Top.Mail.Ru
Статьи
Упал, очнулся - гипс

Может ли несчастный случай дома стать производственной травмой

Упал, очнулся - гипс

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Из-за пандемии гораздо больше людей по всему миру стали работать из дома. И с этим связаны курьезные правовые казусы. Так, когда мужчина в Германии по пути от кровати к компьютеру получил травму, суду пришлось признать ее производственной. Закон об удаленной работе принят и в России. Однако можно лишь мечтать, чтобы наши суды в аналогичных ситуациях принимали такие же решения, как и суд немецкий, констатирует главный технический инспектор труда ФНПР Алексей Безюков. Он считает, что официальные показатели по снижению травматизма не отражают реальную ситуацию.

НЕ ДОШЕЛ ДО РАБОТЫ

8 декабря 2021 года Федеральный социальный суд Германии постановил, что мужчина получил производственную травму дома. Дело в том, что он трудился удаленно, и нечастный случай - технически - случился с ним по пути на работу. Просто его путь был очень коротким - несколько шагов пешком. Мужчина спускался из спальни по винтовой лестнице, поскользнулся на ней и в результате сломал позвоночник. В решении суда говорится, что “истец получил производственную травму, так как упал утром по пути в свой домашний офис”.

Суд выяснил, что сотрудник направлялся из спальни именно на рабочее место, а не завтракать на кухню, что уже является аналогом поездки на работу.

“Если застрахованная деятельность осуществляется в домашнем хозяйстве застрахованного лица или в другом месте, то страховая защита предоставляется в том же объеме, как и в случае, если деятельность осуществляется на территории компании”, - говорится в решении суда. Истцу постановили выплатить компенсацию.

“ДИСТАНЦИОННЫЕ” ТРАВМЫ

В России количество людей, работающих удаленно, выросло из-за пандемии в сто раз, достигнув трех миллионов. Такие данные в сентябре привел глава Минтруда Антон Котяков. И в нашей стране для работников, трудящихся дистанционно, особый порядок признания травмы несчастным случаем на производстве законодательно не установлен. Ведь действие трудового законодательства при удаленной работе не прекращается.

“А”-СПРАВКА

Обязанность работодателя обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, предусмотрена абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами. Дистанционный работник является застрахованным лицом (абз. 4 ст. 3, абз. 2 п. 1 ст. 5 закона № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”). Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Конечно, работодатель обязан расследовать такую травму, но результаты расследования, увы, заведомо известны, предупреждает главный технический инспектор труда Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Алексей Безюков:

- Да, должен, да, рассмотрит. Но нет ни одного факта признания травмы, полученной дома, травмой на производстве. Фактически эта норма не работает. Предположим, что человек получил удар током, включая рабочий компьютер. Он пишет заявление в инспекцию труда, начинается расследование. Но работнику еще надо доказать, что его ударило током именно при включении компьютера, а не чайника. Что это было в рабочее время, а не в обеденный перерыв… Нужны свидетельские показания, камеры видеонаблюдения. Работодатель же подключит весь свой юридический ресурс. И работник практически ничего не сможет сделать. Теоретически, только единицы смогут доказать свою правоту.

ОПАСНОСТИ В ПУТИ

Представить, что российский суд признал бы производственной травмой случай, аналогичный немецкому, нереально еще и потому, что там травма была получена даже не в рабочее время, а по пути в “домашний офис”.

- Только мечтать о таком приходится! - комментирует Алексей Безюков. - У нас, даже если несчастный случай имел место по пути на работу и с работы, он не расследуется работодателем как связанный с производством. Для нас такие случаи, как в Германии, - это космос. В Трудовом кодексе закреплено, что производственные травмы по пути на работу или с нее расследуются, только если произошли на транспорте, предоставленном работодателем. Все остальное - зона ответственности работника. Если вы едете на автобусе, который собирает утром сотрудников и везет на работу, и попадаете в ДТП, это будет считаться несчастным случаем, связанным с производством. И если человек, выходя из этого автобуса, подвернул ногу. Весь срок нахождения в служебной командировке тоже считается рабочим временем, поэтому несчастный случай в командировке рассматривается как производственная травма.

ПОВОРОТЫ СТАТИСТИКИ

За последние 20 лет, по данным Роструда, количество несчастных случаев на производстве сократилось в 6,5 раза (с 152 тысяч до 23 тысяч), при этом смертельных случаев стало меньше только в 4 раза (с 4400 до 1060). Международная организация труда рекомендует высчитывать реальный уровень травматизма так: на один смертельный случай - от 500 до 1000 несмертельных.

“А”-СПРАВКА

В среднем соотношение между летальным травматизмом и общим числом несчастных случаев составляет в России 1:22, в Литве - 1:51, в США - 1:314, в Великобритании - 1:1033, в Германии - 1:1732.
По данным getsiz.ru.

- Когда мы говорим об учете несчастных случаев, связанных или не связанных с производством, то наши чиновники радостно заявляют, что у нас травматизм на одном уровне с Германией и Швейцарией, на уровне развитых западных стран. Но никто не говорит, что у нас не учитывается половина тех несчастных случаев, которые учитываются у них. В частности, полученные по пути на работу травмы, которые даже не рассматриваются и не расследуются. Если мы будем рассматривать случаи, аналогичные тому, что был в Германии, то у нас травматизм возрастет раза в три, - считает главный технический инспектор труда ФНПР.

“А”-СПРАВКА

Нетипичные случаи производственного травматизма

Австралия. Женщина спустя пять лет добилась от работодателя компенсации за травму, полученную в командировке. Травмировалась она из-за светильника, упавшего со стены гостиничного номера во время занятий сексом. Австралийский судья посчитал это нормальным времяпрепровождением.

Швейцария. Шеф-повар одного из престижных отелей случайно засунул палец в мясорубку и лишился его. Страховая компания, у которой потребовали выплату, выслала агента для проверки. После того как агент, засунув палец в мясорубку, тоже его лишился, повару выплатили деньги.

Испания. В городке Эльда работник передвижного аттракциона American Motor Show решил накрыть брезентом несколько транспортных средств. В это время резкий порыв ветра парусом надул брезент и уволок инстинктивно вцепившегося в ткань мужчину. Пролетев около 10 метров на импровизированном параплане, он ударился о припаркованный поблизости BMW и получил, таким образом, производственную травму.

Россия. В Дальнегорске продавщицу торговой точки в пылу семейной ссоры прямо на работе убил ее муж. В ходе расследования инспекторы ГИТ Приморья пришли к выводу, что если бы владелец бизнеса обеспечил работнице условия в соответствии с требованиями охраны труда, трагедии можно было бы избежать.

В Тюмени сотрудник одной из строительных компаний наводил в помещении порядок. Но повздорил с коллегой, который отказался на время уборки освободить свое рабочее место. Выясняя трудовые отношения, мужчины быстро перешли от слов к рукопашной схватке. Столкновение двух агрессивных коллег на почве чистоты было признано комиссией Тюменского ГИТ несчастным случаем на производстве.

Автор материала:
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика