Фото: Денис Леонов / Нефтегазстройпрофсоюз России
Несмотря на серьезные вызовы, с которыми столкнулась экономика России в связи с санкциями от ряда государств, нефтегазовый сектор на сегодня остается стабильным. В то же время, как полагают в Нефтегазстройпрофсоюзе России, вызовы, стоящие перед отраслью, носят долгосрочный характер. Председатель профсоюза Александр Корчагин рассказал “Солидарности”, на каких приоритетах концентрируется организация в сложившихся условиях.
Российский нефтегазовый комплекс, в отличие от ряда других отраслей промышленности, пока неплохо справляется с серьезнейшими экономическими вызовами и беспрецедентным санкционным давлением. Добыча нефти продолжает расти, на всех предприятиях нефтегазовой отрасли заработная плата выплачивается без задержек, в полном объеме и в установленные сроки. Ни одна крупная компания не заявила о массовом сокращении численности работников в связи с санкциями.
Однако вызовы, стоящие перед нефтяниками и газовиками, имеют долгосрочный характер. Связаны они не только с политически мотивированным стремлением западных партнеров отказаться от российских энергоносителей, отрезанностью от передовых зарубежных технологий, сложностями с доставкой сырья на новые восточные рынки сбыта, угрозой новой мировой рецессии. Связаны они в немалой степени и со стратегией развитых стран, направленной на планомерное снижение в энергобалансе ископаемого топлива.
Ряд стран уже ввели эмбарго на поставку энергоносителей из России. Недружественными странами реализуется политика “санкции любой ценой”, даже в ущерб собственным интересам. Все это дестабилизирует общую экономическую обстановку. Но необходимо понимать, что поставки нефти и газа из России являются, по сути, единственно возможными для европейского рынка. Отказ от конкурентоспособных по цене и логистике поставок газа из России грозит, без преувеличения, обвалом промышленности в Европе, что создаст серьезные риски для экономики и населения. Мы уже сегодня наблюдаем скачкообразный рост инфляции и цен на бензин в США и Европе.
С другой стороны, ничего нового в подобной ситуации нет. Примеры различных санкций, применяемых к России, были в разные исторические эпохи. Россия не раз сталкивалась с санкционными действиями, правда, не в таком масштабе. Например - в 2014 году, когда принятые санкции нанесли серьезный ущерб экономике нашей страны. И тогда общими усилиями удалось решить возникшие проблемы и выйти из назревавшего кризиса гораздо более сильными, с четким пониманием необходимости дальнейшего развития в первую очередь в плане импортозамещения широкого спектра продукции и промышленного оборудования.
Вместе с тем смотреть на происходящее сквозь розовые очки и принижать значение возникших вызовов тоже не стоит. Прогнозы на текущий 2022 год выглядят не слишком оптимистично. Так, по последним оценкам Центрального банка, инфляция по итогам 2022 года может составить 12 - 15% (в марте эксперты считали, что к концу года цены могут вырасти на все 20%). Предполагаемое падение ВВП в начале года оценивалось в 8%, сейчас это 4 - 6%, что тоже существенно.
Сейчас российская экономика продолжает подстройку под меняющиеся условия в ситуации высокой неопределенности. После резкого ухудшения в феврале-марте негативная динамика в экономике замедлилась. Уже в апреле-мае произошла относительная стабилизация, что отчасти отражает начавшуюся адаптацию к изменившимся условиям. Итоги первого полугодия, по данным Росстата, вселяют определенный оптимизм. Добыча нефти и газоконденсата увеличилась на 3,3% в сравнении с добычей в аналогичный период 2021 года. Добыча природного газа снизилась на 6,6%, но производство газа горючего природного сжиженного и регазифицированного увеличилось на 7,7%. То есть нефтегазовый комплекс проявляет устойчивость. Однако риски снижения производства есть и сегодня, расслабляться нельзя.
Поэтому возникает вполне естественный вопрос: есть ли у Нефтегазстройпрофсоюза России стратегия реагирования на столь глобальные сдвиги? Ведь бизнес есть бизнес, и рано или поздно работодатели столкнутся с невозможностью работать по-старому. В лучшем случае начнется освоение новых рыночных ниш, масштабная реструктуризация бизнеса и переобучение персонала, в худшем - потребуется оптимизация.
Наш профсоюз постоянно ведет мониторинг текущей ситуации. Массовых высвобождений или сокращения заработной платы пока не зафиксировано. Наша главная задача всегда была и остается неизменной - сохранить рабочие места, социальную стабильность. А для этого необходимо обеспечить стабильную работу российских предприятий, адаптироваться к изменению логистических цепочек, технологических процессов на предприятиях. Основой для выполнения нашей главной задачи станет новое отраслевое соглашение. Именно оно должно стать фундаментом для стабильности в коллективах на предприятиях отрасли. Работа над этим документом как раз ведется. И, занимаясь ею, мы всегда помним, что интересы профсоюза - это интересы работников. А они состоят в создании высокопроизводительных, безопасных, хорошо оплачиваемых, социально защищенных рабочих мест.
Необходимо подчеркнуть, что задача сохранить квалифицированные коллективы - общая и для профсоюза, и для работодателя. Поэтому, несмотря на сложности, работодатели гарантируют в этом году повышение заработной платы и выполнение социальных обязательств. Сложности могут возникнуть с работниками сервисных организаций, занимающихся ремонтом или строительством. Здесь возможна “заморозка” каких-то бизнес-программ. Но поскольку перед государством в связи с переформатированием всей экономики встает необходимость реализации масштабных проектов, в частности - по строительству новых предприятий в рамках импортозамещения и по развитию дорожной инфраструктуры, те же строители станут востребованы в этом сегменте. А уж работникам добывающего сегмента и вовсе, думаю, беспокоиться не о чем.
При этом даже с учетом как снижения объемов экспорта, так и дисконта, с которыми сейчас продаются на внешнем рынке российские углеводороды, выручаемые за них финансовые средства в разы превышают запланированные показатели. А когда есть такая прибыль, профсоюз просто обязан сделать так, чтобы часть ее была направлена на укрепление социального благополучия коллективов, - это дает законное право настаивать на росте зарплаты, улучшении соцпакета и повышении уровня гарантий для работников.
Социальное партнерство - основной инструмент взаимодействия и выработки взаимоприемлемых решений работодателями, профсоюзами и государством. Это мировая практика, этот механизм работает одинаково как в развитых, так и в развивающихся странах: базис везде один. И система социального партнерства в Российской Федерации налажена хорошо. Разработано необходимое законодательство, регулирующее деятельность в этой сфере, есть достаточная правоприменительная практика. Притом система социального партнерства - механизм гибкий, адаптивный. Мы его постоянно совершенствуем, вносим правки в законодательство, обсуждаем много различных предложений, в том числе в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Мы ведем переговоры со всеми компаниями нефтегазового комплекса по отдельности (как правило, с департаментами по персоналу) и в целом с объединением работодателей. Нам это необходимо, чтобы знать о тех трудностях, которые существуют в компаниях. Как профсоюз, мы готовы вести и ведем работу с трудовыми коллективами, где назревают какие-либо изменения. Но при этом мы ставим перед работодателем условие, чтобы в дальнейшем при развитии бизнеса создавались новые и сохранялись существующие рабочие места. В свою очередь, Нефтегазстройпрофсоюз России постарается, взаимодействуя с работодателем, содействовать развитию бизнес-процессов, обеспечивающих создание этих рабочих мест, потому что мы несем ответственность не только за работников, но и за отрасль в целом.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно