Более трети граждан России живут за чертой бедности, почти половина из них - семьи с детьми. Рождение второго ребенка повышает риск бедности в два раза. Это данные из доклада “Детская бедность в России: тревожные тенденции и выбор стратегических действий”, подготовленного специалистами Независимого института социальной политики Лилией ОВЧАРОВОЙ и Дарьей ПОПОВОЙ для ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА: КТО ВИНОВАТ?
Мария Каливис, директор регионального отделения ЮНИСЕФ для стран Восточной Европы и СНГ, заявила, что с 1999 по 2002 год, по данным Всемирного банка, население России (от 18 до 45 лет) улучшило свое экономическое положение, а положение детей до 14 лет лишь ухудшилось. Детская бедность передается из поколения в поколение. Из-за бедности молодые россияне ограничиваются рождением одного ребенка, поскольку убеждены, что еще один член семьи может сделать их нищими. Это, по мнению Каливис, может привести к необратимым демографическим последствиям для страны.
“Население ведет себя рационально: второго ребенка рожают все реже, - сказала одна из авторов доклада, директор научных программ НИСП Лилия Овчарова. - Появление третьего и четвертого ребенка - ориентация на стиль жизни бедных семей”. И никакие политические призывы не могут стимулировать рост рождаемости при отсутствии социальных гарантий.
Как сообщила директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Ольга Шарапова, в России зарегистрирован 1 млн. безнадзорных детей и примерно 5 млн. проживают в семьях, находящихся за чертой бедности. Падает и рождаемость: за 8 месяцев этого года количество детей уменьшилось с 30 до 29,2 млн. Исследование охватывает только детей в семьях, но на улицах лишь одной Москвы живет 150 тысяч бездомных несовершеннолетних. Плюс в интернатах: 1 млн. при живых родителях и 0,5 млн. сирот. Это тоже бедные дети. По данным Минздрава, каждый год 18 тысяч выпускников интерната должны получать жилье, но обязательство выполняют только Москва и Петербург.
Прозвучало и такое: бедняки сами виноваты. Так, по результатам исследования НИСП, в каждой третьей бедной семье кто-то из трудоспособных не работает, не учится и не ищет работу, в 15% семей оба взрослых не работают, не учатся и не получают пенсию. Больше всего в этой группе оказалось молодых малообразованных мужчин из сельской местности. Мнения участников дискуссии разделились: одни считали, что выплачивать пособие трудоспособным членам бедных семей нужно только при их экономически активном поведении; другие говорили, что в некоторых регионах, особенно на селе, такое поведение в принципе невозможно. В число людей с “иждивенческими настроениями” могут попасть и домохозяйки, и люди, живущие натуральным хозяйством из-за безработицы.
“В семьях алкоголиков детские пособия расходуются на покупку спиртного, - сказала сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Бреева. - Так что переориентация с бесплатных завтраков и проездных для детей на денежные выплаты родителям может только ухудшить положение многих детей: папа-алкоголик съесть завтрак в школе не сможет, а пропить положенную компенсацию - запросто”.
Огромное значение для детей имеет признание их в референтной группе, что часто невозможно при бедных родителях. Бреева рассказала о результатах исследования в Таганроге. Там 20% старшеклассников работают, чтобы помогать родителям или не обращаться к ним за деньгами. Большинство из них признают, что это мешает учебе. Дети из наиболее неблагополучных семей часто сбегают и пополняют криминальные группировки. 5% опрошенных подростков сказали, что деньги для них - главное в жизни. Исследователь считает, что из таких детей могут получиться наиболее жестокие преступники.
СТАТИСТИКА БЕДНОСТИ
Если исходить из официальной российской методики определения бедных - когда доход на человека в семье ниже прожиточного минимума, то бедных в 2003 году было менее 20% населения. Альтернативные исследования не подтверждают официальную статистику. Обследование бюджетов домашних хозяйств, ежеквартально проводимое Российским статистическим агентством, показывает, что уровень бедности в 2003 году был равен 32%. Впрочем, даже среди официально не признанных бедными семей с детьми 78% испытывают нехватку еды и одежды. А при изучении только денежных доходов населения в число бедных попадают 80% российских семей. Исследование говорит о том, что дефицит доходов за 2003 год составил 158% от официально публикуемой величины. На семьи с детьми приходится до 80% дефицита дохода.
Среди домохозяйств с детьми можно выделить две категории: “традиционно бедные” (многодетные и неполные семьи) и “новые бедные” - полные семьи с одним-двумя детьми, чье попадание в бедность обусловлено положением родителей на рынке труда (низкая зарплата или безработица). Появление второго ребенка в полной семье повышает риск бедности до 50%, поэтому 36% семей имеют одного ребенка, двух детей - 16,8%. В качестве факторов, способствующих бедности домохозяйств, исследователи выделили три основных: 1) высокая иждивенческая нагрузка (в семье более одного ребенка или иждивенца на двух работающих взрослых), 2) отсутствие работы у трудоспособных членов семьи, не получающих пенсий, 3) низкие индивидуальные доходы работающих взрослых.
Две трети семей, живущих за чертой бедности, содержатся взрослыми с доходом не выше прожиточного минимума; треть таких семей имеет работника с зарплатой ниже прожиточного минимума; четверть - с пенсией ниже прожиточного минимума. Исследователи отмечают, что бедные работающие отцы и матери семейств, в том числе многодетные, - феномен исключительно российский. Однако если в середине 90-х годов бедными были 30% россиян, и главной причиной была гиперинфляция, то после достижения финансовой стабильности число бедняков... выросло.
Что касается так называемых “неденежных материальных активов”, то здесь, как упоминалось выше, есть дефицит ресурсов - жилья и имущества. Благоустроенное жилье достаточной площади присутствует у семей с детьми в два раза реже, чем во всей совокупности домохозяйств. Особенно редко жилье с высокими стандартами качества имеют большие семьи - супруги с тремя и более детьми, проживающие отдельно или совместно с другими родственниками, а также супруги с двумя детьми, проживающие с другими родственниками. По уровню обеспеченностью имуществом самой уязвимой категорией семей с детьми являются неполные семьи. Там 27,6% не имеют либо телевизора, либо холодильника, либо стиральной машины, то есть предметов длительного пользования из минимально необходимого набора; лишь 18% имеют второе жилье, или автомобиль, или компьютер. Нормальный уровень имущественной обеспеченности имеют, как правило, только полные семьи с одним ребенком.
Из последней главы доклада становится ясно, что бедность многих семей является, в том числе, “региональной особенностью”. Хотя практически во всех регионах семьи с детьми составляют больше половины от общего числа бедных. Исключение - только столичные агломерации, где нет серьезных проблем на рынке труда, а соотношение между средней зарплатой и пенсией складывается не в пользу пенсий. Беднейшие полные семьи с детьми живут в Якутии, Коми, русском Черноземье, а также в республиках Северного Кавказа, особенно в Ингушетии (по Чечне данных нет).
ПРИЗЫВЫ ЭКСПЕРТОВ ЮНИСЕФ: ЧТО ДЕЛАТЬ
Некоторые подходы авторов доклада вызывают серьезные сомнения. Прежде всего - методика определения бедности: через соотношение доходов на члена семьи и прожиточного минимума. Она приводит к тому, что уровень бедности зависит от заданной государством цифры - “прожиточного минимума”. Если этот минимум повысить, число бедных немедленно возрастет, понизить - уменьшится. Но ведь часто не только открытые доходы определяют экономическое положение семьи - существуют скрытые доходы, существует необходимость постоянных дополнительных расходов, непредусмотренная при расчетах...
Авторы доклада обращают внимание на то, что система льгот вступившего в силу 122-го закона ориентирована на пожилых людей. Кроме того, закон предусматривает передачу полномочий по выплате детских пособий на уровень субъектов федерации, что может создать сложности с их выплатой в экономически бедных регионах. Система социальной поддержки в России не ориентирована на семьи с детьми, говорится в докладе. Если в 1991 году на семейные и материнские пособия приходилось 77% общего объема выплачиваемых пособий, то в 2003-м их доля сократилась в два раза. А размер ежемесячного детского пособия равен 3,3% прожиточного минимума ребенка. Действующие социальные программы компенсируют дефицит дохода бедных семей лишь на 12,6%. То есть в качестве первоочередной меры необходима реструктуризация системы льгот и социальная политика, направленная на помощь детям из бедных семей. Трудоспособные члены бедных семей с детьми ограничены в возможностях заработка, поэтому содействие в трудоустройстве должно быть одним из направлений социальной политики.
В качестве стратегических программ по снижению бедности НИСП и ЮНИСЕФ предлагают два основных варианта: увеличить размер пособий для детей из бедных семей до 25% от прожиточного минимума, а минимальную зарплату поднять до половины прожиточного минимума. Результатом такого инвестирования будет уменьшение уровня бедности на 4%. Второе предложение - увеличить размер пособий для детей до 50% от прожиточного минимума, а минимальной зарплаты - до уровня прожиточного минимума. В этом случае бедными перестанут быть 8,5% населения, среди которых большинство - семьи с детьми.
Между тем, как отмечали многие участники презентации, правительство России шаг за шагом отказывается от сохранения в стране элементов социального государства. Общий для богатых и бедных 13-процентный подоходный налог, внедрение рыночных технологий во все сферы жизни приводит к росту имущественного расслоения жителей страны. Оценка бедности по абсолютным показателям не имеет смысла: человек живет не на необитаемом острове и нуждается не только в удовлетворении физиологических потребностей. А относительная бедность в России растет - она является прямым следствием увеличения разницы в доходах. Бунтовавшая в пригородах французских городов молодежь живет, по российским меркам, совсем не бедно. Но эти ребята уверены, что остались на обочине жизни. В современной России молодежи с таким ощущением намного больше. Какие сюрпризы готовит нам она - покажет время.
Алексей ЧЕБОТАРЕВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте