В прошлом номере “Солидарность” писала об огромных потерях тепловой и электрической энергии в ЖКХ (до 30%), а также о бремени, которое вследствие этого ложится на наши карманы - минимум лишний доллар в год с каждого квадратного метра жилплощади. Но постепенно все больше квартиросъемщиков приходят к пониманию несправедливости такого положения и выступают с инициативой установки в своих домах счетчиков тепла. Трудно преувеличить роль дирекций единого заказчика (ДЕЗ) в организации такого контроля, ведь только эти службы могут взять на себя всю организационную и финансовую нагрузку. О работе, трудностях общего и частного характера мы говорили с Татьяной ПОДБЕРЕЦКОЙ, руководителем одной из передовых московских дирекций - ГУП “ДЕЗ “Преображенское”.
ПОЧЕМУ ДЕЗ ПЛОХО РАБОТАЕТ
- Вы являетесь одним из инициаторов создания Городской ассоциации ДЕЗ. Каковы будут ее статус, функции? От кого сейчас нужно защищать ДЕЗ?
- ДЕЗ находится в бесправном положении во всех отношениях. Как в отношениях с поставщиками услуг, где безосновательно навязываются условия, так и в отношениях с городскими властями, которые не очень-то умело нас администрируют своими указами и постановлениями. Нас заставляют платить за то, что мы платить не должны, заставляют делать работы, которые никому не нужны, программы составляются без учета мнения ДЕЗ, иногда они прямо противоречат закону. Как результат, руководители управляющих компаний оказываются перед дилеммой - либо нарушать законы и отвечать перед соответствующими структурами, либо при невыполнении приказов “сверху” поплатиться должностью. К примеру, недавно были сильные снегопады - люди работали сутками, но денег на оплату их труда нам не предоставили. Мы как бы “вне закона”, заставляем людей выполнять неоплачиваемую работу.
- Так может быть, проблема не в отсутствии координации между городскими властями и ДЕЗ, но в недостатке финансирования дирекций?
- Помимо нехватки финансирования - оно, опять же, не координируется. Есть программа “Мой двор, мой подъезд”. Но ведь в рамках этой программы надо не только строить новые дворы, но и содержать старые. Если сегодня я построила новый двор, то построенный в прошлом году мне содержать просто не на что. Просто когда разрабатывается программа, ДЕЗ должна предоставлять решение: где подлатать, где построить, где отправить на содержание. Денег на эту программу явно не хватает. А сейчас кто-то наверху определяет, сколько мне сделать новых подъездов. У меня в округе подъезды ремонтировались не более 3 - 4 лет назад. Какие-то из них нужно ремонтировать, остальные средства отдать эксплуатационным службам для приведения подъездов в порядок. Зачем триста раз “мазать” один и тот же подъезд, когда у меня трубы сгнили в подвале? В своем сегодняшнем виде программа “Мой двор, мой подъезд” не полезна, а вредна. ДЕЗ должны определять структуру расходования средств, исходя из экономической целесообразности и необходимости конкретного проведения этих работ в своем фонде.
Учитывая все это, ДЕЗ не только Восточного округа, а всего города должны объединиться в некоммерческую ассоциацию для защиты своих интересов и интересов жильцов. Ассоциации следует заниматься не просто защитой от произвола исполнительных органов и поставщиков услуг, но влиять на вопросы планирования в городском ЖКХ, на принятие законов, которые должны быть менее абстрактными. ДЕЗ должны работать без всякого административного давления.
Пока мы только обсудили эту идею. Тут есть ряд юридических и организационных аспектов, их прорабатывают наши юристы. Эта организация необходима, независимо от того, сохранятся ли ДЕЗ в прежнем виде или преобразуются в частные управляющие компании, как это произошло в Петербурге.
- Когда это может произойти?
- В самое ближайшее время. Изменение статуса поможет ДЕЗ стать универсальным центром решения жилищных проблем населения. Если мы говорим об управляющей компании, о системе управления, то это управление финансовыми потоками, управление инфраструктурой района. Ведь мы же делаем инвентаризацию жилого фонда, планируем по ее результатам свои ремонты, просчитываем все расходы. Какой же я посредник? Я решаю все вопросы, а мне за это никто не платит. При частных управляющих компаниях будет оказываться полноценная услуга, плата за которую в полном объеме будет взиматься с собственников и с города.
КАК ПОСЧИТАТЬ ТЕПЛО И ВОДУ
- Ну да, и тогда вас не смогут снять с должности, как это было несколько лет назад, когда теплоснабжающая организация поняла, какими убытками для нее обернется установка домовых теплосчетчиков...
- Ситуация в любом случае уже изменилась, сегодня город на нашей стороне, так что мы уверенно чувствуем себя в диалоге с недавно пришедшей на рынок Московской объединенной энергетической компанией (МОЭК).
Взаимоотношения с ней пока складываются сложно. Надеемся урегулировать все разногласия, в противном случае будем судиться. Сегодня проще, а вот одно время мы были первыми, кто перестал платить по чужим счетам.
- Как происходил переход с тарифной оплаты на оплату потребленного тепла?
- Поставив приборы учета и определив годовую разницу между потребленным теплом и оплаченным, мы предъявили расчеты поставщикам тепла. Разница была около 17 - 18 миллионов рублей, которые “тепловики” отказались возвращать. Но сейчас, после выхода нескольких постановлений московского правительства, нам удается возвращать деньги людям, в чьих домах недавно закончился “переходный” период. По результатам прошлого года возвращали и по триста рублей, и по тысяче. Хотя, чтобы не “гонять” деньги туда-сюда, я бы предпочла зачислять эти суммы в счет будущих платежей. Возможно, такая практика будет применяться при установке счетчиков в других районах, но у меня уже 100% домов оборудованы счетчиками тепла, горячей и холодной воды. Это позволило сократить затраты населения на воду и тепло на 20 - 25% от прежних объемов.
У нас работает автоматизированная система учета расходов тепла, первая в Москве, первая в России. Все данные поступают в наш компьютер. Никто не ходит снимать показания, - человеческий фактор исключен. Это позволяет оперативно решать проблемы, если счетчик украден или произошла авария. В последнем случае мы сразу выходим на соответствующие организации и говорим: “Ребята, у вас тут проблема, мы не будем платить, пока вы ее не устраните”.
- Но минус домовых счетчиков в том, что они не исключают, а, скорее, предполагают плату каждого жителя, не обязательно равную количеству потребленного им тепла и воды.
- Разумеется, нужно ставить счетчики в каждую квартиру, чтобы платили не по количеству “прописанных”, а по факту проживающих. Например, у меня в квартире зарегистрировано 3 человека, а живем мы все в другом месте. У соседки, напротив, нечто вроде ночлежки на 15 - 20 человек. С недавних пор мы применяем довольно болезненную процедуру - совместно с участковым составляется акт и предъявляется счет хозяину или нанимателю квартиры за всех проживающих по факту. Сначала хозяева кричали, что, мол, у нас нет такого права, но у нас оно есть. При корректно составленных документах, корректно проведенной процедуре - эта мера законна и очень действенна.
- Необходимость поквартирной установки счетчиков понятна, а что делается? Не является секретом техническая сложность оборудования квартир приборами учета тепла.
- С “водомерами” все просто. Наши инженеры ходят по квартирам, проводят исследования. Люди ставят счетчики за свои деньги. За полив подъездов они дополнительно перечисляют небольшие деньги, сумма рассчитывается техобслуживанием. Но в идеале нужно сначала провести инвентаризацию дома - вдруг там течь в подвале? Тогда будет платить недоглядевшая за трубой организация.
С теплосчетчиками еще проще. Их не нужно ставить в квартиры. Вместо этого помещение оборудуется так называемыми распределителями экономии или регуляторами тепла. Они ставятся на каждую батарею и не требуют врезки. В комнате жарко - вы с помощью прибора выключили батарею и счетчики фиксируют то количество тепла, которым вы не пользовались. В конце отопительного сезона эти данные суммируются и ясно, сколько денег вы сэкономили. Оплата за отопление мест общего пользования (лестничные площадки, чердаки) равна разнице между общим потреблением тепла (измеряется домовым счетчиком) и суммой индивидуальных счетов, если, конечно, распределители экономии установлены в каждой квартире. И чем больше тепла жилец сэкономит в своей квартире, тем меньше будет его доля в оплате отопления мест общего пользования.
- Дорогое удовольствие эти распределители экономии? Почему их не ставят?
- Вовсе нет, не дорогое. За 16 тысяч рублей мы, в порядке эксперимента, купили набор для одного дома. Получилось рублей по 500 на квартиру. Правда, нужно регулярно проверять количество батарей в квартирах, чтобы у жителей не возникало желания “обхитрить” поставщиков тепла. Я полагаю, что распределители, в отличие от счетчиков, каждый житель должен покупать и устанавливать за свой счет. Напомню, что сам прибор экономии не дает - он дает только возможность сэкономить.
Почему не ставят? Люди, наверное, не знают или ленятся, а вот почему ДЕЗы не подают пример... Не знаю. Я вот просто хочу, чтобы моя дирекция была востребована на рынке, который сейчас формируется, и поэтому давно и скрупулезно занимаюсь этими вопросами.
Беседовал
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте