Порой “голос общественности” может заставить представителей власти пообещать решить какие-то проблемы. Так получилось и в ситуации с городской больницей Мегиона. После публикаций в местных изданиях и в “Солидарности” и после ряда встреч врачей и профактива с представителями городских властей мэр Мегиона тоже надавал обещаний. Которые пока таковыми и остаются. А “бунтари” из трудового коллектива больницы пытаются бороться дальше - уже при поддержке Тюменского обкома профсоюза здравоохранения.
ФОРУМ В КОММЕНТАРИЯХ
Появившаяся в начале этого года в “Солидарности” (№ 4) статья “Медицинская линия Югры” вызвала неожиданно бурную дискуссию на сайте газеты. Собственно говоря, объем комментариев уже в несколько раз больше самой статьи, в газете занимающей целый разворот. На своеобразном “форуме”, помимо межличностных разборок и разного рода взаимных обвинений, периодически появляется и фактическая информация о том, в какую сторону развивается ситуация и что происходит в больнице.
Темы комментариев - в общем, те же самые, что и в статье. Чтобы быть точнее, можно полностью повторить последовательность поставленных в статье вопросов.
Прежде всего - колдоговор. “А что все кивают на профсоюз? Колдоговор у нас нелегитимен, тратит деньги главный врач, а не председатель профкома. Платим за дорогую технику? За нецелевое использование средств (если оно есть) спрашивать надо не с Ростислава”, - пишет в защиту профкома автор, скрывающийся под ником M@DDoC. В общем, профсоюз выступает, а то, что проблемы не решаются, нужно спрашивать не с него.
Отсюда вторая проблема - признание прав профсоюза. Известно, что за прошедшее после нашей публикации время в больнице появилась еще одна первичка, которую возглавил зам главврача по оргработе А. Михайлин. “Цель очевидна - удушить независимый профсоюз и подчинить коллектив больницы”, - пишет M@DDoC. Приезжавший в феврале в Мегион заместитель председателя Тюменского обкома профсоюза работников здравоохранения Юрий Кожевников высказал сомнения в том, что вновь созданную организацию можно считать настоящим профсоюзом. Администрация больницы по-прежнему отказывается признавать “факты нарушений при составлении, заключении коллективного договора... - пишет на интернет-форуме Ростислав, - а также при создании “альтернативного” профсоюза под председательством зам. главного врача Михайлина А.И.” даже после того, как эти факты были подтверждены “при проверке председателем окружной профсоюзной организации работников здравоохранения Шатиловичем А.Г. и зампредседателя областного профсоюза по правовым вопросам Кожевниковым Ю.Н.”.
Название еще одного раздела статьи “Все законы отменены” отразилось в неформальном высказывании того же M@DDoC’a: “А законы в России традиционно пишут только для низов и работяг”, - и в оформленном более бюрократически призыве Людмилы: “...погрязнув в своих разборках, многие забыли о главном - как восстановить законность, порядок и соблюдение социально-трудовых отношений в коллективе и тем самым обеспечить нормальный процесс лечения населения”.
Некоторые авторы комментариев по-прежнему сетуют по поводу зарплаты, хотя, надо сказать, что это не центральная тема дискуссии. Нет даже наметок решения проблем с помещениями больницы. Зато на интернет-форуме опять поднимаются вопросы о нецелевом использовании средств, покупке компьютерного томографа на 90 миллионов, долг за который бременем повис на бюджете больницы. И о том, что решение о такой покупке должно было проходить через городскую думу, чего не было.
ПСЕВДОВЫБОРЫ
Если резюмировать обстановку - проблемы не решены, зато атмосфера накалилась: “усилился административный прессинг”, некоторых работников заставляют переписывать трудовые соглашения - “ухудшая условия их работы; вменяют им обязанности, не предусмотренные их должностными инструкциями”. Короче, решения пока не видно, а протест трудового коллектива и ряда “сторонних сочувствующих” вылился в псевдодемократическую дискуссию в Интернете, в местной прессе, в курилках больницы. Почему “псевдо”? Потому что за вроде бы резкими высказываниями не следуют реальные изменения.
В январе - начале февраля врачи надеялись на некоторое улучшение ситуации, хотя бы в плане “климата в коллективе” - после попытки выборов главврача. Точнее, псевдовыборов - анонимного опроса сотрудников больницы. “Выборы” состоялись, большинство работников больницы (около 70%) выказали недоверие главврачу. Мероприятие получилось очень организованным, с соблюдением всех положенных правил и чуть ли не официозным (в тот день в больнице трижды появлялся мэр города Александр Кузьмин), только... бессмысленным.
Дело в том, что должность главврача - не выборная, а назначаемая. И решение о том, будет ли Татьяна Шмырина и дальше выполнять свои обязанности или же больница получит начальника, более устраивающего трудовой коллектив, принимают не врачи, а мэрия. А мэрия предпринимать что-то в практическом плане не спешит. Впрочем, как и в плане публичных заявлений. Представители и тюменского обкома профсоюза, и местного профактива встречались с представителями местной власти, но после этого в “публичном поле” города - в газетах и на мегионском телевидении - никакой информации о том, как будет изменяться ситуация в больнице, не появлялось.
“ШТРАФНЫЕ КАРТОЧКИ”
Как говорит приезжавший в Мегион Юрий Кожевников, на быстрое решение и не стоит надеяться. Мол, проблемы зрели давно и решить их за короткий срок не получится. Сам же председатель Тюменского обкома профсоюза попытался задействовать механизм обжалования в МОТ нарушения прав профсоюза. Но механизм этот действует чрезвычайно медленно, за исключением “экстренных случаев” - убийства профлидеров или запрета на деятельность профорганизации. Если происходит подобное, то Комитет по свободе объединений (КСО) при МОТ реагирует супербыстро - требуя объяснений от правительства соответствующей страны. Все остальные нарушения, перечисляемые в стандартной карточке жалобы, рассматриваются в “плановом” порядке.
Плановый порядок в МОТ выглядит следующим образом. Есть восемь базовых конвенций МОТ, в первую очередь 87-я - о свободе объединений, 98-я - об организации и ведении колпереговоров, 105-я - об упразднении принудительного труда и т.д. Каждый год МОТ целенаправленно концентрируется на вопросах соблюдения каких-то двух конвенций, то есть за четыре года происходит полный цикл. Даже если нарушение, указанное в жалобе, подходит под “ориентацию” МОТ этого года и есть надежда, что все пойдет несколько быстрее, результат все равно будет небыстрым.
Как пояснил Юрий Кожевников, он уже направил в Тюменский облсовпроф и ЦК профсоюза работников здравоохранения карточки с указанием на нарушение со стороны работодателя прав профсоюза - “на переговоры, на заключение колдоговоров, соглашений на согласованных сторонами условиях, на профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, выполнением колдоговора, соглашения, за использованием пенсионного и других внебюджетных фондов”. Там обращения суммируются и уходят в ФНПР, а из ФНПР - в КСО МОТ. А уж “КСО рассматривает и распределяет, что куда направить. Я, может быть, и пессимист, но я так понимаю, что минимум полгода, если не больше, все это протянется, - говорит зампредседателя обкома. - То есть правда всегда всплывает, но зачастую - как утопленник...”
Остается только надеяться, что, пока в администрации города будут думать, как исправить ситуацию, у работников больницы хватит терпения продолжать работать, лечить больных. И что профактив в больнице не деморализуется и будет пытаться что-то делать, пока там по разным инстанциям ходят жалобы о нарушении прав профсоюза...
Александра ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте