В минувшую пятницу в Москве на Воробьевых горах прошла очередная несанкционированная акция против строительства нефтепровода вблизи озера Байкал. Власти снова не разрешили экологам выразить свое мнение. Но на этот раз сотрудники правоохранительных органов не смогли воспрепятствовать проведению митинга, поскольку собралось более тысячи участников, в том числе весьма известные люди. В то же время в Иркутске подобные митинги проходят регулярно при полной поддержке со стороны властей.
МИТИНГ В МОСКВЕ
Московский митинг был организован силами небольшой группы активистов молодежных экологических объединений, без участия крупных партий и организаций. Но к его началу на смотровой площадке МГУ появились люди с символикой “Яблока”, “Народной партии” Геннадия Райкова и даже НБП. По словам одного из организаторов, лидера молодежного экологического движения “Гроза” Алексея Козлова, всех этих людей убедительно попросили уйти или хотя бы свернуть свои флаги. За исключением “Яблока” (его лидеру Сергею Митрохину все-таки предоставили слово), никто из них даже и не предупредил о своем намерении участвовать, не говоря уж о каком-то содействии в организации.
Информация о проведении митинга в крупные СМИ не поступала - люди узнали о готовящемся мероприятии в основном из электронных рассылок и по телефону. Тем не менее людей на Воробьевых горах собралось столько, что сотрудники милиции, получившие предписание пресечь несанкционированное собрание, не решились этого сделать.
Как всегда ярко выступал академик Алексей Яблоков, уже много лет возглавляющий борьбу против антиэкологичных правительственных проектов. Он поведал собравшимся, что еще в советские времена общественности удавалось эффективно бороться с правительством. Например, когда 20 лет назад началось строительство трубопровода, по которому в Байкал должны были поступать выбросы промышленных предприятий, большая группа защитников Байкала совершила нападение на строительную технику. Пригнанные на стройку экскаваторы под покровом ночи были “разукомплектованы”, после чего новой техники на стройплощадке уже не появилось. Только так, считает Яблоков, можно разговаривать с правительством и государственной компанией “Транснефть”, сооружающей трубопровод у Байкала, если они не пойдут навстречу общественности.
Во время митинга проходил сбор подписей против строительства трубопровода. А все желающие могли нанести себе на одежду надпись: “Байкал - живи!” - главный лозунг акции.
Активно участвует в кампании протеста известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Не так давно вместе с активистами “Greenpeaсе” он совершил поездку в Иркутскую область, где помогал в исследова-
нии популяции байкальской нерпы. Самым ярким впечатлением от поездки для Троицкого стало удивление местных жителей. Оказывается, они считают, что проблемы Байкала не интересуют никого, кроме них самих, не знают ничего о протестах в других городах, а потому относятся к населению центральной России едва ли не враждебно. Так непродуманные и экологически вредные стройки способствуют росту отчужденности между гражданами одной страны. Кампания в защиту Байкала, заявил Артемий Троицкий, способствует укреплению связей между различными регионами страны и восстанавливает доверие людей друг к другу.
Алексей Козлов рассказал о том, что подобные акции в эти дни проходят в Иркутске, Ангарске, Северобайкальске, Улан-Удэ, Санкт-Петербурге, Томске и Нижнем Новгороде. Кампания будет продолжаться до тех пор, пока цели ее не будут достигнуты. Более радикальных акций стоит ждать уже летом.
БОРЬБА В ИРКУТСКЕ
Прокомментировать ситуацию вокруг строительства трубопровода мы попросили председателя Иркутского областного совета профсоюзов Александра Оболкина. “Мы выступаем не против строительства трубы, - сказал Александр Никитич, - а против данного варианта, который тревожит и ученых, и экологические организации. Если труба пройдет по берегу - это будет экологическая катастрофа!”
“Транснефть” заявляет, - продолжил Оболкин, - что надежность трубопровода будет чуть ли не свыше 100%. Но мы знаем, что в прошлом году на линиях “Транснефти” произошло уже 28 аварий! В проекте труба проходит в 400 м от воды, а это сейсмоопасная зона. В конце XIX - начале XX века в этом районе в результате сильного землетрясения несколько деревень ушли под воду, образовался залив Провал. И до сих пор там трясет, поскольку это место стыка тектонических плит”.
Существует альтернативный вариант строительства, в обход - севернее Байкала. Профсоюзы считают, что трубу лучше провести по этому маршруту. “Но там абсолютно безлюдные места, - говорит Александр Никитич, - поэтому возникнут дополнительные трудности с эксплуатацией трубы. Мешают и горные хребты - для сооружения трубопровода придется либо пробивать тоннели, либо строить специальные станции подъема нефти. Конечно, этот вариант намного дороже. Но ведь речь идет о сохранении всемирного достояния! Ведь это же мировые запасы чистейшей пресной воды: глубина 40 м - и видно даже монету на дне. Скоро пресная вода будет стоить дороже нефти, а они собираются это богатство уничтожить!”
Первый большой митинг против данного варианта строительства прошел 18 марта, его проводили профсоюзы. Выступали представители всех политических партий, губернатор, председатель законодательного собрания - все единодушно высказывались против строительства по опасному проекту. Но ничего не меняется. Александр Оболкин считает, что здесь идет речь о серьезном давлении на власти со стороны заинтересованных в строительстве бизнес-структур, и это необходимо разъяснять населению.
Профсоюзы выражают протесты, публикуют заявления, проводят митинги. На первомайской демонстрации в Иркутске лозунг против данного варианта строительства будет одним из главных. Александр Оболкин не исключает, что в конце концов придется физически препятствовать строительству, и надеется, что для этого на Байкал приедут добровольцы из разных регионов.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте