Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"
Смена правления в одном южноуральском СНТ оказалась неожиданно громкой. Старый председатель исчез вместе с рядом документов и печатью. Сервер был поврежден. А в кабинет главного бухгалтера врывались люди для изъятия документов. Более того, кабинет вскрывали, что зафиксировали правоохранительные органы. В результате была утрачена база 1С, и за это главного бухгалтера уволили. Профсоюзные юристы помогли женщине обратиться в суд, где работодатель заявил, что вовсе не увольнял главбуха, так как приказ об увольнении был приостановлен. Суд все равно восстановил женщину на рабочем месте и дал компенсацию морального вреда.
Главного бухгалтера одного из садовых некоммерческих товариществ (СНТ) в Челябинской области работодатель уволил по необычным основаниям - п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК: “в связи с принятием необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации”. То есть попросту применили дисциплинарное взыскание в виде увольнения. За что? За утрату базы 1С. Женщина не согласилась с тем, что виновата, и обратилась за помощью к профсоюзным юристам.
- Женщина была не просто главным бухгалтером, но и председателем первички. И все правление СНТ, где было около 20 человек, состояло в профсоюзе. Мы составили и подали иск о признании приказа незаконным, его отмене, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в 50 тысяч рублей, - говорит Галина Корзо, заведующая юридическим отделом Федерации профсоюзов Челябинской области.
История, однако, получилась детективной и достойной того, чтобы о ней написать поподробнее.
В суде выяснилось, что за время работы главного бухгалтера несколько раз менялись председатели правления СНТ. То один человек, то другой, то снова предыдущий (назовем их Петров и Сидоров для примера). Смена руководства оказалась бурной, и в процессе была утеряна бухгалтерская база. А теперь по порядку.
Итак, к интересующему нас моменту правление снова возглавил Петров. Был составлен акт о приемке и передаче дел при смене председателя. Акт зафиксировал отсутствие отстраненного от должности председателя Сидорова. Кроме того, в здании правления отсутствовали: печать сообщества, устав, доверенности членов товарищества для голосования на отчетно-выборных собраниях, реестр членов товарищества, список садоводов - членов СНТ, должностные инструкции председателя правления, главбуха и бухгалтера-кассира.
Однако в том же акте отмечено, что Петров принял: программное обеспечение 1С, находящееся на жестком диске у главного бухгалтера, программное обеспечение “Контур-Экстерн” и один токен-ключ к нему, а также два токен-ключа для подключения к банку. Было указано, что все договоры, бухгалтерские документы и отчетность находятся в кабинете главного бухгалтера. Этот акт, к слову, был подписан главбухом.
После этого председатель Петров принял на работу своего временно исполняющего обязанности (назовем его Ивановым), а себя отправил в отпуск без содержания. Заодно издал распоряжение главбуху - предоставить Иванову доступ ко всем документам, электронным базам данных и к системе управления счетом. Копию же базы 1С на электронном носителе предоставить Петрову (несмотря на то, что он ушел в отпуск).
Главбух написала Петрову, что предоставить базу программы она не может, потому что та хранится на внешнем HDD-диске на сервере товарищества, а на флеш-носителе - резервная копия, которая обновляется в конце каждого месяца. Сервер, надо сказать, перестал работать гораздо раньше, причины неисправности неизвестны. Пригласили специалиста, работу сервера он восстановил. Дальнейшие события только набирали оборот, о чем подробнее будет сказано ниже. Пока для краткости резюмируем, что кто-то зацепился за сумку, где хранился внешний диск, и его пришлось сдать для ремонта. А потом обнаружилась пропажа еще и флеш-носителя с копией базы 1С.
Главбух обратилась к Петрову, указывая, что ей необходим доступ к интернет-банку, которого она была лишена со времени смены руководства. И в этой же записке указала, что председатель так и не решил вопрос о восстановлении старой базы 1С или о приобретении новой базы. Потом главбух вручила правлению докладную записку о “необеспечении ее возможностью надлежащим образом исполнять возложенные на нее должностные обязанности, нахождении ее рабочего места в общем доступе, пропаже документов и вещей”.
От бухгалтера, в свою очередь, потребовали объяснить, как и при каких обстоятельствах база 1С была утрачена. Женщина ответила докладной запиской на имя председателя правления. В записке бухгалтер написала, что в ее рабочий кабинет “ворвалась толпа народа, которая без объяснений причин и предъявления документов начала хозяйничать в кабинете, требуя передать им документы. Внешний HDD-диск, на котором хранилась база 1С, лежал в специальной сумочке на краю стола, и указанную сумочку кто-то из присутствующих уронил на пол”.
В этот день бухгалтер не смогла проверить работу внешнего диска, “так как люди ушли только к концу рабочего дня, в выходные дни кабинет был вскрыт. В связи с незаконным проникновением в кабинет вызваны представители правоохранительных органов, которые зафиксировали факт вскрытия кабинета. В этот день проверить, работает диск или нет, не представилось возможным в связи с проводимыми до конца рабочего дня следственными действиями”.
Одновременно с этими событиями у бухгалтера умерла мать, и на работу она вернулись через несколько дней - когда выдавали аванс, в связи с чем снова было не до проверки диска. А когда добрались руки - диск “после установки начал щелкать и не определялся, база 1С не загружалась. При звонке в сервисный центр консультантом до нее была доведена информация о том, что диск больше запускать нельзя, его необходимо привезти на диагностику”.
Сдав HDD-диск на диагностику, она стала заниматься начислением зарплаты. И тогда только обнаружила, что флешка с копией базы 1С пропала. По факту хищения имущества бухгалтер обратилась в правоохранительные органы, было заведено уголовное дело.
Петров же (находясь в отпуске) издал приказ о создании комиссии для проведения служебного расследования в связи с утратой базы. Туда вошло четыре человека, включая Иванова. Комиссия решила, что во всем виновата бухгалтер, и ее надо уволить. Та обратилась за помощью к профсоюзным юристам. Кроме них на сторону истицы встала прокуратура, которая сочла, что женщину нужно восстановить на работу в ранее занимаемой должности.
На суде представитель работодателя представил необычную причину, по которой в иске надо отказать. Мол, бухгалтера нельзя восстановить на рабочем месте, потому что ее и не увольняли. “Действие приказа об ее увольнении приостановлено в связи с отсутствием у работодателя документов, подтверждающих причины отсутствия истца на рабочем месте в последний рабочий день”. Одновременно работодатель считал, что наличие дисциплинарного проступка в действиях истца доказано.
Суд указал сторонам, что в таких ситуациях надо выяснять, можно ли было при другом решении руководителя или главбуха избежать неблагоприятных последствий для имущества. А кроме того, работодателю придется доказать, что при выборе наказания он учитывал тяжесть проступка и обстоятельства, при которых таковой был совершен. Суд указал, что работницу не поставили в известность об издании приказа о приостановлении увольнения. Значит, она правомерно не ходила на работу и правомерно подала иск. А спрашивать, почему женщина не была на работе после объявленного увольнения, у работодателя прав не было.
Суд посчитал, что организация не обеспечила сохранность имущества и не предоставила доказательства совершения дисциплинарного проступка. Наконец, комиссия не установила, какое именно решение главного бухгалтера повлекло “нарушение сохранности имущества работодателя”.
В итоге суд встал на сторону работницы. Главного бухгалтера восстановили на работе, она получит зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда. Правда, не 50, а всего 25 тысяч рублей.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно