Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Соединенные Штаты 6 сентября отметили национальный День труда (первый понедельник месяца). Один за другим штаты перестают выплачивать пособия по безработице в надежде заставить людей искать работу. Но оказалось, что все не так просто - между “прокормиться как-нибудь” и “заразиться и умереть” люди выбирают первое. Поэтому президент Байден объявил обязательную вакцинацию для 100 млн работников: теперь, когда вакцина от Pfizer-BioNTech получила официальное одобрение, у него развязаны руки.
Американская экономика столкнулась с непредвиденной проблемой, граничащей с парадоксом: выплаты по безработице кончились, а уровень безработицы не падает. Республиканские (теперь их можно называть “красные”, чай, не перепутаешь с коммунистами) штаты отказались от выплаты 300 долларов в неделю раньше “синих”, демократических штатов. Ни там, ни там существенного сдвига занятости не произошло - Соединенные Штаты переживают период “Великого отказа”.
С февраля по август безработица снизилась с 6,2% до 5,2%. Но это не тот эффект, на который рассчитывали штаты (в данном случае с маленькой буквы), когда отказывались от вашингтонских денег. “Бесплатные” деньги уходят в экономику штата, и на первый взгляд всем только лучше, но на самом деле - это вещь опасная. Деньги не подкреплены этой самой экономикой и в определенном смысле похожи на печально известный пузырь доткомов (интернет-компаний, от “.com”) или на ипотечный пузырь. Лопнув, эти пузыри вызывали кризисы соответственно 2001 и 2008 годов.
Но то - штаты, а что же люди? У простых людей есть инстинкт самосохранения, и они не хотят возвращаться на работу - именно опасаясь заразиться и пополнить статистику смертности от COVID-19. Компании не всегда спешат обеспечить безопасность на рабочем месте, а менеджмент - ему своя рубашка ближе к телу - часто функционирует на удаленке. Покупка средств защиты нередко остается на балансе работника, а не предприятия; им же, сотрудникам, добавляются обязанности по дезинфекции поверхностей. Влиятельным профсоюзам удается достичь соглашения об обеспечении трудящихся СИЗами, но в частном секторе экономики уровень профчленства всего 6,2%, и отнюдь не за счет крупнейших работодателей вроде Walmart и Amazon.
Кампания по вакцинации населения США идет совсем не так, как хотелось бы Джо Байдену и его администрации. Наполеоновские планы привить от SARS-Cov-2 70% взрослого населения ко Дню независимости (4 июля) пошли прахом, и 9 сентября президент обнародовал новые - нет, не планы - уже распоряжения по вакцинации. Если раньше было какое-то формальное оправдание нежелания вакцинироваться, раз ни одна вакцина не одобрена Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), то теперь такое одобрение есть у вакцины Pfizer-BioNTech.
По тону, с которым президент обратился к американцам, было понятно: заигрывания кончились. Он обратился уже не как первый среди равных, а как отец к нерадивым детям: “Мы были терпеливыми, но наше терпение иссякает. И ваш отказ [от вакцинации] имел цену для нас всех. Поэтому, пожалуйста, поступите правильно”.
80 миллионов невакцинированных американцев, сказал Байден, способствуют распространению вируса. Президент отдает себе отчет в том, что новые шаги не исправят ситуацию в одночасье. И хотя Америка - здесь он похвалил себя - в намного лучшей форме, чем семь месяцев назад, когда он принял пост, трудное положение может продлиться еще какое-то время.
Новые планы президента тесно связаны с Министерством труда (US Department of Labor): в последнее время глава Департамента Марти Уолш - один из вернейших проводников президентской политики, и к его турне по Штатам мы еще вернемся. Задача его министерства - потребовать от всех компаний с численностью больше 100 сотрудников вакцинировать персонал или каждую неделю тестировать его на заражение. В противном случае - крупные штрафы в исчислении за каждого непривитого. Эта же мера коснется 640 тыс. сотрудников почтовой службы США.
Более жесткие меры ожидают госслужащих - у них не будет альтернативы еженедельному тестированию, чтобы не разбазаривать средства налогоплательщиков. Этот же стандарт распространится на компании, которые работают в качестве подрядчиков федерального правительства. Также должны быть вакцинированы 300 тыс. преподавателей федеральной программы Head Start (госпрограмма, которая предоставляет семьям с низкими доходами услуги в сфере дошкольного образования, здравоохранения, питания), а губернаторы штатов ответственны за вакцинацию учителей и сотрудников школ. Под программу подпадают и 17 млн работников здравоохранения, получающих деньги от федеральных программ Medicaid и Madicare.
Итого, широким жестом Байден обязал вакцинироваться практически две трети всей американской рабочей силы - около 100 млн человек.
Обещание возродить профсоюзное движение пока что только вдохновило активность снизу. После неудачи в Алабаме работники Amazon развивают деятельность в Нью-Йорке. А недавно персонал сети кофеен Starbucks в Буффало, штат Нью-Йорк и еще двух точках штата заявили о решении создать профсоюз. Если им это удастся - а они уже подали документы в Национальный совет по трудовым отношениям (NLRB), - Starbucks Workers Union будет первым объединением работников в знаменитой и одной из крупнейших сети кофеен в США. Есть немало и других примеров, но куда меньшего калибра. Вместе с тем определяющими для профсоюзного движения являются, разумеется, успехи работников в крупных корпорациях.
Определяющими были бы и конкретные шаги президента и его администрации, но в Белом доме пока что затишье по данному вопросу. Точнее сказать - белый шум. Демократы, лоббирующие PRO Act, должны заручиться поддержкой хотя бы десяти республиканских сенаторов. Это будет непросто. А если учесть, что и не все “синие” кресла безоговорочно готовы проголосовать за этот законопроект, то вполне вероятно, что и к первой годовщине президентства “самого профсоюзного” лидера самый главный профсоюзный закон так и не будет принят.
Целевая группа по организации и расширению прав и возможностей работников, созданная в апреле 2021 года, пока что не отметилась свершениями. Хотя бы популистскими, которые показали бы, что группа не сидит сложа руки. До сих пор только сам Байден в своей речи 8 сентября вновь сказал, что он верит в профсоюзы, что право на объединение закреплено законом. И поблагодарил вице-президента Камалу Харрис и министра труда Марти Уолша за руководство целевой группой. Кстати, уже в этой речи тон президента стал жестче, он так и сказал: “Хочу, чтобы Конгресс принял PRO Act и немедленно положил мне его на стол”.
Но это все “слова, слова, слова”. Байден, сенатор со стажем аж с 1973 года, конечно, не забыл, как работает демократия в Америке. Так что его “подать сюда PRO Act!” обращено не к упрямым сенаторам-республиканцам и заартачившимся демократам, а к профсоюзам. Быстрое возрождение рабочего движения застопорилось, а ответ перед избирателями держать надо. Тем более повод обязывает - Соединенные Штаты отмечали 6 сентября День труда.
Пока что только министр Уолш активно продвигает президентскую протрудовую политику. Одна из причин затянувшейся безработицы в США - людям не с кем оставить детей. Раньше проблема решалась с помощью соседских мини-детсадов (одна домохозяйка присматривает за дюжиной детишек) или с помощью наемных нянь и других похожих решений. А теперь вся эта самодеятельность вызывает эпидемиологические опасения, да и количество мигрантов, подвизавшихся на этом поприще, сократилось. Министр четыре месяца ездит по городам США (уже пошел на четвертый десяток) и продвигает национальный проект 12-недельного оплачиваемого отпуска по уходу за детьми и системы ухода за детьми по скользящей шкале, при которой семья вкладывает в уход не больше 7% своего дохода. Такая широкая рекламная кампания с участием федерального министра нужна потому, что даже не все демократы готовы проголосовать “за”: цена проекта (он включает и другие социальные затраты бюджета) - 3,5 трлн долларов.
Ясно одно: где сейчас находятся американские рабочие - загадка. Политические и экономические обозреватели расходятся во мнениях до противоположных. Одни считают - и у них есть аргументы - что американские рабочие наконец-то, впервые за сорок лет, имеют наиболее сильные переговорные позиции. Другие говорят - небезосновательно - что упадок как сопутствовал рабочему движению все эти сорок лет, так никуда и не делся. Политтехнолог и политобозреватель Орен Касс, у которого свои, республиканские взгляды на профсоюзы, обвиняет профсоюзы в том, что они заигрались в политику. Но как общественные объединения, в орбиту интересов которых попадают законы и деньги, могут уйти от политики?
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно