Национальные восточные одежды всегда украшает большое количество плотной вышивки. Яркие, завораживающие глаз плетения, ни на какие другие не похожие узоры... Сегодня корреспондент “Солидарности” отправилась в гости к мастерице из Туркмении Корпегуль ХУДАЙБЕРДИЕВОЙ, которая с детства умеет шить одежду, ткать ковры, делать украшения для дома - и все это с замечательной национальной вышивкой.
МАСТЕРСТВО ПО НАСЛЕДСТВУ
Корпегуль Худайбердиева родилась в городе Керки Чарджоуской области республики Туркменистан. В семье была одиннадцатым ребенком, но в живых осталось только пятеро детей.
- Мое имя означает “последний желанный ребенок”, - объясняет Корпегуль. - Родители больше детей не хотели.
Вышивать ее учила мама с малых лет. Как пояснила мастерица, у туркмен принято с 5 - 6 лет приобщать девочек к домашнему труду: кроме прочего, шить, вышивать, ткать ковры. После школы они с подругами собирались вместе
и вышивали разные узоры.
- Телевизоров тогда не было в Туркмении, - вспоминает Корпегуль, - поэтому мы постоянно вышивали после школы.
Один кошелек с собственными инициалами, вышитый в школьные годы, мастерица до сих пор хранит в качестве талисмана. Как она призналась корреспонденту “Солидарности”, это ее первая серьезная работа. В студенчестве деньги в нем хранила, потом он перешел дочери, сейчас просто дома лежит.
Кстати, детей у Корпегуль двое - сын и дочка. Оба вышивают мастерски. Сын во время учебы в художественной школе вышил на подушечке райскую птичку, и его работа заняла первое место.
ШЕЛК ШЕЛКУ РОЗНЬ
Учила вышивать Корпегуль не только своих детей. Вышивка стала для нее любимым занятием в жизни. По специальности она инженер-технолог швейного производства, после окончания института сразу вышла замуж за военного и много ездила по миру. Все это время она вышивала для себя и родных. Потом муж захотел служить дома, в Туркмении, и там-то мастерица стала работать учителем труда в русской школе. С детьми вышивала и русские узоры, и туркменские, и других народностей. По мнению Корпегуль, узоры всех стран перекликаются между собой, как и любое народное творчество.
Потом муж закончил службу, и семья решила остановиться в Москве. Корпегуль дважды в год на два - три месяца ездит в Туркмению, к своим друзьям и родственникам. Именно из дома она привозит шелковые ткани, сотканные вручную на старинном ткацком станке. Традиционно шелк туркменских мастериц очень плотный, совсем не похожий на ту мягкую гладкую ткань, которую мы привыкли считать шелком. Практически вся национальная одежда туркменов сшита из него, за исключением редких теплых вещей, которые шьют из плюша.
КОКОН ТУТОВОГО ШЕЛКОПРЯДА И КОРЕНЬ МОРЕНЫ
Шелк производится особым методом из коконов тутового шелкопряда. Когда из коконов вылетают бабочки и они остаются пустыми и дырявыми, их бросают в большой казан с кипящей водой. Через некоторое время они распадаются на отдельные нити, за концы которых их и вылавливают из котла. По словам Корпегуль, из одного кокона выходит около 1,5 тысяч метров целой шелковой нити.
Все это происходит на комбинатах, мастерицы же покупают готовые нити. С этого момента начинается самостоятельное творчество. Перед тем, как сесть за ткацкий станок, из нескольких нитей складывают одну потолще. Потом нити красят, причем красители сейчас используют в равной степени и натуральные, и искусственные. Предпочтение отдают, конечно, натуральным.
- Вот порошок из корня морены, - показала нам Корпегуль. - После него нить становится коричневой, - светлой или темной в зависимости от концентрации краски. Корень морены можно собрать самим, он растет под виноградником. Используется только корень, его высушивают и толкут. А можно купить готовый...
О ЖЕНСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ И ОБЕРЕГАХ
В Москве Корпегуль с семьей живет уже четыре года. Все это время она активно пополняет свою коллекцию национальной одежды Востока, в которую среди прочего входят и палантины, панно, покрывала с наволочками и даже ювелирные украшения.
По словам мастерицы, в старину туркменская девушка, как и русская, готовилась к замужеству, вышивая себе приданое. Всю душу вкладывая в вышивку, чтобы одежда была красивой и долговечной. Как и на Руси, различают одеяние девушки и замужней женщины. Наряд туркменки включает в себя шелковое платье с хлопчато-бумажной подкладкой на спине (от пота), под ним шаровары - обязательно вышитые по низу, сверху одевается халат. В любую температуру - даже в 40-градусную жару - на женщине должны быть носки из верблюжьей шерсти, так положено. На голове - вышитая тюбетейка. Наряд замужней женщины дополняется наголовным халатом. Праздничная одежда и головной убор украшены серебряными украшениями, причем по обычаю девушка носит на себе серебра от 16 кг.
- По-другому нельзя, - объясняет Корпегуль. - Так положено, мы придерживаемся своих традиций. Кроме того, серебро является оберегом. Все мы немного язычники...
Оберегом служат и определенные цвета в вышивке. Так, считается, что переплетение черной и белой нити в рисунке предохранит владельца от сглаза. Верблюжья шерсть, носки из которой обязана носить туркменская женщина и из которой вяжутся завязки на шароварах, другой одежде и вещах, например на сумках, считается оберегом. И камни, используемые в серебряных украшениях, - сердолик, лазурит и бирюза - тоже исполняют защитную роль.
ДРУГОЕ ВРЕМЯ - ДРУГАЯ ВЫШИВКА
По словам Корпегуль, в туркменской вышивке женские и мужские узоры различаются. В мужских присутствует больше белого цвета, а в женском - красного. Кроме того, женская одежда зачастую шьется из красного материала.
В коллекции Корпегуль есть несколько халатов из старинных тканей, куски которых сохранились в сундуках запасливых бабушек. Эти ткани не линяют, ведь красители и закрепители краски использовались не такие, как сейчас.
- И вышивка другая на старинных вещах, - показывает мастерица, - я даже не смогу такое повторить.
Однако узоры, которые вышивает Корпегуль, взяты со старинных образцов. Мастерица старается придерживаться национальных традиций, поэтому дополняются иными орнаментами они лишь изредка.
Конечно, в наше время от многих традиций в одежде туркмены отказались, особенно в повседневности. Так, халат могут надеть лишь иногда, зато тюбетейки носят многие. Туркменские девушки сейчас выходят замуж в европейском наряде, но перед свадьбой традиционно проводится девичник, на котором они красуются в национальной одежде.
Дома у Корпегуль тоже не много национальных украшений. Есть сотканный самостоятельно коврик, вышитое покрывало, еще несколько предметов. Зато бережно хранится старенькая мамина тюбетейка, как память об ушедшем близком человеке...
Марина ЮРШИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте