Фото: Papas Don / Wikimedia Commons
Несмотря на то, что по многим направлениям производства в стране произошло импортозамещение, в гражданском авиастроении мы таких успехов не видим. К старому отечественному авиапарку ищем запчасти за рубежом, новые разработки застопорились, ожидание давно обещанного “Байкала” в очередной раз сдвинулось на год.
Пару недель назад в 15 километрах от Тынды потерпел аварию Ан-24, на борту которого находились 48 человек, все погибли. 13 августа в качестве предварительной причины аварии назван полет на 600 метров ниже положенного, предположительно из-за неправильно выставленных экипажем датчиков давления. Но отдельного внимания заслуживает тот факт, что к моменту аварии самолет разменял уже почти полвека - эксплуатировался с 1976 года. И в 2018 году уже попадал в аварию - получил повреждение на рулежке в аэропорту в Бодайбо: левой консолью крыла задел мачту освещения.
Насколько вообще можно полагаться на надежность полувековых самолетов? Они даже по человеческим меркам предпенсионеры. Возникает закономерный вопрос - а будет ли у нас обновление авиапарка гражданских самолетов? Причем отечественного авиапарка? Ведь сейчас в России около 80% самолетов - иностранного производства, а политические события последнего десятилетия показали, что надеяться на схему “просто купим иностранные самолеты” не приходится, нужно свое.
Государство вроде бы целиком и полностью поддерживает возрождение гражданского авиастроения в России. Планы заявлялись самые грандиозные. В утвержденной в 2022 году комплексной программе развития авиатранспортной отрасли заявлено, что “с учетом успешной реализации программ импортозамещения в 2022 - 2030 годы предусматриваются поставки 1036 самолетов для нужд гражданской авиации, из них 142 единицы SSJ-NEW, 270 единиц МС-21-310, 70 единиц Ил-114-300, 70 единиц Ту-214, 12 единиц Ил-96-300, 140 единиц ТВРС-44 “Ладога”, 178 единиц Л-410 и 154 единицы “Байкал” (ЛМС-901)”.
Денег на осуществление этих планов заложили тоже изрядно. В январе 2024 года на развитие авиаотрасли определили почти 284 млрд рублей инвестиций, чтобы к 2030 году выпустить уже 600 самолетов. Чуть позже в программе авиастроения L-410 заменили на аналогичные ЛМС-192 “Освей” - самолеты российско-белорусского производства. Глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что опытный образец построят до начала 2027 года.
Естественно, активному строительству мешает зависимость от импорта и необходимость локализации комплектующих (в SSJ-100 их было до 70%). Гендиректор госкорпорации “Ростех” Сергей Чемезов рассказывал прессе, что в новой версии самолета Sukhoi Superjet 100 будет заменено 97% иностранных комплектующих.
Однако уже сейчас понятно, что - даже с поправкой на сложности - реальные достижения гражданского авиастроения не приближаются к заявленным целям. За 2023 год, согласно данным Обзора транспортного комплекса России по 2023 год, в России выпустили всего 9 гражданских самолетов, из них крупных - 5. В мае 2024 года правительство скорректировало программу развития авиапрома, общий заказ уменьшили до 994 самолетов, сроки поставок российских самолетов МС-21 и Superjet 100 сдвинули на 2025 и 2026 годы. ОАК и Минпромторг объяснили смену планов “необходимостью возрождать с нуля и в одиночку множества компетенций в беспрецедентные по мировым меркам сроки”.
Но если в случае с такими лайнерами, как Sukhoi Superjet 100, даже далеким от техники людям понятно, что локализировать производство всех 70% импортных деталей быстро вряд ли получится, то почему просто не построить новые самолеты старых моделей? Ну, раньше мы же с их постройкой справлялись. Пусть будут морально устаревшие, но зато не изношенные. Так, может быть, заново строить Ан-2, Ан-24 и Ил-114?
Все оказывается не так просто. Ан-2, широко известный как “кукурузник”, производился сразу на многих заводах, и этих самолетов выпустили свыше 15 тысяч. Но, как сообщал глава департамента Минпромторга Андрей Богинский, права на советский самолет Ан-2 сейчас принадлежат Airbus. Кроме того, модификацию этого самолета под названием Y-5 производит Китай. В 2019 году российская компания “Туполев” закупила 10 самолетов Y-5B (с американским турбовинтовым двигателем Honeywell)…
Самолет Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год, было произведено 1367 единиц. В 1966 году лицензия на производство Ан-24 была продана КНР, там он производился под названием Xian Y-7. В 2023 году замглавы Росавиации Андрей Добряков поручил Государственному НИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА), который занимается вопросами эксплуатации Ан-24/26 в России, проработать идею закупки запчастей для отечественного авиапарка Ан-24.То есть даже производство запчастей для этого самолета локализовать в России не вышло.
Какие-то надежды можно возлагать лишь на Ил-114 (разработан в 1980-х годах, может перевозить 60 пассажиров). Глава Минпромторга Антон Алиханов обещал президенту Владимиру Путину, что серийные поставки самолетов
Ил-114 начнутся к августу 2026-го.
Что же может заменить старые разработки? Хотя бы малые самолеты нам очень нужны - у нас много районов, до которых добраться можно только по воздуху. Три детища Уральского завода гражданской авиации (УЗГА): “Байкал” (одномоторный, рассчитанный на 9 пассажиров), а также разрабатываемые УЗГА двухмоторные “Ладога” (19 пассажиров) и совместный российско-белорусский “Овсей” (19 пассажиров).
Особые надежды возлагались на ЛМС-901 “Байкал”. Проект возник в 2019 году, к разработке был также привлечен Московский авиационный институт. Производить “Байкал” планировалось на двух площадках: в особой экономической зоне “Титановая долина” (Свердловская область) и в Комсомольске-на-Амуре - там планируется собирать до 25 самолетов в год. Полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявлял, что государственные вложения в проект завода в Комсомольске предполагались на уровне 2 млрд рублей, также ожидалось порядка 500 млн рублей от частных инвесторов. Предполагалось, что уже в 2024 году выпустят не меньше 30 “Байкалов”, а потом ежегодно будут выпускать не меньше 50. Однако самолетов мы пока не дождались. Зато в сентябре прошлого года, в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке, Владимиру Путину доложили, что новый небольшой самолет вместо первоначально заявленных 100 - 120 млн рублей будет стоить 455 млн, а сроки производства передвигаются на 2026 год, так как надо импортозаместить и сертифицировать двигатель и пропеллер. Президент подчеркнуто удивился - и цена магически упала до 260 млн рублей.
В начале июля этого года стало известно, что конструктив самолета (несущая конструкция) нуждается в полной переделке, производство невозможно, на доработку “Байкала” надо еще пять лет и 10 млрд рублей - в придачу к тем 3,5 млрд, которые уже потрачены. Юрий Трутнев заявил, что идея совсем отказываться от разработки нового самолета ему не нравится, но “надо разбираться, кто этой работой занимался, и призвать к ответственности”. Пресса пишет, что в кулуарах обсуждается передача проекта на доработку другим компаниям, например авиакомпании S7. 15 июля глава правительства Михаил Мишустин объявил новый срок cертификации “Байкала” - не позднее декабря 2026 года. На исправление конструкционных недоработок выделено 10,3 млрд рублей. А до этого времени авиакомпании продолжат эксплуатировать заслуженные Ан-2.
Самолетостроение в кризисные времена
Сейчас далеко не первый случай, когда нашей стране приходится строить самолеты в условиях санкций, давления и необходимости тратить силы на ведение боевых действий. К началу Первой мировой войны Российская империя имела самый крупный воздушный флот в мире - 263 самолета. При этом за годы войны страна смогла расширить этот парк - произвести еще 85 экземпляров первого в мире тяжелого бомбардировщика, многомоторного “Ильи Муромца”. Но в лидеры авиастроения Россия не попала - плохое положение дел с производством авиамоторов и нехватка авиаинженерных мощностей. Поэтому производила в основном по лицензии устаревшие иностранные самолеты.
Ко Второй мировой войне страна научилась производить самолеты тысячами. С начала войны до сентября 1945 года боевых самолетов было выпущено 112,1 тысячи, а до конца 1945 года самолетов всех типов - 136,8 тысячи. При этом не только увеличивалось количество произведенных самолетов, но и велись новые разработки. С 1940 года к концу войны средняя мощность авиадвигателей увеличилась примерно вдвое, что сыграло решающую роль в повышении скорости и улучшении боевых качеств самолетов.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно