной финансовой системе, заморожены финансовые государственные и частные активы, многие страны запретили сделки с российскими Центробанком и Минфином. При всем при том - что же это, если не чудо:
- Несмотря на это российская экономика оказалась устойчива к вызовам. Потребительский спрос восстанавливается - этому способствует ситуация на рынке труда, - уверен Решетников. - Дополнительные меры социальной поддержки, запущенные во втором квартале текущего года по поручению президента страны [также сказались позитивно]. Это индексация пенсий, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, начало новых выплат на детей.
Безработица в мае - июле действительно вышла на очередной исторический минимум - Росстат сообщает о 3,9% безработных среди россиян от 15 лет и старше. Однако по прогнозу того же Минэкономразвития к концу года показатель вырастет до 4,8%. Кроме того, по крайней мере с обывательской точки зрения, странно говорить об устойчивости экономики, когда в рамках мобилизации из нее как бы извлекаются сотни тысяч работоспособных мужчин.
Нет, зарплату им предписано выплачивать, как и прежде (минимум 80%), но ведь эти работники по объективным причинам не смогут производить товары и услуги. С другой стороны, места мобилизованных могут на время занять те, кто до этого числился безработным (Госдума как раз приняла на прошлой неделе соответствующий закон). Так что тут, может, все сходится: если одно рабочее место будут формально занимать два человека сразу, то безработица не может не пойти на спад. Остается понять, где работодатель возьмет денег, чтобы платить зарплату обоим, хотя по факту производством занят один. Будем надеяться, что выход будет найден. Не зря же министр излучает столько спокойной уверенности в завтрашнем дне.
- Бюджет также поддерживает экономику. В этом году мы лучше исполняем как доходную, так и расходную части. Накопленный профицит, который мы наблюдали с начала года, в мае достиг максимума - он был на уровне 3 трлн 400 млрд рублей. Я имею в виду в целом бюджетной системы. Сейчас он снизился до 700 млрд рублей. Соответственно, это те средства, которые пошли в экономику и поддерживают потребительский инвестиционный спрос, - говорит Решетников. - Несмотря на санкции, за восемь месяцев этого года доходы консолидированных бюджетов регионов выросли на 19%.
Правда, ожидают в министерстве, по итогам года экономика все равно упадет. ВВП (стоимость всех произведенных товаров и услуг) сократится на 2,9%. Зато замедлится инфляция: после пикового значения в 17,8% в апреле и 13,9% сегодня - до 12,4% в декабре. Наверное, в целом не так уж плохо. Если забыть, что еще недавно двузначный показатель инфляции казался нам нонсенсом.
Так или иначе, повторяет Максим Решетников, “экономика оказалась устойчивой”. И главная причина тому, по мнению министра, - ставка “на предпринимательскую инициативу”. В том смысле, что предприниматели крутились как белки в колесе в поисках новых поставщиков и альтернативных рынков сбыта, а также “развивали импортозамещение”.
- В Ярославской области общался с крупнейшим разработчиком автономных мобильных электростанций, - привел министр пример. - Он уже перестроил свое производство, заменив западные комплектующие на отечественную продукцию и из Юго-Восточной Азии. В Тульской области производитель пластмассы смог заместить оборудование из Европы и США продукцией из стран-партнеров.
То есть импортозамещение, оказывается, состоит в том, чтобы один импорт заменить на другой, а не на продукцию собственного производства? Такой подход тоже имеет право на жизнь. Но плохо согласуется с тем, что нам не первый год говорят с экранов телевизоров и думской трибуны: будем, мол, производить свое. Что ж, остается порадоваться, что у нас, скорее всего, честный министр экономразвития:
- Ставку сделали на упрощение процедур ввоза товаров в страну, обнуление импортных пошлин, особый режим декларирования, - рассказывает чиновник. - К примеру, по упрощенной системе зарегистрировано уже больше 17 тысяч деклараций на продукцию из более чем 100 стран. Треть от всех деклараций - электроника: компьютеры, бытовая техника. Поставляют также станки, инструменты, стройматериалы, оборудование, в том числе газовое, автомобильные товары.
Правда, позже министр говорил, что в приоритете все-таки “нормальное” импортозамещение, за счет внутреннего производства. Здесь, уточнил он, будут реализованы более 400 проектов, из них примерно 150 помельче, зато остальные - масштабные программы, требующие больших инвестиций. Речь об авиа- и судостроении, радиоэлектронике, малотоннажной химии, транспортном и сельхозмашиностроении, других направлениях.
Не стал Максим Решетников таить и того, что правительство исходит из долгосрочного характера санкций. Поэтому “сворачивать антикризисную повестку” не собирается. Так, будет продлена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, “чтобы у компаний были оборотные средства на текущую деятельность, выплаты заработных плат”. Кредиты на выплату зарплат - звучит не очень весело, согласитесь. И уж конечно, не хотелось бы, чтобы под стабильностью в экономике понимались именно подобные вещи.
- Меры оказались востребованными. По всем льготным программам заключено соглашений более чем на 3 трлн рублей - это почти 93% от расчетного лимита. Из них выдано кредитов на 2 трлн 660 млрд рублей. Эти решения поддержали кредитование и стабильность на рынке труда в самый непростой период - с апреля по июль, - доложил министр. - Реальные денежные доходы населения должны восстановиться уже в следующем году за счет роста предпринимательских доходов, реальных зарплат, а также индексации социальных выплат.
Доходы, растущие за счет соцвыплат (на которые претендовать могут в основном малоимущие), - это, конечно, тоже весело…
Остается сказать, что общение с депутатами в формате “вопрос - ответ” не получилось сколь-нибудь острым. Хотя обычно представителям финансово-экономического блока правительства приходится за думской трибуной не очень сладко, благо на них удобно вешать всех собак - как заслуженно, так и ради депутатского пиара. В этот же раз парламентарии были, скорее, солидарны с Решетниковым. Интересовались экспортными пошлинами в АПК, освобождением из тюрем осужденных за экономические преступления, поведением партнеров по Евразийскому экономическому союзу и прочим подобным.
О зарплатах, доходах и безработице дополнительно не спрашивали. А ведь выступления министра труда Антона Котякова в Думе до конца года пока не предвидится….
Из рубрики “Парламентская хроника”
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно