Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Госдума 23 октября приняла в первом чтении бюджеты России и социальных фондов на 2020 - 2022 годы. Сосредоточившись на обсуждении бюджета Пенсионного фонда, “Солидарность” выяснила, что работающим пенсионерам не видать индексации пенсий из-за существенной нехватки денег в ПФР (хотя ее отмену в свое время оправдывали соображениями высшей справедливости: ну куда им - и зарплату, и пенсию?!). Зато у неработающих граждан пенсия неуклонно увеличивается. А у особенно “везучих” она даже равна положенным 40% от утраченного заработка. И одновременно - прожиточному минимуму...
На фото: председатель правления ПФР Антон Дроздов (слева) в правительственной ложе Большого зала Госдумы
Бюджет Пенсионного фонда России сформирован с дефицитом: общий объем доходов планируется в размере 8,9 трлн рублей, расходов - 9 трлн рублей. Об этом сообщил председатель правления ПФР Антон Дроздов, представивший 23 октября бюджет своего ведомства депутатам Госдумы на рассмотрение в первом чтении. По прогнозам правительства, на начало следующего года в России будет 43,8 млн пенсионеров. В 2020 году страховую пенсию будут получать 39,8 млн человек, накопительную - 80 тысяч, государственную пенсию - около 4 млн человек.
При этом если федеральный прожиточный минимум для пенсионера в 2020 году составит 9311 рублей, то средний размер страховой пенсии по старости к концу 2020 года достигнет 16 380 рублей - это на 761 рубль больше, чем годом ранее. Увеличится и социальная пенсия - до 9925 рублей (на 649 рублей больше). А к 2024 году страховая пенсия по старости для неработающих пенсионеров и вовсе должна вырасти до 20 тысяч рублей в месяц.
Однако Счетная палата напоминает Госдуме и правительству о пенсионерах работающих: “…из-за отсутствия индексации выплат работающим пенсионерам параметры роста пенсий, заложенные в прогноз до 2022 года, могут не обеспечить выполнение указа президента”. Напомним, указом президента Владимира Путина “О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года” от 7 мая 2018 года правительству предписано обеспечить достижение национальных целей до 2024 года. Одна из них - обеспечение роста уровня пенсий выше уровня инфляции. Однако в тексте указа нет разделения пенсионеров на работающих и неработающих - рост уровня пенсий, превышающий инфляцию, касается всех пенсионеров.
- В этом бюджете тиражируется старая проблема - соотношение пенсий к утраченному заработку. К сожалению, большинство пенсий будет меньше 40% утраченного пенсионерами заработка, - констатировал также аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. - Так, в 2023 году средний размер пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличится до 18,3 тысячи рублей, и это будет составлять порядка 33,6% от утраченного заработка.
Аудитор также отметил, что 40% от прежней зарплаты в 2018 году получали целых полтора миллиона пенсионеров. Но объясняется это тем, что их зарплата составляла всего-то около 20 тысяч рублей в месяц. И региональные власти еще и доплачивали им, чтобы пенсия была не ниже прожиточного минимума. Который примерно эти самые пресловутые 40% и составлял. И думается, напрасно Сергей Штогрин во всеуслышание огласил эту незамысловатую схему: неровен час, правительство удумает уменьшить всем зарплаты до двадцатки в месяц, чтобы отчитаться в должном замещении утраченного заработка...
Как отметила в свою очередь член комитета Госдумы по труду Светлана Бессараб (“ЕР”), в бюджете ПФР “учтена пролонгация моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии”. Иными словами, то, что мы с 2014 года привыкли называть “заморозкой”. И она, напоминает Бессараб, “не решает основной задачи - формирования дополнительных пенсионных прав граждан и не выводит накопительную пенсию из-под действия обязательного пенсионного страхования”.
- Мы предлагаем правительству рассмотреть этот вопрос в самое ближайшее время, - сказала депутат.
Между тем правительство этот вопрос уже, кажется, рассмотрело. По крайней мере, СМИ недавно сообщали, что власти подготовили финальный проект реформы накопительной пенсии, “который призван модернизировать замороженные с 2014 года пенсионные накопления”. Новинка пенсионной мысли - гарантированный пенсионный продукт (ГПП) - якобы как раз и предполагает исключительно добровольное участие граждан в накопительной системе. (Прошлый, “принудительный” проект - индивидуальный пенсионный капитал, ИПК, - не поддержали профсоюзы.)
Чтобы стать участником ГПП и начать отчислять взносы с зарплаты на будущую пенсию, нужно будет, по данным источников РБК, либо подать заявление о желании подключиться к системе через портал госуслуг, либо подать письменное согласие на участие в системе работодателю. Размер отчислений может быть любым. Проект ГПП в нынешнем виде предполагает, что выплата накопленных средств будет осуществляться в течение 15 лет после наступления пенсионного возраста.
Депутат Евгений Марков (ЛДПР), однако, возвращает нас ко дню сегодняшнему и к работающим пенсионерам. Которых, напомнил он Антону Дроздову, становится все меньше и меньше. Но это вовсе не значит, что они решили наконец отдохнуть “по полной”. Просто они уходят в “серую” зону, подталкиваемые в том числе тем, что их пенсии не индексируются. За последний год, судя по подсчетам Маркова, таких было около 6 млн человек. С чем Дроздов мягко, но категорически не согласился: все дело в том, как читать статистику. То есть лучше бы, конечно, читать повнимательней. А чтобы восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам, только в 2020 году потребуется 368 млрд рублей.
- Это большие деньги, и таких денег у нас сейчас нет, - констатировал глава Пенсионного фонда.
А на нет, как мы помним, ни суда нет, ни - выполнения президентских указов.
Из рубрики “Парламентская хроника”
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно