Top.Mail.Ru
Статьи
1
Москвич попал под мониторинг

Суды встают на сторону несправедливо оштрафованных граждан

Москвич попал под мониторинг

Фото: Татьяна Флегонтова / ТАСС

“Соцмародеринг” и “Соцманитыринг” - такими прозвищами награждают программу “Социальный мониторинг” те, кто пострадал от ее некорректной работы. Вполне законопослушные граждане на пустом месте получали до 20 штрафов по 4000 рублей каждый - якобы за нарушение карантина. Но стоило обратиться в суды, как городские власти, уверявшие, что ошибок нет, стали штрафы отменять.

10 сентября власти Москвы изменили условия карантина для больных ОРВИ. Теперь в случае отрицательного теста на полимеразную цепную реакцию (ПЦР) простуженным больше не грозит двухнедельный карантин. “Если ПЦР-тест на коронавирус у нас отрицательный, больной больше не будет приравниваться к больному ковидом, как было раньше”, - заявила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Заодно больным ОРВИ теперь не обязательно ставить приложение “Социальный мониторинг” (“СМ”) и рисковать получить штрафы.

ПРИБЫЛЬНОЕ ДЕЛО

Программу “Социальный мониторинг” внедрили на территории единственного региона - Москвы. Соответствующее приложение обязаны были установить те, кто болел ковидом дома (потом к ним приравняли их членов семьи, а также больных ОРВИ, тоже с их домочадцами). Врачи дают на подпись постановление о необходимости соблюдать карантин, и в этом документе мелким шрифтом (а иногда на оборотной стороне) мельком упоминается “СМ”. Устанавливается приложение на телефон, после чего в непредсказуемое время приходит запрос, в ответ на который гражданин должен сделать и отправить селфи. В случае выявленного нарушения самоизоляции, согласно подписанным документам, москвичам грозило насильное водворение в обсервацию. С самого начала программа работала настолько плохо, что привела к массовому начислению несправедливых штрафов. Характерно при этом, что даже к обладателям 15 - 20 штрафов (по 4000 рублей каждый) никто так и не приезжал с угрозой увезти злостных “нарушителей” в обсервацию. Во главе угла явно была не забота о здоровье населения, а извлечение финансовой выгоды.

Сначала городские власти отрицали ошибки. Затем разразился скандал: за “нарушение” самоизоляции получила штрафы даже парализованная женщина. Но несмотря на это и многочисленные жалобы, обращения депутатов, правозащитных организаций и известных лиц, амнистию по штрафам не провели. Отказываться от приложения городские власти тоже не стали. И согласились отменить штрафы только тем, кто ездил на компьютерную томографию (КТ) и лежал в стационарах.

Размеры бедствия оценить сложно. Только на 26 мая было назначено 54 тыс. штрафов и зафиксировано 4000 жалоб на “Социальный мониторинг”, 2500 из них - на несправедливый штраф. По данным на тот же день, по словам начальника Главконтроля (ГКУ) Евгения Данчикова, добровольно оплатили штрафы лишь немногие - “сотая часть от выписанного”. 11 июня решили освободить от штрафов медработников - всего к тому моменту от “Социального мониторинга” и за нарушения пропускного режима им было выписано 9340 штрафов.

Наиболее возмущенные стали объединяться в социальных сетях и обращаться в суды. В “Фейсбуке” только в одной из подобных групп - “Оштрафованы за то, что заболели” - больше 8 тыс. участников, а в “Обжаловании штрафов за самоизоляцию” - 1,9 тыс. Суды оказались завалены исками об отмене штрафов. На банальную регистрацию иска у многих подавших заявление уходило по несколько недель. “Солидарность” решила посмотреть, почему люди жалуются на штрафы и с какими проблемами им пришлось столкнуться.

Елена Чайка (июнь, речь о Перовском суде): “На данный момент в этом суде по этой статье 999 дел. Есть зарегистрированные аж 15 мая и лежащие без движения до настоящего времени”.

ДОСЬЕ

Кто подпадал под отслеживание “Социального мониторинга”

1) больные коронавирусом (в том числе бессимптомно) и контактные с ними члены семьи. Нередко складывалась ситуация, когда больной ковидом родственник уже выздоровел и на работу ездил, а его здоровая семья так и сидела дома;

2) больные обычными пневмониями, ОРВИ, а также контактировавшие с ними;

3) уже переболевшие ковидом, кто забирал из больницы своего тоже переболевшего коронавирусом родственника. Как только домочадец возвращался из медучреждения, у остальных членов семьи заново начинался срок карантина;

4) делавшие КТ. В некоторых больницах аппарат КТ расположен в так называемой “красной зоне”, поэтому после томографии человек попадал на двухнедельный карантин;

5) имевшие какой-либо симптом ОРВИ и контактировавшие с ними (а заодно соседи и родственники). Под наблюдение попадали люди с аллергиями, ангинами, ларингитами, язвами на ноге, отравлениями, обострением хронических заболеваний, воспалением желчного пузыря, даже вывихом ноги (плакала, хлюпала носом);

5) просто по ошибке. Например, неправильно записали номер телефона, что оказалось неприятным сюрпризом для того, кому в результате приходили требования;

6) с превышением IgM в тесте на антитела. Эти иммуноглобулины считаются маркером острого инфекционного процесса, но вызывает их повышение не только коронавирус. После появления городского тестирования на антитела отправляли на карантин всех, у кого показатель IgM превышал единицу. Врачи быстро решили, что показатель должен превышать двойку, чтобы заподозрить заболевание. Но тех, кто попал в самоизоляцию с показателями от 1 до 1,99, из заточения не выпустили. Одна женщина жаловалась, что сдала уже девять тестов, коронавируса у нее не нашли, но из карантина тоже не выпустили.

В результате чего приходили штрафы

1) за неустановку приложения;

2) “за нарушение самоизоляции”. Их получали многие даже из тех, кто не установил приложение. Пара штрафов за неустановку приложения, пара за нарушение самоизоляции, а потом еще один за неустановку - обычная история;

3) штраф с камер - как подъездных, так и городских.

ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ШТРАФ

Причины получения штрафов были самыми разными. Какая-то часть людей, конечно, на самом деле злонамеренно нарушала карантин, но мы сосредоточимся на проблемах законопослушных граждан. Некоторые были вынуждены его нарушить - дома собака, и ее не выпустишь гулять одну. Знакомые и родственники собачников пугались коронавируса и не подходили даже на пушечный выстрел. Волонтеры ходили только к пожилым. Поэтому приходилось, крадучись в ночи, выгуливать животное - больше некому было это сделать.

Значительная часть несправедливо назначенных штрафов появилась из-за некорректной работы приложения. То есть телефон был недостаточно мощный или зависал сам “мониторинг”. Чуть позже горожане поняли, что можно потребовать от властей города предоставить устройство для установки “СМ”. Большинству из запросивших, к слову, устройство так и не доставили или привезли в последние дни карантина. Многие “государственные” устройства тоже висли.

В правовой коллизии оказались “контактные” граждане. Постановление мэра разрешало им ходить в магазины, аптеки, выносить мусор, выгуливать собак. Только вот приложение за каждый такой выход штрафовало. У больных ОРВИ было право ездить в лечебные учреждения, но возможности сделать это без штрафа - не было. Одна дама жаловалась на дилемму: муж военный, его посадили под “Социальный мониторинг” с признаками ОРВИ. А военный врач - признал здоровым. И руководство послало ее мужа в командировку. А кому платить по 4 тыс. рублей штрафа за каждый день командировки?

Получали штрафы за нарушение самоизоляции и ездившие в больницу делать КТ, а также попавшие в стационар и даже находившиеся в реанимации. Многие из больных не отправили селфи вовремя, поскольку банально спали или не слышали уведомления. Приходили штрафы даже запертым на обсервацию гражданам, в принципе не имеющим возможности выйти.

Часть людей получила требование установить “Социальный мониторинг” (и последовавшие штрафы) вообще не за себя, а за родственников: пожилых родителей, которые оставляли в постановлении номера детей как контактные. В том числе номера несовершеннолетних. Что характерно, несовершеннолетним вообще не положен “СМ”, впоследствии такое же решение приняли в отношении москвичей старше 70 лет (не все из них могут справиться со смартфонами). Но многих постановления все равно заставляли подписывать, поэтому добиваться справедливости приходилось “в ручном режиме”, звонками по инстанциям.

Были и такие одиозные случаи, как штрафы за неустановку “СМ”, назначавшиеся умершей от коронавируса или  женщине, находившейся в психоневрологическом диспансере (причем в период карантина он был закрыт для посещения). Приходили штрафы и за вовсе посторонних людей - просто телефонный номер оказался похож.

Одной москвичке пришел штраф “за материализацию в Коньково” - якобы на основании фиксации ее видеокамерами в этом районе. При этом факт выхода женщины из дома не был зафиксирован подъездными камерами. Те же проблемы возникали с геолокацией - в зависимости от месторасположения базовых станций, толщины стен и “глючности” смартфона получались разные результаты. Кто-то не получил ни одного штрафа, а кто-то каждый день якобы выходил из дома, не покидая при этом помещения.

Отдельное приключение - сняться с “социального мониторинга”. Процедура нигде не прописана корректно, и приходилось по кругу обзванивать все инстанции. Гражданам давали противоречивые сведения. Из базы приложения удаляли в течение недели. То есть люди уже ходили на работу, поскольку их выписали, но за каждый день получали штраф.

Елена Кулачкова: “У меня 8 сентября последний день карантина и день закрытия больничного (идти в поликлишку). Позвонила в техподдержку “СМ” и спросила, что делать. Ответ убил. Вы идите, получите штраф, потом обжалуете((((”.

Ольга Иванова: “Мне узвонились люди в белых халатах. Ни один не спросил, как себя чувствую. Все жаждали прийти и сфоткать меня и паспорт. Все звонки записываю”.

Светлана Быстрова: “Я вообще не понимаю, как они мне что доказывать будут, если я не устанавливала “СМ” и не выходила 100% во вменяемые дни. Два штрафа за неустановку, два за “выход” 1 и 5 мая”.

НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

По закону граждане должны давать добровольное согласие на установку “Социального мониторинга”. Однако на практике врачи просто давали подписать постановление о согласии на самоизоляцию, где о злополучном приложении упоминалось мелким шрифтом и ни слова не было о том, что его обязательно устанавливать. Люди с высокой температурой или в солидном возрасте часто неспособны заметить требование и оценить риски, которые на себя берут. Некоторые жаловались, что им угрожали, будто без подписанных документов не предоставят медицинскую помощь. Опытным путем выяснилось: проще всего на выданном постановлении уведомлять об отказе от передачи личных данных. А потом аналогичное заявление направлять в департамент информационных технологий.

Pavlona Skor: “Обманом! Как и меня. Перечитала листок. Там ничего написано не было. Сфотографировала даже! А оказалось, что они просто внесли в базу по этому внутреннему листу. Постановление подписывала раньше. Они с бумагами обманным путем сажают. Вообще снимала на видео потом, как они выкручивались! Сами признались, что да! Это незаконно!”

Masha Tretiakova: “Врач сказал, что если я не подписываю это все, то я попадаю на штраф, это так? Запугал меня, я все и подписала”.

Екатерина Смирнова:Медсестры чего-то суетятся, торопятся, одна говорит - “давайте дальше я сама допишу, потом распишетесь, а пока мазок возьмут”. Потом завертелось - за лекарством в другой кабинет, за подписью для КТ и т.д. Дома поняла, что мой экземпляр предписания остался в поликлинике. На следующее утро позвонила, они его нашли и прислали скан мне на почту (в обмен на мои паспортные данные). На последней странице подпись была, конечно, не моя”.

Валерия Усик: “Вчера посетила контору ОАТИ на Русаковской, 1. Нужно было получить постановление в письменном виде. Потряс разговор с чиновником, к которому попала на прием. Вежлив, даже ласков. “Ну зачем вы согласие подписали? А если завтра на вас кредит кто-нибудь захочет оформить, тоже, не читая, подпишите? Ну, идите в суд, там теперь пачками штрафы отменяют... Надо было от доктора потребовать другую форму согласия, где разрешается мусор выносить, с собакой гулять и в аптеку ходить. Там другой бланк...” Ну вот, почувствовала себя в очередной раз лохушкой в азартных играх с государством”.

РЕШЕНИЯ СУДОВ

Многие из тех, кто решил оспаривать в суде свои штрафы, не смогли сделать это сразу. Главконтроль обещал, что жалобы им можно подавать в течение 40 дней. С судами же не так - КоАП предполагает обжалование в течение 10 дней со дня получения постановления о нарушении. Нарушившим этот срок суды возвращали иски. Правда, многие из оштрафованных до сих пор не получили постановлений в бумажном виде. Кто-то получил не свои постановления, кому-то их выслали на ошибочный адрес или на ошибочную фамилию. У кого-то конверт вовсе оказался пуст. У кого-то письмо хранилось на почте всего день и было отослано обратно. Отметим еще, что о штрафах своевременно узнали только те, кто часто заходит на Mos.ru или “Госуслуги”. Часть пострадавших до сих пор не в курсе о своих штрафах.

Практические все лето судебные заседания назначались и переносились, потому что Главконтроль не представлял документы, подтверждающие нарушения. Лишь единицы получили их - это просто таблица в “Экселе”, где написано, когда человек покидал помещение “согласно данным программы”. В результате тем, кто подал в суд, ГКУ стал массово отменять штрафы. Но часто с формулировкой “отменен счет”, что не подтверждает ошибочности штрафа. В некоторых случаях судьи сами советовали не отменять иск, так как отмена счета ничего не означает.

Сейчас суды все больше решений выносят об отмене штрафов. Но даже счастливчики не всегда знают, почему выиграли - суды пока не выдали решений на руки. Одно из первых решений суда об отмене штрафов, полученное на руки, касается штрафа с камер. Суд расценил, что нарушен порядок административного наказания - не составлялся протокол.

Сейчас судьи сами стали предлагать закрывать дела из-за малозначительности или истечения сроков. Многие горожане, устав бороться с системой, согласились на этот вариант. Но такие решения освобождают только от штрафа, человек же фактически расписывается в том, что он согласен с ярлыком нарушителя. И что “СМ”, таким образом, оказался полезным и нужным. А власти города уже не раз говорили, что такое “полезное” приложение надо распространить на всю страну.

Елена Кузнецова: “Отменили шесть штрафов! В совокупности семь. Осталось два, один из них ОАТИшный. Суд по нему 14 сентября”.

София Сулейманова: “Была сегодня в Чертановском суде, не пришли мои документы из ГК, и перенесли на 24 сентября”.

Алексей Митирев: “Сегодня в Щербинском суде судья собрала всех уже собравшихся к 9:30 и сказала, что скорее всего все наши штрафы будут отменены Главконтролем. Предложила вечером смотреть на сайте суда. У кого не отменят, слушание будет перенесено на более поздний срок”.

Светлана Цапина: “У меня таким же способом отменили в суде три штрафа, файла с решением об отмене на сайте Мосгорсуда еще нет. Я решила сама приехать в суд и забрать его, интересно же, с какой формулировкой отменили, а мне секретарь судьи сказала, что решение мне дадут через месяц и по почте! На мои слова, а как же пять дней (по закону) для выдачи решения, мне было сказано, что нас у них много - 400 человек, и каждому не успевают его вовремя приготовить (с намеком, что все штрафы ГКУ будут отменены)”.

Olga Petushkova: “Добрый день, сегодня на сайте Зеленоградского суда обнаружила, что три дела в статусе “прекращено”, меня не вызывали, слушание не назначали. Текстового документа еще нет. Это на каком основании без меня? Я так понимаю, они из ГКУ получили, что те против меня все прекратили. У кого так было?”

Людмила Краснова: “Что-то странное было сегодня в Нагатинском суде, судья Шумова. На 11:00 собрали человек 25 - 30, всех на одно время. Несколько человек вызывали отдельно, рассматривали, наверное. А потом остальных пригласили всех сразу. Судья подзывает и предлагает две формулировки для прекращения дела судом: малозначительность или истечение срока (три месяца), если обжаловали в Главконтроле. При этом всех уговаривала не заниматься истребованием доказательств, геолокации и т.д. и не затягивать процесс. Главконтроль, естественно, ничего не прислал. На 12:00 собралось еще человек 15. Это как вообще? Моего там дела не было. Был муж, и он согласился, к сожалению. Да и, похоже, все согласились, кого он слышал. Люди устали просто”.

Маргарита Ярошенко: “Два заседания из пяти прошли. Штрафы отменили, но мурыжили долго, с переносом слушаний. И из ОАТИ вызывали представителей. ОАТИ настаивали на том, что все правильно выписали. Фото с камеры было. Судья отменила. Фото сделано после окончания действия постановления об изоляции”.

Теги:
Автор материала:
Полина Самойлова - Москвич попал под мониторинг
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Александр.
14:40 от 23.09.2020
О каком ковиде речь? Мнение специалиста - медика, опубликовано в медицинской газете
http://www.mgzt.ru/content/koronabesie

Мнение другого медика - о, скорее, социально-политических последствиях ОРВИ-19
https://pdsnpsr.ru/blog_posts/10593-repeticiya-genocida_08062020
Автор второго опуса - академик https://www.zaks.ru/new/person/view/2786

Вопрос - а почему законопослушные граждане РФ упорно слушают и слушаются всяких разных одиозных личностей, которые предписывают под разными предлогами то, в чём не разбираются, и что (совпадение) стабильно направляет потоки денег в их карманы?

Живём как в сказке, или - как в мультфильме. Одним - маску на нос, а другим - мёд; но и при таком раскладе наесться не могут...
Изображение

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика