Изображение: forobits.com
Сегодня государства изучают возможность выпуска цифровой валюты своего центрального банка (Central Bank Digital Currency - CBDC), и некоторые страны уже тестируют свои “изобретения”. Так, цифровую валюту выпустила Венесуэла, заметно продвинулись в разработке Таиланд и Швеция. Китай намерен запустить электронную денежную единицу в ноябре этого года. О том, что представляет собой единая цифровая монета ЦБ и как ее введение повлияет на общество, читайте в материале “Солидарности”.
Народный банк Китая (НБК) рассказал об особенностях своей национальной цифровой валюты. Ее выход запланирован на 11 ноября 2019 года. Как сообщает Bloomberg, такие электронные деньги - не просто цифровой аналог бумажных юаней, которые можно снять в банкомате или внести обратно на карту. Предполагается, что это будет уникальная цифровая валюта со своими транзакциями, ценой и законами. С ее помощью правительство Китая намерено сократить расходы на обращение традиционных фиатных денег и усилить контроль над денежной массой. Напомним, фиатными называют деньги, которые государство объявило законным средством платежа и устанавливает и гарантирует их стоимость без обеспечения своими резервами золота и других драгметаллов.
Платформой для создания цифровой монеты станет система “блокчейн”, что дословно переводится как “цепочка блоков”. Другими словами - это некая база данных, состоящая из блоков, в которых хранится информация о совершенных действиях (условно - что купил, куда отправил, кому перевел). Все данные тщательно зашифрованы, и сторонним лицам довольно сложно получить к ним доступ. Заместитель директора департамента платежей НБК Му Чанчунь добавил, что помимо блокчейн-основы будет “что-то еще”, что позволит банкам справляться с огромным объемом транзакций, которых в Китае - сотни миллионов каждый день.
Новую денежную единицу НБК приравнивает к криптовалюте, хотя, по сути, она ею не является. Стоит разобраться и с этим определением. Криптовалюта - разновидность цифровой валюты, создание и контроль над которой основаны на криптографических методах. Ее главная особенность - в полной децентрализации: выпуск и оборот не регулируется ни государством, ни банками, ни частными лицами. Это обеспечивает конфиденциальность обладателям электронных средств. Очевидно, что Китай не допустит полной свободы действий своих граждан, и национальная цифровая валюта будет так же контролироваться государством, как и остальные сферы жизни общества в стране.
Цифровые деньги сначала будут использовать только в расчетах между НБК и частными банками. Ожидается, что переводы будут осуществляться без комиссии и лишней бумажной волокиты. Дальше виртуальная монета войдет в обращение, в том числе ее можно будет использовать для любых расчетов и торгов на бирже. По словам Му Чанчуня, она будет такой же безопасной, как и выпущенные центральным банком бумажные деньги. Он добавил, что ею можно будет пользоваться даже без подключения к интернету - впрочем, как именно обойтись без сети, Му Чанчунь не пояснил.
CBDC (Central Bank Digital Currency) - это цифровые деньги, выпускаемые и обеспеченные центробанком той или иной страны. Они, в отличие от криптовалют, имеют официальный статус платежного средства и регулируются государством. В то же время CBDC - не просто безналичные деньги или цифровой аналог бумажных купюр. Это новая система, которая сделает оборот средств максимально простым, понятным и незатратным для пользователей.
Сейчас центробанк выступает посредником между коммерческими банками - через его корреспондентские счета они проводят взаиморасчеты. С помощью цифровых монет коммерческие банки и их клиенты смогут взаимодействовать напрямую, что в разы ускорит процесс отправки и получения денежных средств между городами и странами. В дальнейшем из цепочки могут быть исключены сами банки, но центробанк продолжит видеть все расчеты и контролировать их. Еще одним плюсом станет отсутствие комиссии за переводы.
Национальную цифровую валюту El Petro в 2017 году запустила Венесуэла. Монета была основана на блокчейн-платформе и приравнена к криптовалюте. Хотя, опять же, ею не являлась, поскольку эмитентом и регулятором было государство. Чтобы получить доступ к транзакциям, необходимо было завести специальный цифровой кошелек.
Президент страны Николас Мадуро заявил, что El Petro необходима для преодоления “финансовой блокады” США. К новому национальному платежному средству общественность отнеслась скептически. Некоторые экономисты сочли проект мошенничеством, направленным на сбор твердой валюты с инвесторов в условиях финансовых санкций США.
Против выступили и профсоюзы. Координатор национального профсоюза Венесуэлы Unete Ана Янез заявила, что решение президента о запуске национальной криптовалюты является злоупотреблением властью, тоталитаризмом и нарушением Конституции страны. Сервандо Карбоне, координатор Национальной федерации работников госсектора FNTSP, обвинил правительство в том, что El Petro изобрели для отмывания денег наркоторговцев. Профсоюзы угрожали протестами, если президент будет принуждать граждан пользоваться El Petro.
Интерес к запуску CBDC демонстрировали многие центробанки развитых и развивающихся стран. Однако мало кто сделал практические шаги для развития собственной цифровой валюты. От планов к делу перешел Таиланд. В настоящее время его ЦБ тестирует использование цифровой валюты для расчетов между финансовыми учреждениями. Если эксперимент признают удачным, цифровая валюта сможет заменить фиатные деньги в стране уже к 2022 году.
В Европе к запуску CBDC ближе всех находится ЦБ Швеции (Riksbank), который с 2017 года работает над созданием электронной кроны. Предполагается, что цифровые деньги выпустят в дополнение к наличным средствам, хранящимся на банковских счетах. Цифровая монета может быть выпущена в виде карточки, приложения или счета. Электронная крона не является криптовалютой и не будет опираться на технологию “блокчейн”.
Как рассказал председатель Российского экономического общества им. Шарапова Валентин Катасонов в интервью РИА “Катюша”, желание мировых центробанков перейти на цифровую валюту и отменить наличные - это еще одна попытка установить тотальный контроль над людьми. Единственным эмитентом и регулятором цифровых монет станет ЦБ, который получит возможность отслеживать все денежные операции граждан, совершенные в любой стране мира. У людей исчезнет право выбора и свобода распоряжаться своими средствами.
Введение единой цифровой валюты угрожает и потерей множества рабочих мест. Дело в том, что с глобальным безналичным оборотом средств могут справиться один или несколько суперкомпьютеров, которые будут находиться на балансе соответствующей организации (того же ЦБ). С внедрением единой цифровой монеты отпадет необходимость в заполнении различных документов, оформлении переводов вручную и тому подобном. Коммерческие банки станут ненужными, равно как и люди, выполнявшие “бумажную” работу.
Несмотря на обсуждение и тестирование цифровых валют центробанками разных стран, до введения новых технологий в эксплуатацию еще далеко. Финансовые системы, как и сами люди, не готовы к полному погружению в цифровой мир. Маловероятно, что к полномасштабной реализации проектов CBDC в большинстве стран приступят в ближайшее десятилетие.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно