За годы работы ФНПР неоднократно отстаивала социальные права работников. Мы решили проследить основные вехи: как принимались социальные законы, радикально затронувшие жизнь людей, и что из этого вышло.
2001 ГОД. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
С начала 1990-х годов в России было образовано четыре страховых фонда: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования и соцстраха. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ ввел единый социальный налог и упразднил фонд занятости. Фактически единственной силой, которая выступала против введения ЕСН, была ФНПР. Вместо отчисления в фонд занятости, которое делал работодатель, был увеличен подоходный налог с работника до 13% (1% через госбюджет направлялся на выплаты пособий по безработице). То есть социальные гарантии должны были обеспечиваться через налоговую систему.
Это не взвешенное по последствиям решение фактически затормозило развитие системы обязательного социального страхования в нашей стране на целое десятилетие, ослабило финансовую базу этой системы, понизило уровень страховых выплат. Конкретные потери для трудящихся проявились в упразднении обязательного для рыночных отношений страхования от риска потери работы, снижении уровня пенсионного обеспечения, постепенном сползании бесплатной, по Конституции, медицинской помощи в разряд платной. Во введении ограничений на выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. На работодателей переложили обязанность оплачивать пособие за первые два дня болезни работника.
Кроме того, как показала практика, на самом деле на борьбу с безработицей идет не 1% подоходного налога, а меньше. При этом максимальное пособие по безработице составляет около 5 тыс. рублей, хотя по нормам 102-й Конвенции МОТ должно составлять не менее 50% от заработка. В том числе и по этой причине эта конвенция у нас до сих пор не ратифицирована.
Кризис показал, что при большой массе высвобождаемых работников они остаются без средств к существованию, да и работодатель должен платить единовременно большие суммы. И если бы существовал фонд занятости, там бы накапливались средства в течение многих лет, и тогда финансовая нагрузка на работодателя была бы легче, а работник получал бы нормальные страховые выплаты.
В результате последовательной работы профсоюзы добились упразднения с 2010 года единого социального налога, введения страховых взносов, перевода системы обязательного социального страхования на страховые принципы, что нашло отражение в федеральных законах № 212-ФЗ и № 213-ФЗ. При этом не снимается задача по воссозданию фонда занятости.
2002 ГОД. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
С 1 января 2002 года глава 24 Налогового кодекса стала применяться с учетом федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Этот закон ввел новый вид обязательного платежа - индивидуальный возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет Пенсионного фонда РФ (страховой взнос). Взносы в ПФР выделены из состава единого социального налога, введены обязательные страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Правительство решило перейти к смешанной системе, при которой базовая часть пенсий выплачивается за счет единого социального налога, страховая часть - за счет страховых взносов, а накопительная часть пенсии для будущих поколений - как доход от инвестирования части пенсионных взносов, которые работодатель отчислял за работника в течение его трудовой деятельности.
Пенсионная реформа началась, несмотря на низкий уровень заработной платы, прорехи в законодательной базе, неразвитость системы управления капиталом, угрозу роста инфляции в связи с притоком пенсионных накоплений на кредитный и фондовый рынки. Пенсионный фонд теперь мог вкладывать средства либо в государственные ценные бумаги, либо в ипотечные ценные бумаги под госгарантию, либо на счета в банки. При этом доходность по годам зачастую была ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные средства населения, инвестируемые государством для будущих поколений, обесцениваются. Наряду с этим за годы пенсионной реформы уровень пенсий для нынешних пенсионеров существенно снизился - коэффициент замещения пенсией среднего заработка упал с 34% до 25%.
При переходе на страховые принципы реализован ряд требований ФНПР: с 2010 года повышены пенсии старшему поколению путем переоценки пенсионных прав через механизм валоризации (средняя прибавка - 1100 руб.); установлен механизм социальных доплат к пенсиям для пенсионеров, уровень материального обеспечения которых ниже прожиточного минимума в субъекте федерации (таким образом, теперь пенсионеры обеспечены доходом на уровне не ниже прожиточного минимума); в разы повышен уровень замещения утраченного заработка работника при обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет (выплаты этих пособий теперь связаны с годовым пределом страхуемого заработка в размере 415 тыс. рублей, который должен ежегодно индексироваться).
2004 ГОД. МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ
В 2004 году органы власти настояли на принятии Федерального закона № 122-ФЗ, известного как "закон о монетизации льгот". Он кардинально изменил государственный подход к социальной защите отдельных категорий населения: вместо установленного законами права людей на льготы и социальные выплаты введены меры социальной поддержки в зависимости от финансовых возможностей органов власти разный уровней.
Было очевидно, что тот объем обязательств по льготам, которые государство выдало ранее по разным законам, бюджет не в состоянии оплачивать. Все чаще возникали ситуации, когда люди обращались в суды и отстаивали свое право на льготы. Профсоюзы предупреждали, что "закон о монетизации" лишает людей установленного законами права и оставляет им меры социальной поддержки в зависимости от возможностей того или иного уровня власти, что оспаривать в судах будет невозможно. Видимо, это и было одной из основных целей принятия такого закона, который отменил действие десятков ранее действовавших законов и внес изменения в 153 законодательных акта, что само по себе в мировой практике беспрецедентно.
Монетизация не стала адекватной реальным льготам. Вполне понятно, что люди массово стали выражать протесты. Пенсионеры стихийно перекрывали магистрали: сначала в городе Химки, потом по всей стране.
ФНПР приняла два заявления по этому поводу, вынесла обсуждение данного вопроса на заседание Российской трехсторонней комиссии, отслеживала реализацию закона в регионах. В постановлении Исполком ФНПР рекомендовал членским организациям осуществлять постоянный мониторинг уровня социальной защиты работающих и членов их семей.
Сегодня последствия реализации закона о монетизации стоят не настолько остро. Тем не менее, профсоюзы продолжают настаивать на возвращении некоторых льгот, отмена которых ощутимо ударила по слабо защищенным слоям населения. Например, у медиков, которые относятся к федеральному уровню подчинения и работают в сельской местности, были определенные льготы по оплате коммунальных услуг, электроэнергии и пр. И если субъекты федерации по своим медицинским работникам эти вопросы решили, то для медиков федерального подчинения вопрос о предоставлении льгот до сих пор остается открытым.
2009 ГОД. ДЕТСКИЙ ОТДЫХ
Согласно федеральному закону от 24.07.2009 № 213-ФЗ признан утратившим силу пп. 14 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Тем самым из перечня видов страхового обеспечения выведена оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, включая оздоровление детей. Соответственно в бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год и последующий период расходы на оздоровление детей не предусмотрены, а источником финансирования детского оздоровления определена доходная база бюджетов субъектов федерации.
С новым подходом к организации летнего отдыха детей оказался деформирован универсальный механизм организации и финансирования. Неодинаковые финансовые возможности по обеспечению детского оздоровления в субъектах РФ привели к росту финансовой нагрузки как на работодателей (в части содержания детских оздоровительных лагерей и доли оплаты детских путевок для работников), так и на работников (доля родительской оплаты возросла с 10% до 50%). В ряде регионов усложнился порядок предоставления детских путевок работникам предприятий. Вместо удобного получения путевок через предприятия введен собесовский механизм "одного окна" с необходимостью представления большого числа документов, 100-процентной предоплатой стоимости и поздними сроками выплаты компенсации.
Приоритет в предоставлении льготных детских путевок смещен в сторону социального контингента (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей бюджетников и др.), что негативно отразилось на реализации права на отдых и оздоровление детей работников предприятий. Для них в ряде регионов теперь не предусматривается выделение бюджетных средств на частичную компенсацию стоимости путевки (сумм, которые ранее страхователь оплачивал за счет средств Фонда соцстраха).
Обострилась и проблема содержания ведомственных загородных оздоровительных лагерей, которые предлагают более комфортные условия для отдыха и оздоровления детей. По результатам конкурсных торгов многие из этих учреждений не проходят отбор вследствие более высокой цены путевки и не получают компенсацию из бюджетных средств на частичную оплату путевок. Это делает такие лагеря обременительными для балансодержателей, создает предпосылки к закрытию и, в конечном счете, усиливает тенденцию потери материальной базы стационарных оздоровительных учреждений. Соответственно, чтобы обеспечить положительную отчетность, органы власти показывают рост числа детей, отдыхающих на городских пришкольных асфальтовых участках, но при этом в загородных стационарных учреждениях число реально оздоравливаемых детей снижается.
ФНПР настаивает на установлении единого подхода и универсального механизма организации летнего детского отдыха. А также - на восстановлении финансирования оплаты для работающих граждан путевок на оздоровительный отдых детей из средств обязательного социального страхования. Борьба продолжается.
* * *
Таким образом, на протяжении 20 лет ФНПР была защитником - иногда единственным - социальных прав и гарантий работников. И за каждой победой профсоюзов ФНПР в деле восстановления социальных прав работников - годы и планомерной работы, и активной борьбы. Многие вопросы профсоюзам еще предстоит решить. Это относится к восстановлению влияния профсоюзов в системе социального страхования, воссозданию фонда занятости, дальнейшему увеличению пенсионного обеспечения, предоставлению льгот отдельным категориям бюджетников и ко многим другим вопросам. Конечно, для этого требуется время.
Чтобы добиться требуемых изменений в действующем законодательстве, профсоюзам нужны не только железные аргументы и возможность участвовать в принятии государственно значимых решений, но и реальная поддержка самих граждан. Сейчас за профсоюзами миллионы. А остальным пора сделать выбор, в каком государстве и как они хотят жить.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте