Top.Mail.Ru
Статьи
Кнутом и ярмом

Устранение дефицита врачебных кадров по-российски

Кнутом и ярмом

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

Недавно один из НИИ Минздрава очередной раз сетовал, что реализации их затей в отношении медработников мешает Трудовой кодекс. “Солидарность” проанализировала большинство инициатив в здравоохранении, появившихся в последние годы. Суть их сводится к одному: как бы заставить людей работать, но денег при этом не давать.

ПРОКЛЯТЫЙ ТРУДОВОЙ КОДЕКС

Пару недель назад специалисты Центрального НИИ информатизации и организации здравоохранения Минздрава предложили наделить медучреждения правом передавать медперсонал для работы в других клиниках. В аналитическом докладе “Развитие удаленных форм трудовой деятельности в здравоохранении” эти специалисты НИИ сетовали, что трудовое законодательство запрещает использование заемного труда в госучреждениях. А вот не будь запрета, можно было бы, дескать, облегчить работу системы здравоохранения в условиях пандемии: “Возможность предоставлять своих сотрудников для работы в другом медучреждении поможет клиникам эффективно взаимодействовать в случае чрезвычайных ситуаций”.

Это не первый раз, когда воплощению стройных, красивых идей специалистов оного НИИ мешает трудовое законодательство. В сентябре прошлого года они уже предлагали лишать социальной поддержки медиков, отказавшихся вакцинироваться от коронавируса.

“Государство вправе устанавливать условия осуществления мер социальной поддержки, тем более тех, которые не являются обязательными с точки зрения действующего законодательства и предоставляются по инициативе президента либо правительства. Поэтому, на наш взгляд, необходимо установить условием получения определенных мер социальной поддержки медицинских работников прохождение ими вакцинации против COVID-19. Одновременно будет достигнута экономия средств, связанных не только с лечением COVID-19, но и с предоставлением мер социальной поддержки”, - говорилось в докладе.

Впрочем, с появлением новостей об этом предложении доклад исчез с сайта НИИ. Но надо сказать, что этот институт не единственный, кто пытается решить одну из основных задач современного здравоохранения России: как бы все так организовать, чтобы денег не платить?

ХРОНИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ КАДРОВ

Тут мы возвращаемся к основной константе отечественного здравоохранения - хроническому дефициту кадров. Несмотря на “оптимизацию” здравоохранения, в результате которой количество лечебных учреждений в последнее десятилетие было сокращено вдвое, и несмотря на массовые увольнения - дефицит кадров растет год от года и достиг уже 20%. Нет желающих. Майские указы, обязующие повысить зарплаты до “приличных” еще к 2018 году, так и не выполнены. По словам директора департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровья Минздрава РФ Инны Куликовой, в некоторых регионах в больницах на 100 больных приходится один врач…

Какое решение тут самое логичное? Казалось бы, повысить зарплаты или дать очень соблазнительный соцпакет - и люди потянутся. Но нет. Большинству наших законодателей кажется логичной другая стратегия: можно же просто заставить людей работать! Так, в ноябре прошлого года лидер “Справедливой России” депутат Госдумы Сергей Миронов предложил объявить государственный призыв медиков:

“Во-первых, необходимо максимально упростить подтверждение квалификации для тех, кто имеет медицинское образование, но давно не работал по специальности. Для этого медицинские вузы должны организовать онлайн-курсы. Во-вторых, необходимо подумать над системой материальных и нематериальных стимулов для тех, кто решит вернуться к медицине. Наконец, для борьбы с коронавирусом необходимо объявить массовый призыв медиков”, - гениально придумал Миронов, почему-то решив, что люди побросают свои дела и работы, чтобы откликнуться на его “призыв”.

ПУСТЬ РАБОТАЮТ СТУДЕНТЫ

Точно так же чиновники решили, что незачем стараться привлечь врачей работать в “красных зонах”, если есть подневольные студенты. И еще в конце апреля чиновники Минздрава и Минобразования России издали приказ, отправивший студентов 4 - 6 курсов на передовую. Во многих случаях “согласие” на работу получалось под угрозой отчисления, инструктаж был эфемерным, а средств защиты не выдали.

В итоге студенты написали петицию, в которой потребовали не привлекать к работе беременных, кормящих матерей и студентов с хроническими заболеваниями. И потребовали предоставить им отдельное жилье для того, чтобы избежать заражения членов семьи, а кроме того предоставить средства индивидуальной защиты. Это привлекло внимание. В ответ власти Москвы, например, пообещали выплатить им по 100 тысяч рублей за работу в “грязной зоне”. Но в “чистой зоне” оплаты не будет - работа засчитается как практика.

При этом насильственная схема действовала не только на вход в “красную зону”, но и на выход. Так, медуниверситет им. Мечникова потребовал от студентов уволиться из коронавирусных больниц - под угрозой не допустить до занятий.

“На днях в чате группы староста передала указание деканата - перед началом учебного года студенты, которые лечат больных COVID-19 (а их, насколько я знаю, в университете не менее 100 человек), должны уволиться. Им необходимо принести трудовую книжку с записью об увольнении, а также две недели провести на карантине. При этом заявление об увольнении нужно писать за две недели, а деканат предупредил всего за пять дней”, - рассказала мать одной из студенток изданию “Такие дела”. Иначе студентов грозили обвинить в осознанном заражении коллег.

ЗАКРЕПИТЬ В ПРОФЕССИИ

И вот интересно - а многие ли студенты по окончании обучения захотят работать в сфере, где уже сталкивались с подневольным трудом? Сомнительно. Тем более что и так многие выпускники медвузов не идут работать по специальности.

Член комитета по охране здоровья Госдумы VI созыва Салия Мурзабаева в 2015 году констатировала, что лишь 75% потенциальных врачей, окончивших медицинские вузы, идут работать в поликлиники и больницы. Притом что во многих регионах уже в то время целевой набор составлял 75 - 80% от количества студентов. Для решения проблемы депутат предложила вводить соответствующую профориентацию в школе.

Впрочем, ее предложение не помогло. В феврале 2019 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с другим предложением - обязать выпускников медвузов отрабатывать затраченные на их обучение средства: “Так больше не может продолжаться. Вузы проводят подготовку большей части медиков на бюджетной основе. Затрачивают колоссальные средства, ведь обучение медика проходит 8 - 9 лет. А студенты-выпускники идут работать менеджерами. Необходимо это изменить”.

И спикер предложила заключать со студентами госконтракт, обязывающий после выпуска отработать определенное время в здравоохранении. Хотя в одном со спикером можно согласиться: если люди, потратившие 8 - 9 лет на образование, идут работать менеджерами, то действительно надо что-то менять.

ЗАМЕНИТЬ МИГРАНТАМИ

В октябре 2019 года Минтруд и Минздрав констатировали: кадровый потенциал российских врачей способен покрыть потребность страны в них всего на 4%. И предложили “привлекать иностранных медработников, имеющих соответствующую квалификацию”. Для чего тем надо подтвердить квалификацию в РФ и получить соответствующий сертификат у Росздравнадзора. Но нет, персонал так и не удалось набрать. Зато российские врачи охотно уезжают работать в Финляндию и Израиль.

ПОДКИНУТЬ РАБОТЫ

При этом появляется масса инициатив, как еще применить медработников и какие дополнительные обязанности на них возложить. Например, в августе 2020 года, когда вся страна боролась с пандемией, а дефицит медицинских кадров был наиболее острым, руководитель общественного движения “За безопасность” Дмитрий Курдесов выступил с предложением включить врачей в состав экипажей самолетов на авиарейсах длительностью больше трех часов по России. И обратился с этой инициативой в письме к министру транспорта.

В марте прошлого года в правительство поступила инициатива разрешить врачам ставить диагнозы онлайн и назначать лечение. А член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный предлагал для работников скорой помощи в обязательном порядке организовать курсы по самообороне, где их “научат избегать конфликтов, а также применять для самообороны специальные средства, например, баллончики и электрошокеры”.

В ноябре прошлого года Минздрав сообщил, что намерен обязать медорганизации сообщать в полицию “о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности; о случае смерти пациента, личность которого не установлена; о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них… признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий”.

При всем этом, что характерно, даже в прошлый пандемичный год закрывались больницы и сокращался штат врачей. Например, в июне ортопеды и травматологи Центра охраны детства и материнства Алтайского края получили уведомления об увольнении: врачам предложили вакансии дворников и уборщиков с зарплатой 13 тысяч рублей…

Мало того, в госбюджете на 2021 - 2023 годы финансирование здравоохранения сокращено. Это значит, что придется снова придумывать, как и кого заставить лечить россиян. Отменить действие Трудового кодекса в отношении медиков? Приравнять их к военным? Отменить отпуска и выходные? Заставить работать имеющихся врачей в три смены? Набирать кадры в Африке (кого еще заинтересуют российские зарплаты)?

Ждем креативных предложений. Не зарплаты же повышать, в самом-то деле!

“А”-СПРАВКА

В 2013 году министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что в стране не хватает 40 тысяч врачей (всего в государственных лечебных учреждениях работали 639 тысяч врачей). Основная причина дефицита - нежелание молодых специалистов работать по специальности.

К концу 2018 года, согласно данным Росстата, приведенным РБК, незакрытыми были 50 тысяч вакансий врача. К лету 2020 года, по словам ректора Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Петра Глыбочко, дефицит медицинских кадров в стране достиг 20%. При этом во время пандемии отток кадров лишь увеличился. Так, в одной только Амурской области за второй квартал прошлого года ушли 400 врачей, а пришли лишь 200. Наибольшая нехватка медработников, согласно данным Счетной палаты, была в Курганской области, Чечне, Псковской, Владимирской, Тульской областях, Еврейской автономной области.

Дефицит кадров лишь растет. Например, в базе данных сайта "ГородРабот.ру" сейчас в России 117 тысяч вакансий для врачей.

Автор материала:
Полина Самойлова - Кнутом и ярмом
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru


Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика