“Художники богатыми не бывают. Богатство и творчество не совместимы”. Эти поднадоевшие и, в общем-то, нехорошие аксиомы подтверждают судьбы героев этого очерка – отставных офицеров-вертолетчиков Вячеслава ВОЗНЮКА и Михаила СИМУКОВА. Вячеслав и Михаил очень долго летали на одном вертолете. Да и теперь они работают в одной отрасли. Только один из них стал бизнесменом и принес искусство в жертву деловым интересам,
а другой – продолжает творить.
“БОЖЬЕ ПРЕДВИДЕНИЕ”
Точнее – “Готопредистинация”. Так называются оригинал и модель корабля. Оригинал стал первым судном европейского образца, изготовленным российскими мастерами под руководством царя Петра I и спущенным на воду 27 апреля 1700 года. А модель сделал российский ювелир из Светлогорска Калининградской области Вячеслав Вознюк в 2003 году. Зимой 2004 года модель отправилась в Москву. Страничная аннотация к сувениру предупреждает, что он не является точной копией. Хотя все основные параметры судна соблюдены – даже резьба на носу и корме приблизительно “соответствует образцу”.
- Мой корабль находится в порту, на стоянке, - рассказывает Вячеслав, держа в руках фото своего детища. – Паруса свернуты, адмирал на мостике проводит совещание с офицерским составом. А вон, видите, матросы заняты делом – кто проводит уборку корабля, кто оснастку проверяет. На главной палубе строятся гардемарины, а с кормы к кораблю почти подошли два вельбота, остановились даже. Видите, матросы что делают? Они выполнили команду “суши весла!”.
Слава с детства любил корабли, море, технику, а еще - небо. Это и решило его судьбу – он поступил в военное училище, по окончании которого стал офицером морской вертолетной авиации. “Летал на “Ми-14”, потом на “Ми-16”, самом большом транспортном вертолете. На мне был контроль всех силовых установок корабля, подготовка к полету и контроль над работой всех систем в воздухе”. А еще с детства Вячеслав увлекся чеканкой и продолжал творить и в военном училище, и во время службы на флоте – естественно, в свободное время. Ему не раз советовали не зарывать талант в землю, но Слава отмахивался: “Да какой из меня художник!” Лишь после 18 лет безупречной службы, выйдя в отставку в звании капитана, Вознюк решился превратить хобби в профессию.
Не сразу решился он и приступить к изготовлению моделей кораблей – “сначала надо было подучиться”. Прошло около десяти лет занятия ювелирным делом, прежде чем Вячеслав почувствовал, что может воплотить мечту. В 2002 году он изготовил свой первый корабль – легендарную колумбовскую каравеллу “Санта-Мария”. Материалы и техника были те же самые, что и при изготовлении “Готопредистинации” - основание корпуса из янтаря, литое и листовое серебро, гравировка на парусах, позолота на литых частях корпуса... Почему первой должна была быть именно “Санта-Мария”, Вячеславу ясно как день: “Это же духовная “прародительница” всех кораблей!” Прежде чем приступить даже к рисованию эскиза и изготовлению чертежей, Вознюк досконально изучил оснастку и пропорции судна…Так он поступает всегда – отставной офицер флотской авиации не должен врать в своих произведениях на морскую тему. Как и на “Готопредистинации”, на “Санта-Марии” много фигурок людей в исторических костюмах: “Корабль без людей не плывет”.
- На “Санта-Марию” ушел где-то год, а вот на “Готопредистинацию” - полтора года, - рассказывает мастер. - Размеры-то у второго корабля большие – длина 77, высота 70, ширина 33 см.… И все время я занимался практически только им, не отвлекаясь на другие заказы. Ну а что? С голоду ведь не помирал - мне ж, как отставнику, пенсию подбрасывают… Что было сложнее? Да все сложно было делать – и корпус, и снасти. Тут не материалы дорогие, а трудозатраты большие, отсюда и цена – тридцать тысяч долларов. “Готопредистинация”, кстати, очень плохо поддается фотосъемке, так что если у вас получится – будет первое удачное фото. Пришлете по возможности?
Интересная деталь – ни у “Санта-Марии”, ни у “Готопредистинации” никакого заказчика не было! То есть Вознюк создавал эти модели на свой страх и риск, покупая материалы за свои деньги. “Санта-Марию”, правда, купили, а вот последний корабль пока ждет в Москве своего хозяина. Коллеги Вячеслава по цеху, вместе с которыми он арендует небольшое помещение – ювелиры Алексей Егоров и Евгений Демченко, - тоже было занялись изготовлением крупных сувениров. Но теперь они твердо решили “завязать” с этим направлением работы. “Вот у меня часы стоят, посвященные трехсотлетию Санкт-Петербурга, - грустно говорит Демченко. – Семь месяцев на них убил – а теперь никто не берет. Надо заниматься мелочевкой – товар стоимостью в пределах двух тысяч долларов быстро расходится”. Алексей Егоров согласно кивает, подтверждая правоту коллеги. А Вячеслав Вознюк молчит и долго вертит в руках чертеж, а затем садится обтачивать только что отлитую заготовку – часть корпуса следующего корабля…
ЯНТАРНЫЙ ОДНОПОЛЧАНИН
Прапорщик Михаил Симуков когда-то летал с капитаном Вознюком на одном вертолете. Ушли из армии и занялись ювелирным делом они практически одновременно, но независимо друг от друга. И встретились снова только тогда, когда опять очутились в разных весовых категориях. Только на этот раз “капитаном” был Симуков – председатель Янтарного союза России, членами которого являются специалисты 20 ювелирных фирм, и хозяин двух ювелирных магазинов в Кенигсберге. Сегодня он является одним из самых богатых и почитаемых, в том числе и властями, бизнесменов Калининградской области. Правда, для достижения этого статуса Михаилу Симукову пришлось пожертвовать творчеством и всецело уйти в бизнес.
Тем не менее имя Михаила Александровича теперь прочно “вписано в святцы”, причем не только административные и ювелирные. Его имя навечно занесено в поминальный список Калининградского Крестовоздвиженского православного собора, где его мастера украсили неликвидным янтарем иконостас. Эта работа стоила областной администрации 970 тысяч рублей, поэтому власти края остаются собственниками алтаря, а храму он передан лишь в пользование. Да и находится иконостас в отдельном притворе, куда простых верующих пускают лишь по великим праздникам и в случае венчаний, торжественных панихид или крестин. Председатель Янтарного союза украсил также и стену храма – с разрешения настоятеля имя предпринимателя выложено на стене янтарной крошкой. А в 2002 году Михаил Александрович получил за украшение алтаря медаль из рук самого Святейшего Патриарха Алексия II.
Мысль заняться обработкой янтаря пришла к стрелку Симукову во время полетов – волею начальства маршрут его вертолета очень часто проходил над знаменитым янтарным карьером. “К тому же у нас при каждой части всегда были мастерские – надо ж делать подарки начальству, которое приезжает нас проверять. Первые бусы я сделал тогда же, в 1979 году, но подарил их, правда, не начальству, а своей будущей жене. А свой первый янтарь я добывал так – ходил по берегу после шторма. Уже тогда, как и сейчас, надо было знать, где ходить – рассчитать силу волн, направление ветра. Потом я много раз нырял за янтарем – с аквалангом и без…” Теперь Михаил Симуков за “солнечным камнем” не ныряет – не солидно, да и здоровье не то. А ювелирным делом заниматься времени у предпринимателя нет… Время отнимает не только бизнес, но и общественная работа.
Для защиты интересов таких же бизнесменов-янтарщиков Симуков создал уже упоминавшийся “Янтарный союз”. “Проблем у нас достаточно: нет нормальной законодательной базы, нет государственной поддержки, нет условий для того, чтобы фирмы могли стабильно работать и честно конкурировать друг с другом. Фирмы находятся не в равных условиях. Например, художники, живущие в Светлогорске, в Калининграде, в Приморской зоне, там, где издревле процветали янтарные промыслы, по существующему областному закону, лишены льгот, которыми пользуются те, кто занимается народными промыслами”.
- Михаил Александрович – единственный, кто радеет за мастеров, он делает большое, нужное и важное дело, - говорит Вячеслав Вознюк. - Слушай, извини, ты заготовку мачты не брал?…
Алексей ЧЕБОТАРЕВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте