Рейдеры. Кто они, бизнесмены или криминальные авторитеты? Как бороться против насильственного захвата предприятия? На эти вопросы попытались ответить участники “круглого стола”, прошедшего на прошлой неделе в здании информационного агентства “Росбалт”.
Рейдерами сегодня называют специалистов по захвату оперативного управления или собственности фирмы посредством инициированного бизнес-конфликта. Методы самые разные: от скупки акций и черного пиара до силовых захватов, биржевых махинаций, мошенничества и подкупа. Иначе этот процесс называется недружественным поглощением. Последствия его различны, вплоть до прекращения деятельности предприятия.
Дискуссия на тему рейдерства затянулась на два с половиной часа и осветила несколько весьма любопытных аспектов. В первую очередь терминологический. За последние 10 - 15 лет в русском языке появилось множество иностранных слов, обозначающих новые, не существовавшие ранее процессы и явления. При этом точное значение слов порой сильно искажается. То же и с понятием рейдерства. Происходящее от английского “raid” - налет, оно вовсе не означает людей, врывающиеся на фабрику с бейсбольными битами. Это может быть обычная скупка ценных бумаг. Как отметил Владимир Дрововозов, консультант ZAHVAT.RU: “Меня никто не может лишить права выкупать акции. Если человек хочет их продать, значит он чем-то недоволен”.
Рейдерство в нашей стране стало прямым наследником традиции банкротства предприятия. В какой-то степени новое явление – показатель развития нашей экономики. Так в Америке рейдерство имело место в конце девятнадцатого века и хорошо описано Теодором Драйзером в “Финансисте”, “Титане” и “Стоике”. Подкуп олдерменов, о котором писал великий прозаик, в конце концов изжил себя. Возможно, так произойдет и в нашей стране.
Но о силе уже сложившейся системы говорит и то, что у рейдеров возникла своя субкультура. Появился так называемый “словарь рейдера”, определился психологический тип участников. Все это плюс романтизация образа жизни рейдера говорит о существенной близости к криминалитету. Да и на практике нарушения закона не редкость. Наиболее показательной является схема захвата предприятий, у которых менее 50 акционеров. В помещение заходит группа вооруженных людей и уничтожает реестр владельцев ценных бумаг, существующий в одном экземпляре. Затем составляется новый реестр - и дело в шляпе. Самые осторожные захватчики действуют по липовому или купленому постановлению суда. Факт мошенничества налицо, но доказать нельзя.
Алексею Авдееву, заместителю председателя совета директоров ОАО “Гипромез”, довольно часто приходилось сталкиваться с попытками недружественного поглощения. Он считает, что это вовсе не экономическая агрессия, а неприкрытое нарушение Уголовного кодекса. Павел Багрянцев, юрист “Гипромеза” заявил: “Мошенничество, грабеж, самоуправство - все на лицо. И лишь исполнительная власть не замечает этого. Во всем остальном мире за такие действия дают сроки от 10 лет заключения”.
В самом деле, предприятие, которое ежегодно отчисляет в казну миллионные налоги, могло бы рассчитывать на помощь государства. Однако этого не происходит. Участники “круглого стола” пришли к выводу, что “с наглостью можно бороться методом порки”. Например, ужесточить меры наказания за подобные преступления. И хотя в Госдуме создана рабочая группа, которая занимается проблемой недружественного захвата, пока законодатели не могут предложить ничего конкретного.
Свое мнение о рейдерстве высказал Олег Губинский, адвокат Московской областной коллегии адвокатов. Он призвал обратить внимание на нарушение буквы закона. Если человек, к примеру, нанял банду головорезов и уничтожил документы, нельзя на это закрывать глаза. Если директор отказывается сложить свои полномочия в срок, то нужно обратиться в суд, избегая насилия. Cудебный пристав при наличии нескольких взаимоисключающих решений суда, как это часто случается, не должен исполнять ни одного. Однако до соблюдения норм законности в нашей стране еще далеко, признал Олег Михайлович. Поэтому юристам предприятий нужно обеспечить контроль над реестром владельцев ценных бумаг и наладить взаимодействие с органами внутренних дел и налоговиками. В качестве эффективного метода сопротивления рейдерам он также назвал максимальную огласку ситуации.
Выгода для рейдеров заключается в покупке предприятия ниже его рыночной стоимости. Поэтому стабилизация рынка, которую эксперты обещают как минимум через пять лет, будет означать убыточность рейдерства и как следствие его вымирание. А пока... Если ваше предприятие пытаются поглотить, у Владимира Дрововозова есть только один совет: “Скупайте акции, царапайтесь, кусайтесь!”
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте