Top.Mail.Ru
Статьи

Ушла из жизни экс-заместитель главного редактора “Солидарности” Наталья Кочемина

Ушла из жизни экс-заместитель главного редактора “Солидарности” Наталья Кочемина

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

2 ноября 2022 года скоропостижно скончалась экс-заместитель главного редактора “Солидарности” Наталья Александровна Кочемина. Наталья родилась 19 июня 1973 года и ушла в самом расцвете сил, на 50-м году жизни. Выпускница Московского педагогического государственного университета, первые годы своей работы она посвятила работе с детьми, в том числе помогая им бороться с различными дефектами в развитии.

Наталья проработала в редакции газеты “Солидарность” больше 14 лет, пройдя путь от корреспондента издания до заместителя главного редактора. За ее авторством в “Солидарности” вышла масса материалов на социально-экономические и профсоюзные темы. Она никогда не боялась серьезных задач, будь то темы, связанные с трудовыми конфликтами, подготовка репортажей или интервью с профсоюзными лидерами. Долгое время Наталья курировала подготовку журналистских материалов к публикации в газете, отвечала за выпуск “Профсоюзного журнала”, работала с региональными вкладками издания и курировала прочие спецпроекты.

В последние годы Наталья Кочемина вернулась к своей первой специальности, работая дефектологом с детьми, страдающими от аутизма.

Редакция “Солидарности” приносит искренние соболезнования родным и близким Натальи. Она навсегда останется в нашей памяти - светлая, неравнодушная, деятельная, всегда готовая оказать помощь и поддержку любому обратившемуся к ней человеку.

Из воспоминаний сотрудников “Солидарности”

Александр Шершуков, главный редактор газеты “Солидарность”:

- В газете “Солидарность” работало и работает несколько человек, залетевших в нее по принципу “шел в комнату - попал в другую”. В том смысле, что только во время собеседования они осознавали, чем им предлагается заниматься. (А я слегка не понимал, как они сюда попали.) У Наташи примерно так дело и обстояло: дефектолог, случайно попавший на собеседование в профсоюзную газету. Мне очень жаль, что сейчас все произошло, как произошло сейчас. С другой стороны, с гордостью за человека я вспоминаю ее личностный и профессиональный рост, во время которого Наташа от корреспондента пришла к должности заместителя главного редактора. Потом был надлом под влиянием личной трагедии. Все старались помочь. Но помочь в итоге не получилось.

“Так жить нам вместе, словно листьям. А падать вниз по одному…”

Юлия Колесникова, заместитель главного редактора газеты “Солидарность”:

- Наташа по-настоящему любила журналистику. Не раз и не два мы с ней сидели и обсуждали, как лучше подать собранный материал, в каком формате написать текст, к какому эксперту за комментарием обратиться, чтобы сделать статью более объективной, полезной читателям. И в любой командировке я знала, что могу позвонить ей хоть днем, хоть ночью, если мне нужна помощь или консультация, и Наташа всегда ответит и поможет. Помню, как приехала в Смоленск, где тогда был конфликт между профкомом музыкальной школы и директором, которого поддерживало местное Управление культуры. После моего приезда собрание с работниками школы внезапно стало закрытым. И стоя перед закрытой дверью, я звонила именно Наташе, чтобы она помогла мне найти нужные статьи закона и попасть на злополучное собрание. Я навсегда запомню Наташу как человека, который долгие годы был мне самым лучшим учителем и который сформировал меня как журналиста.

Александр Кляшторин, заместитель главного редактора газеты “Солидарность”:

- Наташа была первым человеком, с кем я познакомился в редакции, устраиваясь в “Солидарность” на стажировку. Она стала для меня настоящим учителем по журналистике, на практике разъяснив, как строить материалы, на что обращать особое внимание при их подготовке. С каким-то нездешним терпением Наташа исправляла мои ошибки и недоработки, попутно самым доходчивым образом разъясняя, как их избегать. Работа с ней строилась неформально, постепенно перерастая в дружбу. В последние годы мы стали общаться меньше, но буквально пару недель назад списывались, выясняя, как у кого дела. Всегда буду помнить о Наташе и ее вкладе в мое развитие.

Николай Федоров, фотокорреспондент:

- С Наташей начал работать много лет назад, когда она пришла корреспондентом в газету. Много с ней поездили по стране - к шахтерам, на митинги, к военным, сдающим экзамен на краповый берет. Интересно было наблюдать за жизнью Наташи, ее ростом на журналистском поприще и за достаточно быстрой карьерой. Для “Солидарности” она была ярким метеором. Работать с ней было легко! Наташа любила жизнь и всегда жила на полную катушку. Пусть земля ей будет пухом.

Ирина Середкина, заместитель главного редактора газеты “Солидарность”:

- Задумалась и поняла, что не помню, когда и как мы познакомились с Наташей. Вот вроде бы я всегда знала: есть такой человек на свете - яркий, сложный, искренний, ранимый, пылающий: Наташа Кочемина. Пульсирующая, как звездочка. Заезжала вместе с сыном ко мне в гости в Красноярске, звонила иногда поплакать. Я была далеко, и ей, как сильному человеку, было, наверное, проще погрустить издалека. А уже здесь, в редакции “Солидарности”, мы не только плакали, но и смеялись хорошо. С чувством юмора и меткостью слова у Наташи всегда было все в порядке. И талантливая она была - очень! Я думаю, что у нее замечательно получилось бы все, за что она всерьез захотела бы взяться. Больно, что Наташа так рано ушла.

Александр Цветков, бывший журналист “Солидарности”:

Наталья была очень живым и эмоциональным человеком  - по большому счету, в журналистской профессии иначе нельзя. Она ценила творческую свободу авторов, и, что еще более важно для руководителя, умела, когда надо, отстоять своих.

Даже после того, как я в 2016 году покинул штат редакции, мы продолжали долгое время работать с Натальей над рубриками “Профсоюзного журнала”. Впрочем, наши взаимоотношения стали за годы большим, нежели тандем “редактор - автор”. Последний раз, когда мы созванивались, мы долго говорили о жизни и музыке. Едва ли кто мог бы тогда сказать, что этот раз станет последним…

Светлая память.

Денис Журавлев, председатель Рослеспрофсоюза:

С Натальей мы познакомились где-то в 2008 году. Она была первым профсоюзным журналистом, который приехал в нашу первичку освещать и предавать огласке конфликт с недобросовестным работодателем.

Потом много работали вместе, в том числе, в период моей деятельности в качестве внештатного юрисконсульта и автора статей в “Солидарности”.

Простая, общительная, она в то же время могла быть очень жесткой, когда дело касалось притеснения трудящихся и нападок на профсоюзы. Нас, как и большинство профсоюзников, объединяло и роднило обостренное чувство справедливости. Наталья всегда была на стороне трудового народа. Она знала очень многих лидеров наших профсоюзных организаций, ее знали и уважали.

Очень жаль, что она ушла так рано. Скорбим. Светлая память…

Павел Осипов, специальный корреспондент газеты “Солидарность”:

- Перед тем как начать писать этот текст, я привычно вбиваю параметры страницы: шрифт Arial, размер 12, межстрочный интервал на единицу, убрать в настройках пробелы между абзацами… Так я делаю уже без малого двенадцать лет. Какой бы я текст ни писал - личное письмо, стихи, еще что-то. Так я бы писал пожелания в заказе пиццы или в мессенджере жене, если бы в этих сервисах была такая функция. Так удобнее для производственного процесса: для литредакторов, для бригады верстки, для шефа, для себя - по объему текста все мы, кажется, мыслим не столько в категориях количества знаков (как в большинстве других изданий), сколько в объеме, который текст занимает на полосе.

Наташа занимала на моей полосе очень много места и не вписывалась ни в какой двенадцатый шрифт. Разве что пробелов действительно не было - между работой и личной жизнью. Могла позвонить в час ночи, чтобы обсудить правки к тексту, а потом рассказать что-то личное о себе, поделиться бытовым, поискать в тебе участия. А потом, как правило, говорила: “Палосич, ты для меня лучший, я могу только на тебя рассчитывать. И еще на пару человек”. Еще тогда, прикидывая, сколько друзей было у нее в редакции, сочувствовал всем.

Но, с другой стороны, значит, мы все и были лучшими. Как мне хочется верить, независимо от ее мнения или усилий. Она жестко стелила, но ты и не питал иллюзий насчет того, что тебе доведется мягко спать. Такая у нее самой была школа: часто поминала муштровку собственного бывшего начальника - Бориса Клина, который давно уже работает в ТАСС.

Вот уже несколько лет, с тех пор как она ушла из редакции, я сплю относительно мягко. В том смысле, что мне не звонит по ночам интеллигентный Шершуков. Но надо признать: таки выдрессировала, правдами и неправдами. Пусть не моими, а своими. Шефу, как правило, теперь незачем мне звонить, тем более по ночам. Но, честно говоря, не скучаю по тем временам. А по человеку - боюсь, что подступит где-нибудь в трамвае, и окружающие будут коситься.

На редакционных междусобойчиках Наташа любила рассказывать одну и ту же историю: о том, как она взяла меня на работу в ноябре 2010 года. Якобы (я просто не могу этого проверить) в тот день к ней приходили на собеседование трое: какой-то чел с непропорционально большой головой (но его не взяли не из-за этого, конечно, хотя деталь кочевала из рассказа в рассказ); предпожилой (как модно стало говорить позже, в 2018-м, после пенсионной “реформы”) алкоголик; и - внезапно - я. Внезапно для нее, потому что она до последнего утверждала, что не назначала мне собеседования. Но, с другой стороны, как бы я тогда пришел в назначенное время?

Так или иначе, я тогда только-только перебрался в Москву из Ростова и перебивался случайными заработками, рассылая резюме. На момент собеседования переводил подпольно, без трудового договора и по 12 часов в смену, документы некоего министерства в электронный формат из бумажного - вместе с еще парой десятков людей. Наверное, это меня и спасло: Наташа зацепилась за тему, а я последние две недели на той “работе” жил партизаном со скрытым диктофоном. В Сети вы моего первого материала в “Солидарности” теперь не найдете, а весь архив того номера, надеюсь, раскупят на каком-нибудь аукционе мои правнуки.

Жаль, что экземпляр уже не достанется тебе, Наташа. Посидели бы, вспомнили бы мою работу под твоим прикрытием. Вытащила, что ни говори.

Глеб Савин, корреспондент газеты “Солидарность” в 2011 - 2013 годах:

- “Soltus.Яндекс.ру”. Эта почта для каждого, кто работал в “Солидарности”, всегда будет чем-то, что самой газетой и является. Все с нее начиналось, и ею же все и заканчивалось: Наташа Кочемина.

У каждого в жизни есть люди, благодаря которым ты матереешь за своим ремеслом резко и навсегда, благодаря которым ты обретаешь способность идти по жизни маршем. Она - один из этих людей. Она была яркая, въедливо требовательная, с характером и - как все замы главного редактора - громкая. По-другому с нами было нельзя.

Мальчик вырос, Наташа. Мы вместе прошли миллионы знаков, тысячи предложений, сотни статей, десятки разворотов и несколько последних писем на soltus - вполне достаточно для того, чтобы нам было что перечитать когда-нибудь.

И я все еще в прошлом, в той, старой “Солидарности”, что была на Протопоповском. Заходишь к ней, к Наташе, в кабинет, она, как обычно, с сигаретой - и ты вплываешь в этот легкий “кумар”, а она поворачивается в своем кресле и говорит: “Ну что, Глебы Юрьичи? Написал?”

Написал, Наташа. Оглушительно больно, что ты никогда этого не прочитаешь. Но я расскажу сам. Когда-нибудь.

Автор материала:
Редакция "Солидарности" - Ушла из жизни экс-заместитель главного редактора “Солидарности” Наталья Кочемина
Редакция "Солидарности"
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика