Россия утратила продовольственную безопасность. То есть при серьезных перебоях с импортным продовольствием в стране - прежде всего в крупных городах - начнется голод. Треть озимых померзла, из-за чего цены на хлеб серьезно подскочат. А большую часть культивируемых плодовых деревьев вообще придется замещать - они попросту уничтожены холодами. И на восстановление нормального снабжения россиян отечественными фруктами
и ягодами придется затратить более трех лет...
8 февраля о состоянии отечественного агропромышленного комплекса депутатам Госдумы рассказывал министр сельского хозяйства Алексей ГОРДЕЕВ.
НА ПРИВОЗЕ
Глава Минсельхоза вновь обозначил себя как некоего “диссидента” в нынешнем ультралиберальном составе правительства РФ. Хотя, по заведенной традиции, чиновнику теперь положено петь соловьем о приоритетных национальных прожектах, Алексей Гордеев начал с подсчета безобразий и объявил о катастрофическом состоянии отрасли и села как такового. А о великом путинском почине отозвался без вдохновения и по обязанности - что называется, от сих до сих. Чем депутатам и понравился. Более того, министр вдруг заявил, что обеспечить согласно высочайшему повелению качественный подъем АПК за два года - “в сегодняшних условиях задача почти невозможная”.
“Хочу заявить официально: ввиду ряда серьезных факторов этот год будет крайне тяжелым в плане производства зерна и обеспечения зерном, - предупредил Гордеев. - Так, была очень сложная, засушливая осень, и мы не досеяли в стране 1 млн. гектаров озимых. Из-за сильных холодов, как сейчас уже ясно, погибнет как минимум треть озимых, и нам придется осуществлять “пересев”. То есть яровой сев будет намного больше, чем в прошлом году, и придется нести большие дополнительные затраты. Думаю, необходимо принять сейчас и какие-то срочные меры финансовой поддержки, чтоб все эти дополнительные работы провести в очень сжатые сроки. А в апреле мы дадим первичный прогноз того, какой урожай будет в этом году. Но... ситуация сложнейшая, и сейчас главная задача - организованно провести яровой сев и помочь крестьянам всеми уровнями власти”.
...Позже Гордеева дополнил глава думского комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик (“ЕР”): “В среднем урожай озимых на полтонны с гектара выше, чем урожай яровых. Значит, уже сегодня смело можно сказать, что мы теряем не менее 4 млн. тонн хлеба. Надо добавить, что в этот раз мы меньше посеяли озимых культур, и теперь нужно будет предложить в полтора раза большие площадей под яровые, чтоб не потерять по валовому сбору”. Насколько весной взлетят цены на хлеб в этих условиях, экспертам сейчас и подумать страшно...
Рассказав о померзших озимых, Гордеев подчеркнул: “О том же речь идет в отношении плодовых деревьев, косточковых и семечковых. По оценкам, понадобится как минимум три года для их восстановления. Сильно пострадали виноградники... Но, - вдруг воодушевился министр, - откровенно говоря, это проблема для конкретных хозяйств, а для рынка этих продуктов она менее серьезна, так как в балансе потребления фрукты не являются основой”. Иными словами, Запад нам поможет (а равно Юг и Восток) и фруктов-ягод пришлет немерено: налетай, не скупись. А коли денег мало - для таких и картошки хватит...
Патриотический коммунист Николай Кондратенко сообщил коллегам, что “собственного продовольствия (в особенности высококалорийных белковых продуктов) у нас едва хватает на каждого третьего жителя страны, то есть две трети населения ими не обеспечены”. И поинтересовался у Гордеева, “есть ли у министерства программа спасения людей на случай мировых эпидемий, эпизоотий, чтоб люди не ели друг друга?” Министр ответил честно: “Формально Минсельхоз не отвечает за спасение людей - а плохо это или хорошо, пусть решает власть... Что до частного сектора, то наши расчеты показали: только за счет производства продукции в частном секторе (имеется в виду личное подворье граждан) в стране еще сохраняется продовольственная безопасность! Это та продукция, которая и дешевая, и натуральная, и которую не может вытеснить импортное продовольствие”. Правда, с тем, что импорт пока не вытеснил с рынков основной продукт приусадебных хозяйств - российские овощи, особо никто и не спорит. С фруктами все гораздо сложнее, не говоря уж о белковой пище, которая в основном людям и нужна.
“Самое неприятное, - сказал Гордеев, - то, что мы теряем свой родной продовольственный рынок для отечественных производителей. Постоянно растут импортные закупки продовольствия: в 2005 году в Россию импортировано важнейших продтоваров и сельхозсырья на 23% больше, чем в предыдущем. Импортные закупки мяса свежего и мороженного возросли (за тот же период) на 34%, мяса птицы - на 23%, рыбы свежей и мороженной - на 16%, сахара-сырца - на 31%. Сейчас доля импортных продуктов в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия на внутреннем рынке составляет более 33%, то есть ровно треть. Превышен порог продовольственной безопасности, в первую очередь по мясопродуктам”. На вопрос “родинца” Ивана Викторова, на какую сумму Россия закупает продовольствие за рубежом, Гордеев ответил: “Продовольствие закупается примерно на 13 млрд. долларов ежегодно. Для сравнения: в сельское хозяйство мы направляем в виде господдержки от силы полтора миллиарда”.
АПК и ВТО
Депутат Анатолий Иванов (“ЕР”) спросил: “Россия готовится к вступлению в ВТО, и много говорится о вашей активности по защите интересов отечественных сельхозпроизводителей. Какие условия были бы приемлемы для нас при вступлении в ВТО, что вам удалось отстоять, что нас ждет в итоге?” Гордеев ответил: “Не скрою, идет очень серьезное поочередное давление на РФ со стороны других переговорщиков - членов ВТО, в основном западных стран. Они давят очень искусно и, чувствуется, скоординированно, пытаясь переломить переговорную позицию правительства РФ и понизить нужные нам параметры. И моя, как министра, задача в том, чтоб здесь, как говорится, ни шагу назад! Такая позиция поддерживается и председателем правительства, и президент тоже довольно жестко высказался в адрес наших партнеров-переговорщиков: мол, хватит “упражняться” над Россией и требовать все новых уступок”.
“Сейчас в отношении сельского хозяйства и ВТО есть два спорных параметра, - продолжил министр. - Первый - это возможный уровень поддержки сельского хозяйства. Сейчас он согласован - 9,2 млрд. долларов, что примерно в четыре раза выше нынешней поддержки, так что тут у нас большой резерв. И второй параметр - это уровень защитных мер, то есть импортных пошлин. Он также согласован вдвое выше настоящего”.
Депутат Николай Сапожников (КПРФ) попросил уточнить, “не рухнет ли наша трехлетняя программа квотирования импорта мясопродукции в связи со вступлением России в ВТО”. Гордеев уверил его, что в ближайшие три года (период реализации нацпроекта развития АПК) не рухнет: “Программа квотирования импорта мяса у нас принята официально, постановлением правительства, и ее не задевает переговорный процесс по ВТО - в любом случае эти нормы будут действовать до 2009 года”.
В чем же тогда конкретные проблемы на переговорах по вступлению в ВТО, коли все согласовано, из сообщения министра понять не удалось...
КРАХ ФЕРМЕРСКОГО МИФА
Депутат Василий Тарасюк поинтересовался, “каковы меры по обеспечению доступа в розничную сеть наших мелких производителей, в первую очередь мясомолочной продукции”, а также “какие меры принимаются для обеспечения наших сельхозпредприятий молодыми высококвалифицированными кадрами, их обучения и воспитания”. Глава Минсельхоза дал потрясающе честный ответ: “Ни в одной стране мира сами фермеры не способны рекламировать свою продукцию и вообще самостоятельно действовать на рынках - поэтому все государства стимулируют кооперацию”. Вот оно!.. Иными словами, министр де-факто признал, что без колоссальных госдотаций фермер накормить страну никогда (и НИГДЕ) не сможет. Спрашивается, чем же фермеры тогда лучше колхозов - люди и сами мучаются, и близких своих “истязают”, а отдача от их страданий крайне мала, чтоб не сказать сильней... Далее Гордеев добавил, что “развал колхозов и совхозов был серьезной ошибкой. И мы сейчас видим, что Запад как раз по этому пути идет, на других принципах и формах, но на такой уровень организации труда и производства продукции. Важно одно - крупнотоварные хозяйства более устойчивы и перспективны”. По мнению министра, главная проблема нашей экономической политики в том, что “государство не отвечает за межотраслевые пропорции цен, инвестиций, зарплат. И пока мы не научимся выравнивать состояние отраслей и целых сфер экономики, мы так и будем сотрясать то одну проблему, то другую, не увязывая это в целое...”
Сопредседатель рогозинской “Родины” Валентин Варенников спросил министра: “Кто у нас дирижирует процессом ввоза в нашу страну продовольствия? И почему 90% удобрений, которые мы производим, продается - наша земля ведь тоже нуждается в этих удобрениях?..” Гордеев ответил: “Дирижера нет - у нас отсутствует четко выраженная торговая политика, что создает трудности для отечественных производителей. А с удобрениями проблема и вовсе абсурдная. Россия - самый крупный производитель средств химизации. Мы экспортируем 91% того, что производим, а потребляем удобрения в своем сельском хозяйстве, как слаборазвитая африканская страна! Наши соседи - Китай, Европа - применяют удобрения в расчете на гектар в 10 - 15 раз больше, отсюда и результат... С этим надо что-то делать, нужны жесткие решения, надо использовать меры таможенно-тарифного регулирования. А то в реальности мы, получается, субсидируем экспорт со стороны бюджета: здесь они получают ресурсы по внутренним ценам, а торгуют на мировом рынке - по мировым...” По мнению министра, “нужно 30 - 40% производимых в стране удобрений “развернуть” на внутренний рынок”. Как это сделать, глава Минсельхоза не уточнил.
“Родинец” Михаил Маркелов поинтересовался, не пора ли России принимать закон о продовольственной безопасности. “Надо срочно такой закон принимать! - поддержал Гордеев. - Такие законы приняты в развитых странах, в том числе в Германии, где расписано все вплоть до того, где реализовывать продовольственные талоны в случае возникновения ЧП. Просил бы возобновить работу над законом о продбезопасности, который несколько лет назад рассмотрели в первом чтении. Но необходимо понимать, какие критерии и факторы стоят за этим понятием...”
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте