Top.Mail.Ru
Классовая борьба

Независимый профсоюз студентов появился опять

20 августа в Москве при технической поддержке информ-агентства “ИнтернетМедиаКом” состоялся первый студенческий межвузовский интерактивный телемост, на котором было заявлено о рождении общероссийского движения “Студенты - за бесплатное образование”. В конференции приняли участие учащиеся высшей школы из Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска и Москвы. Инициатором создания новой структуры выступил независимый профсоюз студентов, объявивший о своем существовании два месяца назад в стенах Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) в связи с попыткой ввести там оплату за изучение одного из иностранных языков.

Идея объединения студентов против введения платного обучения или услуг не нова. На протяжении 10 лет к ней периодически прибегают самые разные группы учащейся молодежи. И марка “независимый профсоюз студентов” появилась впервые отнюдь не в конце июня 2003 года в Москве. Например, пять лет назад на собрании студентов юридического факультета Северодвинского гуманитарного института была создана общественная организация “Независимый профсоюз студентов”. Она активно отстаивала право студентов на бесплатное пользование институтской библиотекой. Студенческая организация с аналогичным названием существовала и в 1996 году в Алтайском крае, правда, что с ней стало впоследствии и каковы итоги ее работы, нам неизвестно.

Таким образом, независимый профсоюз студентов, словно “летучий голландец”, периодически возникает из тумана прошлого. Потому что проблема незащищенности студентов существует перманентно. Так, по словам молодых профактивистов из регионов, сегодня администрация многих российских вузов внимательно следит, чем закончится выяснение отношений студентов и администрации в МГЛУ: “Победа ректора Ирины Халеевой будет воспринята как “зеленый” свет к откровенному произволу в отношении студентов и к никем не контролируемым поборам”. Напомним, что пресловутое решение ученого совета о введении оплаты по-прежнему только приостановлено, но не отменено.

И теперь мы знаем, что вновь созданный (или давно существующий?) независимый профсоюз студентов решил объединить вокруг себя учащуюся молодежь всей страны. Отвечая на вопросы журналистов, представитель движения “Студенты за бесплатное образование”, студентка МГЛУ Инга Клишина заявила, что первички НПС уже созданы в 15 регионах России и в них входит около тысячи человек. (Поскольку в момент конфликта в МГЛУ в июне было заявлено о необходимости создания профсоюза, не совсем понятно, как за двухмесячные каникулы студентам удалось собрать аж 15 регионов и тысячу членов?) Ребята надеются, что с началом учебного года их ряды значительно пополнятся студентами. На вопрос, намерено ли их движение поддерживать какую-либо из политических партий на предстоящих выборах, журналисты получили отрицательный ответ. Но молодые люди готовы “к сотрудничеству со всеми общественными и политическим силами России”.

Интересно, что защитники прав студентов чувствуют себя первооткрывателями на тернистом профсоюзном пути. В их декларации, зачитанной на интернет-конференции, есть такая фраза: “Прогремевший в июле этого года “Студенческий бунт”... вошедший в историю студенчества, стал первой за последние годы (выделено авт.) акцией учащихся в защиту своих прав”. Ну зачем же так? Зайдите в Интернет и увидите, что это, мягко говоря, не вся правда.

Какова реакция горкома профсоюза работников народного образования г. Москвы? Вот что ответила на мои вопросы зампредседателя московской профсоюзной организации Марина Иванова:

“Я не вижу ничего плохого в создании этого профсоюза и студенческого движения. Ведь на сегодняшний день студенты в России не объединены. В наш профсоюз входит лишь часть московских студентов, остальные состоят в отраслевых вузах или вообще нигде не состоят. Но если вся молодежь, учащаяся в вузах, объединится и выступит единым фронтом, системно добиваясь решения своих проблем, нам останется им только аплодировать. Пока же, можно сказать, что этому положено только начало, и я не стала бы делать из этого выступления далеко идущие выводы. Мне понятно одно, что мы должны вступить в контакт с этими людьми, выяснить их цели и понять, будем ли мы с ними партнерами. Может быть, они станут нашей частью?”

Может быть, станут, а может быть, и нет. Так и уйдут в небытие, ничего не ведая. Я спросил Ингу Клишину, почему она не обратилась, как только возник конфликт, прямо в горком профсоюза народного образования? И она ответила: “Видимо, такая слабая информационная работа в горкоме, что мы ничего о них не знаем”. Кстати, и о газете “Солидарность” она тоже ничего не слышала.

По мнению Марины Ивановой, информация о профсоюзе народного образования должна была прийти к взбунтовавшимся ребятам от местного профкома. Но там председателем - человек в преклонном возрасте, ему бы преподавателей защитить, а студенты... молодые, сами как-нибудь отобьются.
Между тем с конца июня прошло два месяца, а никто из горкома профсоюза так и не встретился с представителями НПС. Ну хотя бы для интереса. Правда, председатель московской профорганизации народного образования Сергей Кузин обещал найти их после каникул. А “Солидарность” обязательно расскажет об этой встрече.

И еще об одном. Когда говоришь с профлидерами о том, как поставлена у них информационная работа, они начинают жаловаться на отсутствие организационных, кадровых и финансовых ресурсов. То есть нет ресурсов, чтобы разбросать хотя бы листовки по вузам, до всего руки не доходят. Даже в Москве. Давайте посчитаем. В профсоюзе народного образования 4,5 млн. человек. При средней зарплате в 2,5 тыс. рублей - профвзнос в 25 руб умножить на 4,5 млн., будет сколько? Больше 100 млн. рублей. На эти деньги можно нанять и обучить армию профактивистов, и завтра профсоюзная касса пополнится еще на несколько миллионов. Если, конечно, члены профсоюза - студенты или учителя - будут чувствовать, что их защитят. Да так, что работодатель или ректор при воспоминании об этом побледнеет.

Пока же мы имеем ситуацию в таком виде: есть перманентно всплывающая проблема незащищенности студентов. Есть профсоюз народного образования, который ждет, когда студенты придут к его функционерам и поведают о своем горе. И есть “летучий голландец” - независимый профсоюз студентов, всякий раз возникающий на волнах очередного обострения упомянутой проблемы. И никто не знает, почему все это существует в таком странном виде и никак не станет реальной защитой для студентов.

Алексей Реутский
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика