Как живет население страны, опустошенной войной и оккупированной войсками? Где-то периодически звучат взрывы, по улицам опасно ходить. Но работать людям, по крайней мере большинству, все равно приходится. А значит, возникает и проблема защиты прав работающих людей, точнее сказать - их самозащиты. С профсоюзами, как наиболее законной формой борьбы за права рабочих, в Ираке дела обстоят более чем сложно. Именно поэтому с 1 марта на сайте labourstart.org началась кампания солидарности в поддержку иракских профсоюзов. О ситуации в стране и положении иракских профсоюзов “Солидарности” рассказали представители Всеобщей федерации иракских рабочих в Лондоне и Багдаде.
ИСТОРИЯ ПОГРОМОВ
Поводом к началу кампании послужила череда погромов в профсоюзных офисах в феврале этого года. 19 февраля громили офис профсоюза журналистов, а 23 и 25 февраля - помещения IFTU - Всеобщей федерации иракских рабочих. Как рассказывает пресс-секретарь федерации в Багдаде Аднан Аль Саффар, “23 февраля, в пятницу, то есть в выходной для мусульман, что особенно кощунственно, американские и иракские военные вторглись в помещения IFTU. Вели себя очень грубо. Конфисковали несколько компьютеров и факс. Арестовали одного из штатных сотрудников профсоюза, которого, правда, на следующий день отпустили. А вот компьютеры не вернули, что, естественно, затруднит работу профактивистов в столице Ирака. А 25 февраля, в воскресенье, военные опять вторглись в здание федерации - видимо, изъятые “улики” показались слишком мирными”. То есть “террористами” в данной ситуации оказались не неизвестные арабские экстремисты, а вполне официальные военные представители американского государства, а также их ставленники в Ираке.
Собственно говоря, как поясняет Аднан, “задавливание” профсоюзов наблюдалось еще во времена Саддама Хусейна. Ну кому при диктаторском режиме нужны организации, имеющие право организовывать протесты? Пускай даже в защиту фундаментального права на достойный труд.
История иракских профсоюзов - организованных снизу, самими рабочими, и начавших выступать за их права - начинается еще во времена Первой мировой войны. Первые рабочие организации в Ираке появились среди докеров и нефтяников. А к концу 1950-х, на волне модернизации страны и борьбы против пережитков феодальной монархической системы, профсоюзы появились и у врачей и учителей. После серии военных переворотов и контрпереворотов был установлен режим Саддама. Была введена система запретов на гражданскую активность населения, в частности - запрет на организацию профсоюзов в общественном секторе - среди врачей, учителей, госслужащих. А промышленным рабочим оставили только контролируемые государством “желтые профсоюзы”. Точнее, эти профсоюзы считались частью аппарата Баас - партии арабского социалистического возрождения, единственной в стране партии. Тогда трудящимся, чтобы иметь возможность хоть как-то защитить себя, пришлось налаживать подпольные сети трудового сопротивления. Собственно говоря, они и заложили реальную основу сегодняшней Всеобщей федерации иракских рабочих.
Трудовое сопротивление начало наиболее активно проявлять себя уже во время войны и оккупации - на волне антивоенных протестов, и в первую очередь в Курдистане, который война затронула вроде бы меньше всего. Тогда и начались убийства профсоюзных лидеров. Ведь неслучайными, как говорят представители иракских профсоюзов, были смерти и международного секретаря IFTU Хади Салеха в январе 2005 года, и профлидера нефтяников Али Хасан Абда - месяц спустя, и члена исполкома IFTU Алаа Исса Калафа - в январе 2006-го. Это только наиболее заметные фигуры.
ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ РЕЖИМ
В 1990 году войска Хусейна вторглись в Кувейт, что, естественно, не понравилось контролировавшим тамошние нефтяные месторождения американским промышленникам. Промышленное лобби в США - главная сила, и государственная машина этой страны немедленно отреагировала решением о вводе войск в зону хозяйственных интересов лоббистов. “Советская дипломатия”, подкреплявшаяся военными угрозами, которая до того поддерживала режим в Ираке как “народный” и “социалистический”, в то время уже перестала действовать.
Потом оказалось - тоже исходя из интересов хозяйственных элит США, что войска нужно ввести не только в Кувейт, но и в Ирак. Общественно-политическая кампания протеста против военных действий, поднявшаяся в Европе и США, достигла максимума в конце 1990-х - начале 2000-х. Параллельно началось и гражданское сопротивление в самой стране. И если первоначально это были в основном полувоенизированные, партизанские акции протеста, то с 2000-го усилиями ряда международных общественных организаций стали проявляться и мирные формы протеста. А в 2003 году в противовес старой (баасистской) федерации профсоюзов, была создана новая Всеобщая федерация иракских рабочих, выступившая за демократизацию общественной жизни в стране.
Новая профсоюзная структура создавалась при содействии британского Конгресса профсоюзов (TUC). Представители TUC проводили обучающие семинары, да и просто организовали сбор средств в поддержку иракских профактивистов.
Вместе с тем в Ираке до сих пор существуют и старые, огосударствленные профсоюзы, попытавшиеся дистанцироваться от прошлого, обновиться. Бывший генсекретарь старой федерации профсоюзов попытался создать и новую структуру - опять завязанную на партию - теперь уже “Высший совет исламской революции в Ираке”. Относительно независимо и более успешно проходит развитие курдских профсоюзов, среди которых наблюдается еще большее разнообразие и которые все ищут и все никак не могут найти платформу для объединения.
Надо сказать, что всем этим профсоюзам работать очень сложно. Как рассказывает представитель IFTU в Лондоне Абдуллах Мухсин, антипрофсоюзное законодательство было установлено еще во времена Хусейна, но действует оно и сейчас, так что репрессии в отношении профсоюзов Ирака сегодня - это вроде бы “по закону”. Пусть даже и вразрез с принципами МОТ, членом которой является страна, правда, почему-то не ратифицировавшая 87-ю конвенцию о свободе объединений - одну из базовых конвенций МОТ.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АМБИЦИИ
И ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ РАЗБОРКИ
Иракские рабочие-активисты понимают, что в таких условиях их борьба за улучшение условий труда и повышение зарплаты упирается в ограничения нынешнего военно-политического режима. То есть экономическая борьба в чистом виде невозможна, поэтому профсоюзная деятельность в Ираке очень политизирована. Причем политизация не ограничивается постановкой вопросов об изменении антипрофсоюзного законодательства и принятии трудового кодекса, которого, как сообщил Абдуллах Мухсин, в стране просто-напросто нет. Нет, профсоюзы сегодня озабочены проблемой искоренения всех элементов экономического и политического рабства, оставшихся в наследие от сначала феодальных времен, а затем - диктаторского и оккупационного режимов.
Обеспечение нормальных, безопасных условий труда требует модернизации производства, то есть средств, которых сегодня в Ираке нет. Страна живет почти исключительно за счет экспорта нефти, а программа “Нефть в обмен на продовольствие” позволяет тратить полученные средства только на закупку продуктов питания и медикаментов. А потому добывать и перерабатывать нефть иракским рабочим приходится порой на разваливающемся оборудовании. Говорить же о развитии других отраслей промышленности, тем более - непроизводственной сферы, в нынешних условиях и не приходится. Так что хозяйственные требования - тоже входят в программу профсоюзов. Равно как и то, что можно назвать культурно-политической позицией. Ведь страну помимо всего прочего раздирают еще и этно-конфессиональные противоречия. Около 80% населения - арабы, среди которых есть обычно враждующие шииты и сунниты. Порядка 15% населения - курды, остальные - люди других национальностей. Но, как говорит Аднан Аль Саффар, “Всеобщая федерация иракских рабочих выступает за права всех - вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности”. Так что, может быть, именно движение в защиту прав трудящегося населения и профсоюзы, как его законные представители, - это и есть ключ к разрешению большинства противоречий, раздирающих страну?
И еще - в деятельности новой, демократической Всеобщей федерации иракских рабочих кто-то может усматривать слишком уж сильное влияние Европы, в частности Британии. Вплоть до того, что отдельные профактивисты даже открыто высказываются за привлечение в страну иностранных инвестиций - естественно, при условии контроля за тем, чтобы эти инвестиции использовались именно на модернизацию производства. А Ирак, как известно, был для Британии сферой интересов до середины 1950-х годов, то есть до установления режима партии Баас. Так что поддержку новых профсоюзов со стороны Британии можно было бы считать попыткой реванша и над “народным” режимом времен Хусейна, и над американским влиянием. Если бы не одно “но”: все-таки сегодня движение трудового сопротивления идет снизу, со стороны самих трудящихся страны, пытающихся решить свои проблемы. Да и поддержку оказывают именно международные профсоюзные структуры, причем не только британские. В настоящее время в защиту организации иракских рабочих выступили и Международный секретариат профсоюзов химиков, энергетиков и горняков (ICEM), и Международная конфедерация профсоюзов, и даже МОТ.
Игорь ЯСИН,
Александра ПЕТРОВА
ОТ РЕДАКЦИИ
“Солидарность” поддерживает кампанию в поддержку иракских профсоюзов. Письма протеста в адрес правительств США и Ирака можно отправить с сайта: http://www.labourstart.org/cgi-bin/solidarityforever/show_campaign.cgi?c=202
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте