Top.Mail.Ru
Человек и его профессия

Самый быстрый

“Какой русский не любит быстрой езды...” Посмотришь на шоссе - там каждый второй считает себя гонщиком. Вот только профессиональные автогонщики боятся ездить по дорогам рядом с такими “шумахерами”. Корреспондент “Солидарности” поговорила о работе и жизни автогонщика с мастером спорта, чемпионом России 2005 г. в классе Туринг-Лайт (стандартные машины с минимальной доработкой двигателя и ходовой системы), чемпионом России по трековым гонкам 2004 г. в классе N-1600 (максимально разрешенный объем двигателя 1600 см3) Александром СОТНИКОВЫМ.


- Гонки - это спорт или шоу?

- Для зрителей - это шоу, для тех, кто в команде, - это тяжелая работа, в которую вкладывают душу. У большинства, кто занимается автоспортом, деньги далеко не на первом месте. Причем касается это всех: от руководителя команды до пресс-секретаря. Мы просто не представляем себя кем-то другим, потому что для нас автоспорт - это жизнь.


Я БЫ В ГОНЩИКИ ПОШЕЛ...

- Как вы пришли в автоспорт?

- Мой отец занимался мотокроссом, но был категорически против того, чтобы я пошел по его стопам. Поэтому когда мы с ребятами пришли во Дворец пионеров записываться в секцию мотокросса, и тренер услышал фамилию Сотников - он отправил меня домой. Оказывается, тренер был одноклубником и другом моего отца и о моем приходе был предупрежден заранее. Потом уже, когда отец пересел на “Волгу”, я стал ездить с ним на гонки механиком. А когда вернулся из армии, мне в ДОСААФе выделили “убитую” машину и поздравили с тем, что теперь я гонщик. Я тогда два дня работал на предприятии, два дня отдыхал, но на самом деле я не отдыхал, а занимался машиной, готовил ее к соревнованиям. И на первой моей гонке занял второе место, объехав почти всех бывалых курских спортсменов. В начале 1990-х годов спортсмены ДОСААФу стали не нужны, поэтому я ездил на соревнования за свой счет. И после одной такой гонки ко мне подошли представители курского автомобильного хозяйства и предложили выступать за них. Так для меня началась новая эра в автоспорте.

- Вы, наверное, ту гонку запомнили навсегда?

- Запомнил, но не только из-за приглашения в команду. Сама по себе гонка была незабываемая. После финиша выяснилось, что мне предстоит перезаезд за второе-третье место с другим спортсменом. В заезде мы менялись местами в каждом повороте по нескольку раз, выбивали друг друга. Один вылетал, а у другого в это время глох мотор, пока второй заводился - первый снова выезжал на трассу. Наши четыре круга длились бесконечно - никто не хотел уступать. В итоге он победил, выбив меня на прямой так, что я долетел аж до пожарной машины в зоне безопасности. К тому времени наши автомобили уже почти не в состоянии были ехать. Публика сходила с ума от этого заезда. Он произвел фурор.

- А куда сегодня податься мальчишке, который мечтает гонять?

- Существует масса детско-юношеских школ картинга, школы при прокатных картодромах. Если ребенок там себя покажет, будет внимательно слушать учителей, вкалывать на тренировках, выигрывать гонки, то им заинтересуются как перспективным. И вполне возможно, что найдется компания, готовая вкладывать деньги в его развитие. Если родители хотят из ребенка вырастить профессионального автогонщика, то однозначно нужно везти его учиться в Италию или Скандинавию. Единственная проблема - это высокая стоимость. Гоночный день в Европе стоит от 1000 евро, а для обучения нужно пройти хотя бы недельный курс. Зато если выиграешь выпускную гонку - можешь получить в качестве приза, например, сертификат на участие в одной из настоящих гонок. Уровень иностранных соревнований на порядок выше отечественных, поэтому если гонщик хочет расти - ему надо поездить заграницей. Сейчас много пилотов, особенно в картинге, которые, возвращаясь из Европы, начинают в России всех обгонять.

ПРИОТКРЫВАЯ ЗАВЕСУ

- Автоспорт - это единственная ваша работа?

- Нет. Я работаю на предприятии, отвечаю за эксплуатацию парка автомобилей. Приходится совмещать основную работу и занятия автоспортом, но для меня это наилучший вариант. Я, как и большинство пилотов, мечтал, чтобы работа в команде стала бы моей основной. Мечта сбылась, когда меня пригласили в команду “Сити - Моторспорт”, где я проработал несколько лет. Но в один момент мне сказали: “Спасибо, Саша, ты свободен”. Поэтому сейчас, выступая за команду “Динамо - автоспорт”, я остаюсь на своем предприятии. Не хочу, чтобы такое повторилось.

- Сколько стоит гоночный автомобиль?

- Самая дешевая машина стоит три - пять тысяч долларов, а потолка цен нет. Но на машине за три тысячи долларов можно соревноваться за победу, если умеешь работать руками. Можно, например, не покупать навороченную подвеску, а сделать ее самому. Конечно, каркас безопасности, мотор, коробку передач, колеса, бензин придется купить.

- Где же взять столько денег?

- У спонсоров. Вообще весь автоспорт существует на спонсорские деньги, причем не только в России, но и в мире. Впрочем, есть категория гонщиков, выступающая на собственные средства. Как правило, это либо бизнесмены, либо дети богатых родителей.

- От чего зависит победа в автоспорте?

- От удачи. В автоспорте можно купить все, но не выиграть ничего. Конечно, многое зависит и от техники, механиков, от согласованности гонщика и команды. В пилота вкладываются деньги, труд большого коллектива, а пилот может просто ошибиться и все пойдет насмарку. Результат в автоспорте - это результат комплексной работы. Но на него сильно влияет и работа судей. Ведь если пилоту в гонке, например, неправильно дадут стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go - штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается на 10 секунд и продолжает движение - Ю.Р.), он откатится с первого места на десятое, отыграет к финишу пять мест, то все равно он уже не победитель. Даже если подать протест на ошибочное судейство.

- Насколько автоспорт безопасен?

- Все зависит от того, как сам спортсмен относится к безопасности. Если у него нормальная экипировка, застегнут шлем, сам он пристегнут ремнями безопасности, то машина может хоть десять раз перевернуться, но с гонщиком ничего не случится. Вообще из всех классов наиболее травмоопасно ралли. Одно дело - езда по заранее подготовленной и известной трассе, где есть зона безопасности (как в кольцевых гонках), защитный вал (как в кроссе или треке), и совсем другое - лесная или горная дорога, где ошибка пилота может дорого стоить.

- А страховка у вас есть?

- Обязательно. Не только у меня, но и у всех механиков, у всех, кто работает на пит-лейн (англ. pit lane - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке - Ю.Р.). Это прописано в правилах проведения соревнований. И перед тем, как выпустить гонщика на трассу, его здоровье обязательно проверяют. В дни гонок медосмотр проходит каждое утро. Главный врач соревнований подписывает карточку участника. Именно он несет ответственность за здоровье пилота в гонке.

- Обычно спортсмены рано уходят на пенсию. Для автоспорта это тоже справедливо?

- Здесь возрастной ценз все же другой, потому что способность побеждать зависит в большей мере не от физических возможностей, а от опыта, от скорости принятия решения. Картинг и формулы - более молодежные классы, а шоссейно-кольцевые - более возрастные. Тем не менее, в Италии есть убеленный сединами картингист, который до сих пор выигрывает у молодежи. С другой стороны, есть такие гонки, где нужна не выносливость, а только опыт, например, дрэг-рейсинг. Там можно и в шестьдесят лет выигрывать.

ЛИЧНЫЕ СЕКРЕТЫ

- А близкие как относятся к вашим занятиям автоспортом?

- Отец, полагаю, гордится, а вот мама переживает. Жена же относится к этому как к увлечению. Если я еду на сноуборде кататься, то меня два часа дома не будет; если на гонки - то два дня - для нее разница лишь в этом.

- Чего боится чемпион России?

- Ездить по дорогам общего пользования. Когда участвуешь в гонке - знаешь и трассу, и соперников, знаешь, кто на что способен. А на шоссе ничего неизвестно. В каком техническом состоянии находится фура, едущая навстречу? А водитель? Может, он засыпает за рулем? Если еще темно и дождь идет, то меня не покидает ощущение страха, несмотря на то, что я много времени провожу за рулем.

- Спокойный ли вы водитель?

- Езжу активно, но терпеть не могу хамов на дороге и сам стараюсь таким не быть. Впрочем, когда начинается гоночный сезон, по дорогам общего пользования я перемещаюсь не спеша - наслаждаюсь спокойной ездой.

- Поделитесь секретом, какая у вас личная машина?

- Постоянно со мной микроавтобус Тойота Хайс - на нем удобно ездить с семьей, возить карт на тренировки. А легковые автомобили у меня временные. Через полгода - год они мне надоедают, начинает нравиться что-то другое. В данный момент у меня Мицубиси Лансер.

- Многие алкоголем снимают стресс. А какие отношения у вас с алкоголем?

- Я к нему равнодушен. Мартини нравится, а вот водку терпеть не могу, ужасный напиток! Считаю, что алкоголь не может снять стресс, он может его только притупить. Если болит живот, а вы отрубаете себе палец, то о животе сразу забываете. Так и алкоголь: если напиться, то возникшие проблемы отойдут на второй план, потому что появятся другие. Моя же беда в том, что стресс я никак не снимаю, хожу и переживаю.

Юлия РЫЖЕНКОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика