Top.Mail.Ru
Экономика

Экологи против приватизации лесов

Правительство России 19 февраля собиралось рассмотреть скандальный проект нового Лесного кодекса, подготовленный Минэкономразвития РФ при участии Минприроды РФ. Однако вынуждено было отложить рассмотрение на потом: уж очень сильное возмущение общественности (прежде всего экологов, региональных властей и специалистов лесных отраслей) вызвал “проект Грефа - Артюхова”. Потому как социальные и экологические последствия его принятия будут просто чудовищными...

Всемирный фонд дикой природы (WWF) провел пресс-конференцию, на которой его директор по охране природы Евгений Шварц разъяснил позицию фонда. К сожалению, никто из приглашенных представителей профильных министерств на встречу с экологами не пожаловал. Зато от законодательной власти (в лице зампреда комитета по экологии Госдумы РФ Марины Лебедевой) и лесопромышленников (директор по развитию бизнеса многопрофильной группы компаний “Титан” Наталия Пинягина) экологи получили практически полную поддержку и уверения в том, что сквозь Думу нынешний вариант кодекса нипочем не пройдет. Так что правительство опять осталось в гордом одиночестве...

По мнению Шварца, министерский проект нового Лесного кодекса - это “детская болезнь левизны при строительстве капитализма”. Он крайне несовершенен, и его принятие в нынешнем варианте приведет к крайне тяжелым негативным социальным и экологическим последствиям. Проект устанавливает новые формы собственности на лес, прежде всего частную собственность, а также распределение прав пользования лесными ресурсами по результатам аукциона. Что-то по образцу грефовских же квот на вылов рыбы и морских биоресурсов. (По этому поводу Шварц переиначил поговорку “уши выше лба не растут”, и теперь она звучит как “леса в воде не водятся”. Тем самым было подмечено, что лес - это что-то одно, а вода - нечто другое...)

Проект разрешает ограничивать допуск “посторонних лиц” в леса единоличным решением собственника (и даже арендатора!), а это вопиющее нарушение конституционных прав граждан. Проект сулит быстрое разрушение всей заповедной системы России, препятствует созданию условий для рационального и долгосрочного использования лесов, сводит на нет права граждан на свободное пользование лесами, вплоть до косвенного запрета на сбор грибов и ягод. “Страна не готова к тому, что большая часть лесов станет огороженной, и людям туда нельзя будет войти”, - резонно заметил Шварц. Ряд положений кодекса спровоцирует потерю государственного управления лесным хозяйством и утрату контроля над состоянием лесов, создаст благоприятные условия для увеличения нелегальных рубок (де-факто легализует незаконные рубки леса), приведет к самозахвату лесных участков и самостийному строительству на лесных землях.

В итоге леса будут за бесценок “прихватизированы” незнамо кем - возможно, в первую очередь теми, кому негде больше отмыть большие и очень грязные деньги (в землю их вложить станет легче всего). В комплексе все это похоронит любую возможность формирования и развития экологически ответственного бизнеса в стране.

Помимо пункта о введении частной собственности, в том числе на имеющие огромное социально-экологическое значение защитные лесные территории, фонд считает неприемлемым и содержащиеся в проекте предложения о возможности вырубать лес в особо охраняемых природных зонах. Беспокойство всех людей доброй воли вызывает и планируемая проектом передача прав распоряжения лесными ресурсами на региональный уровень - это сулит дикий расцвет всевозможного местечкового произвола в лесной сфере. Тем более что структура госорганов управления лесами и распределение полномочий меж центром и периферией, согласно проекту, получаются крайне фрагментированными, а “структура органов на местном уровне вообще не просматривается”.

Честным лесопромышленникам тоже ничего хорошего проект не предложит, потому как не создает условий и стимулов для создания экономически эффективного лесопользования, рассчитанного на длительную перспективу. Фонд требует определить, в каких объемах пользователи и собственники обязаны проводить лесохозяйственную деятельность, и установить четкий механизм ответственности за невыполнение необходимых лесохозяйственных мероприятий.

Ведомственный вариант кодекса, указал Шварц, разрабатывался келейно, без обсуждения среди специалистов и общественности и какой-либо возможности с их стороны влиять на процесс разработки. Если и далее процесс разработки и принятия Лесного кодекса будет происходить так же, то в итоге примут недоработанный, противоречивый, экологически опасный и непригодный для практического использования закон. И тогда в лесных отраслях воцарится анархия и голое право силы. Во избежание такой войны всех против всех необходимо добиться, чтобы доработку производили с непременным участием экспертов и специалистов в данной отрасли и с учетом мнения общественности. Для чего следует процедуру подготовки Лесного кодекса сделать доступной и открытой для обсуждения по всем ключевым вопросам.
“Сейчас вопрос отложен до завершения президентских выборов, - сообщил Шварц, - а потом в конце марта Греф попросит несколько недель на доработку. И есть надежда, что кодекс будут вносить в Госдуму ближе к лету, а то и вообще на осенней сессии...” Руководитель лесной программы WWF Андрей Птичников рассказал, что пять известных экологических организаций (“Гринпис”, WWF, Международный Социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы и Международный союз охраны природы) не только борются против ведомственных прожектов, но и предлагают собственный свод правил лесопользования. Этот альтернативный вариант интереса у профильных ведомств пока не вызвал...

Вадим БАРАБАНОВ


“А”-СПРАВКА

Всемирный фонд дикой природы (WWF) основан в 1961 году под патронатом британского принца Филиппа и нидерландского принца Бернарда. Фонд стоял у истоков всемирного экологического движения. Сейчас организация действует более чем в ста странах мира и объединяет 27 национальных отделений и 5 ассоциированных членов во всем мире, а также более 5 миллионов индивидуальных членов. Миссия WWF - “остановить деградацию природной среды для достижения гармонии человека и природы”. За 42 года существования WWF предоставил средства на реализацию около 11 тысяч проектов в 130 странах мира. Фонд начал работу в РФ в 1994 году и вложил более 17 млн. долларов в природо-охранные проекты в стране. WWF ведет около 100 проектов в 40 регионах России.


НОВЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС ЛИШИТ ЛЮДЕЙ РАБОТЫ

19 февраля в Москве активисты российского отделения “Гринпис” провели акцию протеста у здания Минэкономразвития, разработавшего новый Лесной кодекс. Этот документ, если его примет Госдума и подпишет президент, разрушит, по мнению представителей “Гринпис”, систему государственного управления и контроля над лесопользованием, не создавая ничего взамен.


Несколько альпинистов в оранжевой форме с надписью Greenpeace забрались на здание и вывесили над центральным входом плакат с лозунгами на русском и английском языках: “М-р Греф - автор воровской приватизации лесов РФ!” и “Нет - грабежу российских лесов”. Собравшимся журналистам, прохожим и работникам министерства раздавались листовки, объясняющие опасность новой редакции кодекса и посвященное этой проблеме совместное заявление всероссийских экологических общественных организаций.

- В основу нового кодекса положены идеи либерализации лесопользования, - сказал представитель “Гринпис” России Алексей Морозов. - Многое заимствовано из действующих и, надо сказать, неплохо действующих лесных законов скандинавских стран и Канады. Но в интерпретации разработчиков они трансформировались в формулировки времен “дикого капитализма”, подразумевающие полную свободу хозяйствующих субъектов от обязательств перед обществом и природой.

По мнению представителей “Гринпис”, проект кодекса в спешке создавался небольшой группой сотрудников Министерства экономического развития РФ. Специалисты в области лесозаготовок, экологи, ученые в создании проекта не участвовали: “Есть данные, что какие-то консультации давали сотрудники Министерства природных ресурсов, и все”. Вообще, мало кто знает о Лесном кодексе, а тем более о том, в каком виде он будет представлен правительству.
Также никому не известно, почему кодекс готовился в такой спешке. Морозов предполагает, что чиновники хотят преподнести его в качестве “подарка к инаугурации президента”. “Мы не против Лесного кодекса вообще. Мы против поспешности и за взвешенный, грамотный подход к его созданию”, - говорят молодые люди в оранжевой форме.

Новый кодекс, как утверждают гринписовцы, делает возможной приватизацию лесов, причем без четких правил, примерно в таком же порядке, в каком приватизировались промышленные и сельскохозяйственные предприятия в 90-х годах. Проект также разрешает заготавливать лес во всех без исключения особо охраняемых природных территориях, в том числе и в заповедниках. Более того, он сделает практически бессмысленными усилия по созданию новых заповедников и национальных парков. Наконец, проект предусматривает разрушение существующей системы управления лесами на местном уровне и создание трех дополнительных ведомств на федеральных и местных уровнях. По мнению “Гринпис”, принятие такого проекта - бюрократическая революция в чистом виде. Реально работающие структуры будут разрушены, а количество высокооплачиваемых чиновников резко возрастет.

По словам Морозова, принятие кодекса скажется и на трудящихся: “Появятся 10 - 15 крупных лесозаготовителей, остальные мелкие и средние предприятия разорятся, а их сотрудники останутся без работы”.

В последние годы, по данным “Гринпис”, одной из самых сложных проблем лесного комплекса России стала нелегальная заготовка и торговля ворованным лесом. Новый кодекс усугубляет ее. После его принятия на государственном уровне не будет каких-либо стандартных документов, подтверждающих законность той или иной лесозаготовки. Существенно легче станет провозить по дорогам древесину криминального происхождения. Также будет гораздо сложнее контролировать соблюдение законодательства лесопользователями. Определить же фактический объем рубок на арендованной территории не сможет ни один из государственных контролирующих органов.

По новому кодексу, собственник или арендатор участка леса имеет право единолично запретить доступ граждан на свою территорию. Нетрудно представить, что это может означать, например, для жителей северных деревень, где половина населения живет охотой, рыбалкой, сбором грибов и ягод. Новый кодекс значительно расширяет возможности для строительства домов в лесных массивах, делает возможной приватизацию особо ценных лесов для индивидуального жилищного строительства. Лесопроизводители смогут строить в лесу дома, проводить дороги и т.д., если они “необходимы для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным миром”. Выходит, чтобы построить дачу в приглянувшемся лесу, будет достаточно получить права на использование этого участка для нужд охотничьего хозяйства и объявить свою дачу “охотничьим домиком”.

- Складывается впечатление, что наши чиновники задумали провести над нашей страной очередной эксперимент. Еще не поздно этому помешать. Широкое общественное обсуждение позволит создать действительно разумный и пригодный для практического употребления проект Кодекса, - добавил Алексей Морозов.

Алена КУЗНЕЦОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика