Top.Mail.Ru
Статьи
2
Защити себя сам

Об изъянах в порядке формирования комиссии по расследованию несчастных случаев

Защити себя сам

Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

При расследовании несчастного случая на производстве закон развязывает руки работодателю, но оставляет работнику и его представителям мало шансов на справедливость. Разбираемся, почему так происходит.

А СУДЬИ КТО?

Начнем с самого простого. Согласно статье 229 ТК РФ, “для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек”.

То есть работодатель может создать комиссию из семи, девяти и более человек. Кого он включит в состав? Это зависит от тяжести несчастного случая и личного желания. При любом нечастном случае, даже смертельном, тяжелом, групповом - в соответствии с ТК РФ “в состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя”, а также другие должностные лица, чье обязательное участие предусмотрено ТК РФ.

Для специалиста по охране труда несчастный случай на предприятии, тем более с тяжкими последствиями, - его личная недоработка. Ведь он получает зарплату за то, чтобы вместе с работодателем и другими должностными лицами организации предотвращать и не допускать таких инцидентов.

Если на предприятии отключается свет, нарушается технология - надо полагать, отчасти в этом есть “заслуга”, соответственно, энергетика и технолога. По такой же схеме следует рассматривать ситуацию с несчастным случаем на производстве. Не может такого быть, чтобы на предприятии погибли или пострадали работники, а специалист по охране труда был при этом, образно говоря, “белым и пушистым”.

Следует признать, что специалисту по охране труда, включенному в состав комиссии по расследованию несчастного случая, сложно быть объективным и беспристрастным. Он между молотом и наковальней. С одной стороны, - стремится защищать себя и работодателя, с другой - должен поступать справедливо по отношению к пострадавшему работнику и членам его семьи.

То же касается лица, назначенного ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, если в организации нет штатного специалиста по охране труда. Он за это получает от работодателя доплату или послабление при выполнении обязанностей по основной должности. Ему тоже сложно быть честным арбитром.

По закону, специалист по охране труда или тот, кого назначили ответственным посредством приказа или распоряжения, - обязательные члены комиссии по расследованию несчастного случая. Эти лица в силу понятных причин всегда скорее на стороне работодателя, чем пострадавшего.

Кто из состава комиссии будет представлять интересы работодателя? Несложно догадаться, что это будут лояльные к нему работники. А если их много (так как работодателя никто не ограничивает в численности комиссии), то они и зададут тон в расследовании.

При этом в момент расследования пострадавший может находиться в больнице или того хуже - в морге. Его законным представителям в такой ситуации может быть совсем не участия в расследовании. Кроме того, многие из них в первую очередь - представители рабочих профессий, не очень знакомые с процедурой расследования. Они в такой ситуации больше надеются на сострадание, на помощь и заботу со стороны государства.

Обратим внимание еще на один принципиально важный момент. Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя 23 (!!!) обязанности в сфере охраны труда. Он должен выполнить их все, чтобы не допустить несчастных случаев и профессиональных заболеваний среди подчиненных. В ряде случаев, когда на предприятии случается несчастье, в этом виноват и работодатель. И несмотря на это, именно он на законных основаниях единолично формирует состав комиссии по расследованию несчастного случая, в том числе имеющего тяжелые последствия.

Объектов, на которых возможен “нулевой травматизм”, идеальных в плане охраны труда и смежных направлений безопасности, - нет. Безусловно, к этому надо стремиться, но исходить при этом из реалий жизни. А они таковы, что работодатель при формировании комиссии находится в привилегированных условиях по отношению к пострадавшему работнику. К чему это приводит - догадаться несложно. Виновными оказываются либо сам работник, либо “стрелочники” - должностные лица на уровне бригадиров и мастеров.

О ЧЕМ МОЛЧИТ ЗАКОН

Ситуация, когда комиссия для расследования несчастных случаев, в том числе смертельных, тяжелых и групповых, формируется, мягко говоря, некорректно, приносит свои “плоды”.

Подтверждает это информация, опубликованная на сайте Роструда.  (Приводим данные за 2018 год). “По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекциями труда в субъектах РФ в 2018 году было направлено в органы прокуратуры 6155 материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве… По ним было возбуждено 340 уголовных дел”.

340 возбужденных дел - это около 5% от обращений. Кто и какое принял процессуальное решение по остальным направленным в прокуратуру 95% материалов,- большая загадка. Применительно к такой ситуации есть сомнение, что норма закона, устанавливающая порядок формирования комиссии для расследования несчастного случая, правильна.

В подтверждение сказанного имеет смысл еще раз обратиться к статье 229 ТК РФ. В ней предусмотрено: “При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа”.

Получается оригинально. Если работник получил травму или погиб на объекте, подконтрольном этому органу госнадзора, то есть Ростехнадзору, то состав комиссии по расследованию утверждается руководителем соответствующего территориального органа Ростехнадзора, и возглавляет комиссию представитель этого органа. Если это происходит на объекте, не подконтрольном Ростехнадзору, а таких в стране большинство, то все “козыри” у работодателя.

Кому при гибели или травме работника необходим двойной стандарт в формировании состава комиссии?

Почему на большинстве объектов различных отраслей экономики состав комиссии не утверждается руководителем государственной инспекции труда субъекта РФ? Аргументированного ответа на этот вопрос нет.

В статье 229 ТК РФ есть еще один интересный нюанс. В соответствии с ней, “комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”, то есть Роструда или госинспекции труда субъекта РФ.

Слова “как правило” дают основание полагать, что есть исключения. Но не очень ясно, в каких обстоятельствах.

Минтруд во исполнение распоряжения правительства РФ от 23.11.2017 № 2925-р подготовил законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)”.

В этом проекте закона порядок формирования комиссии по расследованию несчастных случаев остался прежним. Делает это работодатель, а Роструд и госинспекции труда субъектов РФ, в отличие от Ростехнадзора, чья зона ответственности все равно невелика, остаются наблюдателями…

Автор материала:
Александр Тудос - Защити себя сам
Александр Тудос
E-mail: info@solidarnost.org
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Спевакина Марина Анатольевна
17:08 от 24.05.2020
И ещё есть одна "фишечка", о которой мне поведал экс-гитовец - если по результатам комиссии наказать только физлиц и не привлекать юрлицо, то возбуждение уголовных дел невозможно. Прокуратура проверяет все тяжелые и смертельные случаи вне зависимости от того подаст им ГИТ какие либо бумаги или нет. Здесь же попутно идет работа следственных органов. Поэтому работодатели при участии нескольких лиц в НС, стараются уволить тех, кто не был отнесен к пострадавшим, но может быть потенциальным виновником или им по факту является. В общем нюансов масса, а конкретики нет практически никакой, одно слово - незамедлительно, расценивается ГИТ как сутки...
Спевакина Марина Анатольевна
17:01 от 24.05.2020
Возможно руки у работодателя развязаны, но не на столько как можно подумать. Здесь руки развязаны у госорганов, которым в новом формате работы по чек-листам нужно на что-то жить. Так же законодатель не ограничивая численность комиссии из представителей работодателя, в разы ограничивает работу профсоюзных органов, говоря о том, что если случай легкий, то участвует председатель первички и (или) уполномоченный по охране труда, т.е. всего 2 человека, а при тяжелом, смертельном - представитель вышестоящего профоргана (обком, терком и иже с ними) и плюсом может идти председатель первички - опять всего два человека. И, если учесть, что законодатель прописывает голосование по тем или иным вопросам при работе комиссии, то не сложно представить на чьей стороне большинство голосов...

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте



Если вам не пришло письмо со ссылкой на активацию профиля, вы можете запросить его повторно



Новости СМИ


Новости СМИ2


Киномеханика