Top.Mail.Ru
Экономика

В России измерили глубину бедности

Ни для кого не секрет, что бедных в России много. Для этого, собственно, и социологические исследования не нужны: выйди на улицу и изучай действительность. Даже статистика, которая оперирует более чем скромными показателями доходов, достаточных для принадлежности к среднему классу, признает, что каждый пятый россиянин беден. И прожиточный минимум давно не пересматривался. А если его пересчитать с учетом возросших цен и замены льгот денежной компенсацией, то бедных окажется еще больше, чем считается...
Все это обсуждалось 8 октября на российско-германском научно-практическом семинаре “Бедность и социальная защита населения”. И его выводы полностью расходятся с выводами недавнего исследования Всемирного банка (см. “Солидарность” № 36).


РЕСУРСЫ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Первым с докладом выступил Михаил Николаев, заместитель председателя Совета федерации РФ. Из выступления следовало, что в стране сохраняются объективные условия для воспроизводства массовой бедности. Речь идет о малообеспеченных людях с доходами не более двух прожиточных минимумов. И одна из основных причин такого положения в том, что с начала 90-х годов распределительная политика государства противоречива, непоследовательна и способствует росту неравенства в распределении ресурсов. Николаев констатировал, что и по сей день не определены зоны ответственности властных структур, бизнеса за преодоление бедности, за повышение уровня и качества жизни людей.

“Целенаправленная федеральная государственная политика в борьбе с бедностью отсутствует. Это объясняется тем, что в системе государственного управления поставленную президентом страны и фактически единую задачу - динамичный экономический рост и снижение уровня бедности - зачастую пытаются решать как две разные задачи, - полагает замглавы Совета федерации. - Считается, что экономический рост сам покончит с бедностью. А на практике это приводит к разъединению сил. Вновь созданная во многих регионах страны мощная система социальной защиты населения, по сути дела, работает без учета рыночных реалий, в качестве “пожарной команды”, направляя свои усилия на “тушение” негативных последствий, а не на искоренение их причин”.

Николаев отметил, что производительность труда в стране в 5 - 6 раз ниже, чем в США, но оплата труда у нас ниже в 15 и более раз. По оценкам некоторых экспертов, на Западе доля зарплаты в стоимости продукции составляет около 50%, а у нас только - 7%. “А ведь чем меньше человек зарабатывает, тем меньше он покупает. Вывод напрашивается сам собой: необходимо повышать оплату труда не на пару-тройку процентов, а в разы, - говорит чиновник. - Нам необходим динамичный рост внутреннего рынка, а не сжатие. К сказанному добавлю, что на один доллар заработной платы среднестатистический работающий россиянин вносит в ВВП в три раза больший объем, чем американец”.

ЛИЦО БЕДНОСТИ

Директор научных программ Независимого института социальных проблем Лилия Овчарова ознакомила собравшихся с результатами анализа и расчетов, проведенных в институте. Работа была проделана на основе материалов национального обследования благосостояния и участия населения в социальных программах (2003 год). Обследованием было охвачено 44 тысячи домашних хозяйств в 79 регионах России.

Овчарова не считает, что бедность в России - это только недостаток ресурсов на текущее потребление по сравнению с прожиточным минимумом. Понятие бедности она расширила, включив в него ограничение возможности приобретения жилья, имущества, доступа к образованию и медицинским услугам.

“В целом по стране бедность не является глубокой, - отметила Овчарова. - Дефицит дохода свыше 60% от прожиточного минимума отмечен только в 10% бедных домохозяйств”. Кроме того, вопреки принятому мнению, семьи одиноких пенсионеров среди бедных домохозяйств составляют всего около 6%. Среди бедных меньше пенсионеров и больше детей, чем среди небедных. Причем около 60% бедных - это семьи с детьми, и эта категория бедного населения более других нуждается в ресурсах.

Особенно сложное положение у многодетных (3% бедных семей). Именно они больше всего рискуют попасть в категорию бедных, констатируют исследователи. На момент обследования к этой категории относились 70% семей, имеющих трех и более детей. Другую крупную группу бедных составляют неполные семьи - это 20% обследованных бедных домохозяйств.
Анализируя так называемый “поселенческий профиль” бедности, Овчарова заметила, что больше рискуют обеднеть сельские домохозяйства. Однако на момент обследования они составляли 33,9% бедных, тогда как 48,7% - доля бедных жителей городов с численностью населения менее полумиллиона человек. Вместе с тем распространенность бедности связана с общим уровнем экономического развития регионов. Так что закономерно, что наибольшее количество бедных приходится на регионы с относительно низким уровнем развития.

Но в основном, по мнению Лилии Овчаровой, уровень бедности населения зависит от состояния рынка труда. Так, наличие незанятых трудоспособных членов семьи - уже большой риск, что семья попадет в категорию бедных. А если говорить об отдельных секторах экономики, то, опять же вопреки стереотипным представлениям, большинство бедных (51,5%) приходится на долю рыночного, а не бюджетного сектора.

Для преодоления бедности, по мнению Овчаровой, необходимо создание новых рабочих мест, повышение заработной платы, направление миграции населения на территории с более комфортными социально-экономическими условиями, реструктуризация программ адресной поддержки населения.

ЛЮДИ ЗАНЯТЫ ВЫЖИВАНИЕМ

Директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Римашевская заявила собравшимся, что сейчас более половины населения озабочено выживанием, что ненормально: “Их совершенно не интересует, к примеру, то, что происходит в правительстве: назначили одного министра, другого сняли. Люди живут другими заботами и отчуждены от “большой” и “малой” политики. Кроме того, идет процесс депопуляции. За семь лет мы потеряли почти пять миллионов человек! Есть прогнозы, что в 2010 году население России составит 135 миллионов, а в 2025 году - 131 миллион. А ведь это - катастрофа!”

Для решения этой задачи, по мнению Римашевской, надо кардинально поменять политику в отношении оплаты труда и прожиточного минимума. Главный фактор нашей бедности в том, что зарплата в России не выполняет своих функций - не стимулирует производительность труда, не способствует воспроизводству рабочей силы и т.д. Да и вообще - низкий уровень оплаты труда препятствует реструктуризации экономики.

“Сейчас у нас самая низкая зарплата в Европе, и при этом задолженность государства и бизнеса по зарплатам - 33 миллиарда рублей, - сообщила директор института. - А 30% работающих получают зарплату ниже прожиточного минимума, то есть эти люди могут поддерживать себя только на биологическом уровне. Другим же 30% размер зарплаты не дает возможности содержать себя и одного ребенка”.

Римашевская рассказала, что к традиционным бедным (таким как многодетные семьи, одинокие матери, престарелые, у которых всегда был низкий уровень пенсий, инвалиды, живущие на пенсии по инвалидности и пособия) прибавились “новые бедные” - люди, которые раньше никогда бедными не были: “По образованию, по профессии, по своему социальному статусу они всегда занимали нормальное положение в обществе - среднее или даже выше среднего. Сейчас они стали бедными по двум причинам. Первая причина: у нас очень низкая заработная плата, вообще у всех, просто ненормально низкая. Именно поэтому бедными становятся люди, у которых есть образование, есть работа, которые нормально работают. Это, к примеру, вся непроизводственная сфера. Вторая причина связана с безработицей, я ее называю квазибезработицей - когда человек работает, а ему не платят”.

И только один участник семинара, а именно - президент Союза малых городов России Евгений Марков, в приватной беседе с нашим корреспондентом сказал о различии, бросающемся в глаза даже неискушенному в экономике человеку. Речь идет о различии между докладами Всемирного банка и выступлениями российских ученых на этом семинаре: “Различие так заметно, потому что специалисты Всемирного банка делали свой “ученый” труд на основании тех же данных, что и мы. Только они, похоже, сделали свои выводы, к которым мы почему-то не пришли. Вот у Всемирного банка и получилось, что в России бедности нет. Хотя Россия находится в яме бедности”.


Юрий КОЧЕМИН
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2