Фото: Александр Кляшторин / "Солидарность"
Шебекино, Грайворон, Валуйки - эти и другие города Белгородской области раньше нечасто мелькали в федеральных СМИ. И, говорят горожане, такое положение дел их устраивало. Массовые террористические атаки со стороны Украины нарушили размеренный ритм жизни. Десятки погибших и сотни раненных, поврежденные ракетными ударами дома стали новой реальностью. Но города и села Белгородчины не утратили достоинство. Люди не разъехались, бросив свою землю. Работают предприятия и больницы, кафе, парки и музеи. Ходит общественный транспорт. Пострадавшим помогают всем миром, жилье реставрируется, а граждане еще больше сплотились перед лицом опасности. Вместе с профлидерами Белгородчины “Солидарность” посетила болезненные точки региона.
В последний раз Белгород сталкивался с обстрелами городской территории в 1942 году. Тогда, перед вторым этапом оккупации, город нещадно бомбили фашисты. Спустя более 80 лет спокойный и уютный город вновь столкнулся с массовыми воздушными атаками. На этот раз ракеты и дроны запускают вооруженные силы Украины. Книга памяти, подготовленная специалистами областного правительства по итогам террористической атаки на город 30 декабря 2023 года - самой разрушительной и жестокой за последние месяцы, приводит тяжелые для региона и всей страны цифры. 26 погибших мирных жителей, 110 раненых, повреждено 1329 жилых домов и квартир, 26 социальных объектов. И это за один обстрел. А за минувшие месяцы Белгород и райцентры возле линии фронта подвергались атакам десятки раз.
3 июля 2022 года дом Людмилы Ромадиной, медсестры Госпиталя ветеранов ВОВ, разнесла ракета. Да так, что осталась только воронка. Соседний дом, где проживали ее родители, выгорел со всеми вещами почти дотла.
- Родители, конечно, были в шоке. Но по удачной случайности никто не пострадал! - рассказывает она. - Мы с мужем сняли квартиру, родители отправились временно жить в гостиницу (оплату компенсировало правительство). Новый дом нам дали в ноябре того же года. Вполне достойный, по метражу точно не меньше. Родители тоже получили жилье недалеко от нас.
А с 14 на 15 марта 2023 года ракеты ударили уже по новому дому Людмилы. И вновь - повезло. Все остались живы и здоровы. Дом пострадал сильно, но менять жилье семья не стала. За четыре месяца дом восстановили за государственный счет. По словам Людмилы - живут спокойно и не переживают.
- Мы и так исключительный случай, - шутит она.
История жительницы города Валуйки, оператора газовой котельной предприятия “Лабаз” Ирины Демченко тяжелее. 16 сентября 2022 года ракета прилетела прямо в ее дом. Сама Ирина тогда работала. Дома были муж и ребенок. Сын оказался под завалом: сотрясение мозга и травма ноги.
- Первые мысли, конечно, были о здоровье домочадцев. Когда выяснилось, что все более или менее обошлось, осознала: дома больше нет. Но помогло правительство - новый дом подыскали за месяц. Переехали. А деньгами помогли и профорганизация, и коллеги, и работодатель, и государство. Спасибо всем большое! Только благодаря этой поддержке удалось приобрести все - от предметов первой необходимости до мебели, - рассказывает Демченко.
Грайворонский городской округ Белгородской области граничит с двумя регионами Украины - с Харьковской и Сумской областями. Район расположен на их стыке, общая граница - 87 км. От центра Грайворона до кордона - порядка 10 км. А ближайшие поселения и вовсе расположены вплотную к границе. Вместе с заместителем главы округа Анатолием Бляшенко проезжаем окрестные села и деревни: Гора-Подол, Глотово, Козинка и другие. Именно сюда в конце мая прошлого года прорвался украинский диверсионно-разведывательный отряд. Разобрались с врагами быстро, но осадок у местных жителей остался. Тем более обстрелы мирных сел не утихают. Пока едем, Бляшенко буквально в прямом эфире докладывают о нескольких прилетах. В этот раз - без жертв.
В городе и селах внимание привлекает множество новых крыш, окон и заборов. Чем ближе к границе - тем больше. Все это после “прилетов”. Городская и региональная власть старается быстро восстанавливать повреждения. Интересы жителей приграничья - в приоритете. Если жилье восстановить нельзя, то в течение нескольких месяцев строится новый дом. Или, по договоренности, приобретается жилье на вторичном рынке недвижимости.
- Вот пограничная комендатура, ее постоянно расстреливают, - показывает Анатолий Бляшенко на полуразрушенное здание. - А вот кирпичный завод. Когда его атаковали, несколько цехов буквально разнесли. Но работникам удалось схорониться в печке, где обычно кирпичи обжигают. Такая судьба.
Гражданские промышленные объекты регулярно становятся целями обстрелов. Поврежденных предприятий в регионе больше сотни. Конечно, ущерб разный. Завод “Монокристалл” после прилета сгорел почти полностью. Большой ущерб был нанесен и заводу премиксов № 1. Филиалу предприятия “Гофротара” в Шебекино повезло больше. Но и здесь видны последствия ударов.
Председатель профорганизации филиала, Ирина Богатырева, показывает несколько кабинетов, пострадавших при обстреле. Основные последствия уже убрали, но мелочи остались. Побитое окно, сеченый осколками стол, только-только заделанный потолок - все напоминает, что опасность рядом. Досталось оборудованию, производственным помещениям. В цехах - дырки от осколков. Отдельные приборы и станки вывезли в Белгород. Что-то на ремонт, что-то для сохранности.
Во время майских обстрелов Шебекино весь коллектив филиала “Гофротары” - больше 330 человек! - покинул предприятие и эвакуировался. Кто в Белгород, кто по родственникам и друзьям в другие города. А кто и на “материнское” производство.
- Ночью чат, где общаются сотрудники, буквально разрывался от сообщений, - рассказывает Людмила Алексеева, председатель первички головного предприятия, возглавляющая Белгородскую областную организацию Рослеспрофсоюза. - Люди рассказывали про страшный обстрел. Про то, что надо временно эвакуироваться. Спрашивали: “Куда ехать?”. Звоню начальнику охраны, говорю: “Людей нужно хотя бы временно разместить! Открывайте цеха!” Так что на первое время несколько десятков человек получили крышу над головой прямо на производстве. Утром мы начали узнавать, кто и где. Сами понимаете - выяснить судьбу 330 человек не так просто. И знаете, мы нашли каждого работника! Выяснили, что все живы и никто не ранен.
К слову, и профорганизация, и работодатель немедленно начали оказывать материальную помощь попавшим под обстрел. Причем руководство уже 1 июня решило выдать по среднему заработку каждому сотруднику. А еще всем работникам филиала, пожелавшим временно устроиться на головное предприятие, дали такую возможность. С сохранением зарплаты, независимо от выработки. Общими усилиями профкома, работодателя и власти помогли с жильем. Здесь все проявили настоящую солидарность и взаимную поддержку.
К слову, многих белгородцев возмущает, когда люди из других регионов пренебрежительно отзываются о происходящем в области. Складывается впечатление, что серьезность момента пока оценили далеко не все.
- Поймите! Это не “где-то какое-то Шебекино”! Это город Шебекино! Город! 40 тысяч человек! - буквально убеждает Людмила Алексеева.
“Шебекино не склоняется!” - эта фраза родилась несколько лет назад из лингвистического недопонимания. Упоминая город, журналисты любили вольно обходиться с его названием. “В Шебекине”, “Мимо Шебекина” и прочее. Местные же утверждали: Шебекино едино и прекрасно в начальной форме.
А с конца мая 2023 года “Шебекино не склоняется!” внезапно приобрело иное значение. В эти дни начались массовые прилеты. Только в ночь на 1 июня украинские военные выпустили по Шебекинскому округу и городу 850 снарядов. Большинство жителей покинули дома, не нашедших жилье разместили в ПВР. С июля, после условной нормализации обстановки, власти объявили о возможности вернуться для жителей, у кого квартиры и дома не были разрушены или повреждены.
- Регион у нас теперь при-фрон-то-вой, - с чувством и расстановкой произносит председатель Белгородского областного объединения организаций профсоюзов Николай Шаталов. В подтверждение его слов рядом слышен громкий “хлопок”.
“Не бойся, это наши”, - успокаивают московского гостя уже привычные к боевой обстановке местные. За несколько часов пребывания в Шебекино и окрестностях фраза становится рутинной. Здесь, что называется, громко. Шебекинцы отлично различают - кто стреляет, где, из чего и в какую сторону. Так называемые “выходы” отличают от прилетов “с первой ноты”.
Как бьют “не наши” - выясняется через несколько часов. Уже не хлопки, а полноценные взрывы раздаются в 8 километрах от Шебекино. Под очередным обстрелом - Новая Таволжанка. Селу возле границы с Харьковской областью достается постоянно. К счастью, в этот раз без жертв. Пострадало несколько построек. Но поселениям городского округа Шебекино везет не всегда. Так, профсоюзный санаторий “Первое мая” попал под обстрел. Погиб охранник - прямое попадание снаряда уничтожило его будку.
- Если бы атаковали на полчаса раньше, жертв могло быть куда больше, - убежден директор санатория Александр Калинин. - Несколькими снарядами разнесло административный центр санатория, где работало руководство и бухгалтерия. Но к тому времени все уже ушли. Посекло и жилые корпуса. В одном из наиболее пострадавших как раз жили дети.
А вот как глава городского округа Шебекино Владимир Жданов рассказывает о первых впечатлениях при возвращении на работу после масштабной ракетной атаки по городу, после которой люди были эвакуированы:
- Вышел из здания администрации, сел на крылечке. Поют птицы, покрашены бордюры, цветы растут. А город пустой. И поймал себя на мысли: что дальше-то делать? Как возвращать город к жизни? Света нет, воды нет, но самое главное - людей нет. Честно, все мысли были только об этом. Ведь у нас более 5000 домов и квартир в той или иной мере пострадали. Часть - просто уничтожены. Многие люди потеряли все, чем жили.
Спустя несколько месяцев, вопреки обстрелам и прилетам, Шебекино не выглядит вымершим. Признаки неспокойной жизни в городе, конечно, заметны. Пожалуй, главный из них - остановки общественного транспорта, укрепленные бетонными заграждениями или мешками с песком. Ведь на остановках много горожан, а это риски. Заграждения спасают от осколков. Равно как и специальные убежища, поставленные в общественных местах Белгорода, Шебекино и других городах области. При оповещении о ракетных атаках люди могут быстро схорониться в безопасном месте. Отремонтированных домов в городе много, есть и заново построенные. Открыты рестораны и кафе. Курсируют городские автобусы. Люди гуляют по прекрасной набережной. Все это - результаты грамотной работы городской и областной администрации, не позволяющих людям опустить руки.
- Я очень благодарен правительству области и губернатору Вячеславу Гладкову, взявшему ситуацию под свой контроль, - говорит Жданов. - В наше восстановление вложился весь регион. Каждый сектор был закреплен за моим коллегой: главой того или иного муниципального образования. Они поделились своими ресурсами: строительной техникой, материалами, бригадами. Получилась такая междугородняя солидарность.
Нужно сказать, что ситуацией в Шебекино озаботились и на федеральном уровне. Президент Владимир Путин поручил создать здесь особую экономическую зону со всеми положенными преференциями. Это поспособствует восстановлению экономики и сохранению в городском округе рабочих мест.
В нескольких приграничных селах Валуйского городского округа из-за ракетных обстрелов еще с 2022 года объявлен режим чрезвычайной ситуации. Людей из этих сел срочно эвакуировали. Им предложили дома и квартиры в других городах региона.
Село Бутырки - всего в 300 метрах от границы с Украиной. Многие жилые дома и общественные пространства пострадали от ракетных обстрелов. Как рассказывает учитель бутырской школы Светлана Лисиченко, через несколько месяцев после эвакуации большинство ее соседей уже получили жилье в разных местах области.
- Жилье дают новое. Дом или квартира - выбирает собственник. Площадь - не меньше утраченной, немножко больше добавляют. Я получила дом в Белгородском районе, рядом с Белгородом. При этом на 49 лет заключается договор о том, что наш участок и дом в Бутырках остается в нашем пользовании, - рассказывает учитель.
Светлана Лисиченко твердо намерена вернуться в Бутырки, продолжить жить и работать там:
- Мы все, все без исключения, хотим обратно! Если школу нашу восстановят, вернемся на работу. Спасибо правительству за новое жилье. Но вы не представляете, как тянет обратно, к своему дому, который строили и адаптировали под себя 30 лет!
Такую точку зрения в регионе разделяют все, с кем общалась “Солидарность”. Люди в Белгороде, Шебекино, Грайвороне, Валуйках живут на своей земле. В своих домах. Ходят на привычную работу. И не намерены никуда съезжать. Это, говорит председатель Белгородского областного объединения организаций профсоюзов Николай Шаталов, настоящий бытовой героизм. К тому же людей успокаивает совместная кропотливая работа властей, бизнеса и общественных организаций.
- Люди очень хорошо чувствуют эту поддержку, - полагает профсоюзный лидер. - Разнесли дом? Будь уверен - через несколько месяцев получишь новый такого же метража или больше. А пока вот субсидия на найм жилья. Повредило машину? Вот деньги на ремонт. Пострадало производство? Помогут, постараются компенсировать затраты на восстановление, освободят от налогов, сделают жизнь проще. Это важные вещи. Бизнес тоже старается вкладываться, и поддерживает пострадавших работников, и друг другу помогает.
Профсоюзы Белгородской области с первых дней поддерживают пострадавшее мирное население. На сегодня членам профсоюзов из средств профобъединения региона и обкомов оказали помощь больше чем на 26 млн рублей. Это матпомощь пострадавшим и семьям погибших, временное размещение, приобретение продуктов, медикаментов, вещей, предметов первой необходимости, оздоровление, помощь семьям мобилизованных.
Чувствуется и поддержка отраслевых профсоюзов. Председатель профсоюза работников лесных отраслей Денис Журавлев шесть раз приезжал в регион, привозил собранную гуманитарную помощь. Регион посещали глава профсоюза работников АПК Наталья Агапова, председатель профсоюза работников связи Анатолий Назейкин, глава Нефтегазстройпрофсоюза Александр Корчагин и другие. Каждый ищет способ поддержать регион. Некоторые центральные комитеты выделили по несколько миллионов рублей для пострадавших членов своего профсоюза. А ЦК профсоюза работников культуры, например, освободил свои белгородские первички и отраслевой комитет от перечисления взносов, высвободив для них дополнительные целевые средства.
Свои гуманитарные миссии есть и у федеральных общественных движений. Например, меры поддержки жителей новых территорий и регионов, страдающих от постоянных обстрелов, предлагает “Народный фронт”. Федерация независимых профсоюзов России запустила собственную патриотическую инициативу “Zа СВОих”, в рамках которой каждый член профсоюза может перечислить однодневный заработок на закупку средств защиты мирного населения от террористических атак. И в Белгородской области, судя по опросу профлидеров, представителей власти и бизнеса, знают, куда направить средства: это организация и улучшение пунктов временного размещения, обустройство убежищ на производствах, закупка специализированных аптечек, средств радиоэлектронной борьбы и многое другое.
- Акция “Zа СВОих” важна в первую очередь своей потенциальной масштабностью, - убежден Николай Шаталов. - Небольшой вклад каждого члена профсоюза может аккумулироваться в действительно значительные средства, которые помогут спасти жизни и здоровье мирных граждан. В профсоюзах Белгородской области благодарны ФНПР за эту инициативу и первыми поддержали ее собственными деньгами.
15 февраля, на следующий день после отбытия корреспондента “Солидарности” из Белгорода, город вновь был атакован. Погибло 7 человек. Еще 20 было ранено.
Вячеслав Гладков, губернатор Белгородской области
Средства на приобретение жилья были выделены из федерального бюджета по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. На протяжении двух лет благодаря поддержке федерального центра мы не только передаем новое жилье тем, кто в этом нуждается, но и оперативно устраняем последствия вражеских ударов по объектам жилой и социальной инфраструктуры, выплачиваем компенсации жителям за утраченное жилье и поврежденные автомобили, возводим защитные укрытия и много другое.
Мы выбрали сложный, но, безусловно, самый правильный путь - персонально договариваться и принимать решение с каждой семьей: восстанавливаем или покупаем жилье, где покупаем, строим дом или берем квартиру. Мы понимаем, что потеря родного и дорогого сердцу жилья дается людям очень тяжело, и поэтому нужно обязательно прислушаться к их желаниям. Впереди много непривычного и нового, и этот сложный путь очень важно пройти вместе.
Для участия в акции “Zа СВОих” следует подать на имя работодателя заявление о перечислении однодневного заработка по следующим реквизитам:
Получатель - Фонд “100 лет профсоюзного движения России”
ИНН 7736515763
Р/С 40703810500118000002
Филиал “Центральный” банка ВТБ (ПАО)
БИК 044525411
К/С 30101810145250000411
В назначении платежа указать - “Добровольное пожертвование в рамках акции “Профсоюзы России - Zа СВОих”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно