Top.Mail.Ru
Армия

Осенний призыв

1 октября начался осенний призыв в армию. В среду для разъяснения “призывной обстановки” перед журналистами выступил начальник Главного организационно-мобилизационного управления, замначальника Генштаба генерал-полковник Василий СМИРНОВ. В тот же день пермские правозащитники наградили антипризом победителя конкурса “Золотая кувалда” - конкурса на самое вопиющее нарушение прав личности во время весеннего призыва-2003.

ЖУРНАЛИСТЫ "ШЕЛЬМУЮТ И ПОРОЧАТ ПОБЛЕМЫ"

Первым делом генерал-полковник Василий Смирнов заявил, что с октября по декабрь этого года на военную службу будет призвано 175806 человек. “Это примерно 10,3% призывного контингента, - сказал он. - Все остальные на законных основаниях будут освобождены или имеют отсрочку от призыва”. (В 2002 году в армию забрали 11,2% “граждан призывного возраста”, а в 1994 - 27%.)

“Дальше с призывом будет еще хуже, - посетовал Смирнов. - Если в 1987 году в стране родилось 1,7 миллиона мальчиков, то в 1995 - лишь 700 тысяч”. Кроме демографического кризиса, защите родины, по словам генерал-полковника, мешают “огромное количество отсрочек” (22 пункта), журналисты (проводят “оголтелые кампании, чтобы ошельмовать и опорочить проблемы армии и призыва”), а также отдельные несознательные граждане, в просторечии - “косари”.

С такими людьми замначальника Генштаба предложил “бороться однозначно” - при помощи правоохранительных органов. “Мужчина не может не быть защитником родины, и это нормально! - провозгласил Смирнов. - Просто в нашей истории произошло то, чего не должно было происходить...” Генерал-полковник помолчал и проникновенно добавил: “В наше время все шли в армию по конкурсу... совести”.

Кроме совести, нынешнему “призывному контингенту”, оказывается, не хватает образования. По словам Смирнова, около 40% призывников до службы в армии нигде не учились и не работали, более 21% - имели только основное общее или начальное образование, высшее - получили только 3,2% солдат, а около 5% призывников имели снятую или погашенную судимость. “В общем, нам есть о чем подумать”, - подвел генерал-полковник итоги весеннего призыва-2003.

Помимо “уклонистов” и журналистов, которые “порочат проблемы армии”, Смирнова тревожит состояние здоровья призывников. По приведенной им статистике, “более 53% граждан из числа призванных весной 2003 года имели ограничения по состоянию здоровья” и - как следствие - “не могли быть направлены на комплектование воинских частей с повышенными требованиями” (к ним относятся пограничники, десантники, а также спецназ и ВМФ). “Забота о подготовке к армии должна начинаться с рождения, - заявил генерал-полковник. - Думаю, Положение о военно-врачебной экспертизе, действующее с 1 июля этого года, станет заслоном, чтобы в армию не поступали больные”.
Замначальника Генштаба считает, что особенностей у осеннего призыва не будет. Закон об альтернативной гражданской службе (АГС) на этот призыв не повлияет, служить в “горячих точках”, по словам Смирнова, будут только контрактники, а призывников с дефицитом веса армия откормит и поставит в строй за два-три месяца. Отвечая на вопрос об АГС, Смирнов был немногословен: “Надеюсь, этот закон не станет новым законом об отсрочках. По моим данным, желание проходить альтернативную службу изъявляют от трех до двадцати тысяч россиян”.

Напоследок замначальника Генштаба заявил, что укомплектованность Вооруженных сил на сегодняшний день составляет 95%. Не испытывают недостатка в солдатах части постоянной готовности, ВВС, ракетные войска стратегического назначения. “Если законодательство оставить неизменным, - сказал Василий Смирнов, - уже к 2010 году укомплектованность рядовым и сержантским составом снизится до 50-55%”.

ИНСТРУМЕНТ ТЯЖЕЛЫЙ И ТУПОЙ...

Итоги призыва “весна-2003” подводили не только военные. Правозащитники даже учредили конкурс на самое грубое нарушение прав личности во время весеннего призыва - “Золотая кувалда”. 28 сентября в Балакове (Саратовская обл.) коалиция общественных организаций “За демократическую альтернативную гражданскую службу” выбирала, кому вручить свой антиприз.

По словам Сергея Смирнова, координатора Межрегиональной группы “Правозащитная сеть”, “кувалда” - некоммерческий проект, который “не финансирует ни одна партия”. Сначала в символы конкурса организаторы прочили сапоги. Потом передумали: “Все-таки эта обувь ассоциируется с армией - а в армии много хороших офицеров. Кувалда же - инструмент тяжелый и тупой - очень похожа на чиновников”.

На приз “Золотой кувалды” претендовали 19 номинантов, в числе которых:

- военный комиссар Балакова (настаивал на публикации в местных газетах фамилий и домашних адресов юношей, уклоняющихся, по его мнению, от службы в армии);

- призывная комиссия Ленинградского района Калининграда (начала забирать выпускников на 4 дня раньше официального срока. Призывника Т. на выпускном балу милиция искала с наручниками; у остальных юношей, которые явились на призывной пункт вовремя, выпускного не было вовсе);

- начальник управления Минобороны (заявил, что, пока закон об АГС не начал действовать, призывные комиссии обязаны отправлять “отказников” в армию);
- призывная комиссия в Челябинске (для определения “военной пригодности” призывников тестируют на детекторе лжи).

Конкурс выиграл замначальника Второго отдела Пермского облвоенкомата подполковник Сергей Самарханов. 1 октября, в день начала осеннего призыва, правозащитники должны были вручить подполковнику свой антиприз - двухкилограммовую позолоченную кувалду “ростом” в 40 см.

За кувалду Самарханов должен быть благодарен Александру Волегову из Краснокамска. В середине июня Саша с группой новобранцев отправился служить в Хабаровский край. В пути призывник с изумлением узнал, что он из Волегова превратился в Валеева. Некоторое время Александр служил под чужой фамилией. Все попытки доказать кто есть кто провалились (не помогло и водительское удостоверение, прихваченное из дома). Волегова-Валеева даже направили к психиатру, чтобы проверить, не тронулся ли служивый умом...

Тем временем “настоящего” Волегова, который таинственным образом “исчез” со сборного пункта, объявили дезертиром, завели уголовное дело. Разрешить недоразумение помогли Сашины родители, обратившись в Краснокамский Совет женщин, а те - в Совет родителей военнослужащих Прикамья. Волегов “нашелся”. О Сашином “двойнике”, Александре Валееве, пока ничего не известно.

В начале будущего года коалиция “За демократическую АГС” проведет второй конкурс “Золотая кувалда” по итогам осеннего призыва. Параллельно в разных регионах России правозащитники откроют консультационные пункты для призывников срочной воинской службы и для “альтернативщиков”.

Наградив кувалдой достойного ее человека, участники балаковской конференции приняли обращение к депутатам Госдумы. 10 октября будут рассматриваться поправки к Закону “Об образовании”, согласно которым в школе появятся уроки обязательной начальной военной подготовки. По мнению экспертов коалиции, эти поправки противоречат Конституции, гарантирующей каждому гражданину свободный выбор между службой по призыву или альтернативной гражданской. “В школу вернется военная муштра, изгнанная из нее более десяти лет назад”, - утверждают правозащитники.

ЛИШНИХ СОЛДАТ - В СЕЛЬХОЗВОЙСКА

На пресс-конференции, посвященной вручению “Золотой кувалды”, журналистам рассказали и о всероссийской акции “Лишний солдат”. В ее рамках ведется мониторинг случаев “рабства” - использования солдат-срочников на строительстве дач, на сельскохозяйственных работах. По данным Комитета солдатских матерей, в некоторых регионах расценки на человека доходят до 500 рублей в день. Деньги “за рабсилу”, разумеется, получают не солдаты, а их командиры.

Выезд милиции на “место преступления” - то есть в поля или на дачные стройки - как правило, не имеет последствий. Любопытство сторонних лиц командиры тоже научились пресекать. Один из участников пресс-конференции рассказал: когда он спросил офицера, что делают солдаты на соседнем приусадебном участке, тот ответил: “Это специальные сельскохозяйственные (!) войска, которые выполняют задание командования”.

Валентина Мельникова, представитель Комитета солдатских матерей, рассказала, что ежегодно в их московскую приемную поступает около 2,5 тысяч жалоб. Примерно треть составляют жалобы на здоровье, остальные - на побои и несправедливое обращение со стороны сослуживцев. Серьезных случаев “сельскохозяйственно-строительного рабства”, которые могут быть переданы в прокуратуру, Комитет насчитывает уже 15.

“Виновники всегда признаются, - говорит Мельникова, - но защитить наших ребят сложно. Они ведь продолжают служить... Были случаи, когда солдаты, попав в “рабство” и не перенеся побоев “хозяина”, убегали. Где они - до сих пор неизвестно, “рабы” часто пропадают без вести. Семья из Липецкой области, например, ищет своего сына уже полтора года”.

Пока армейские чиновники относятся к акциям “Лишний солдат” и “Золотая кувалда” подчеркнуто равнодушно. Но исключения тоже встречаются: в апреле военный комиссар Республики Карелия Александр Ионов обратился в правоохранительные органы с просьбой помочь в борьбе с правозащитниками, “ведущими подрывную деятельность”.

Валентина ХИЦ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика