“Профилактикой не занимаемся, а она значительно легче, чем последующее лечение”, - эти слова прозвучали не на медицинском консилиуме, а на пресс-конференции, посвященной проблемам в области лекарственного обеспечения, вызванным реализацией 122-го закона. Созвав журналистов 23 марта, участники мероприятия надеются с их помощью предотвратить полный коллапс системы обеспечения льготными лекарствами, прогнозируя его в конце мая. Эта акция любопытна тем, что рассматривает создавшуюся ситуацию не с точки зрения потребителей (об этом и так много говорят), а с точки зрения последствий для фармацевтической индустрии, каковые, без сомнения, косвенно отразятся на тех же потребителях.
ЛЕКАРСТВ НЕ МАЛО, А С ИЗБЫТКОМ
Лейтмотив у всех выступлений был один: закон требует поправок, та схема реализации, которая в нем предложена, ведет лекарственное обеспечение и лекарственную промышленность в тупик. Академик РАМН, президент Восточно-Сибирского научного центра РАМН, зампред Комитета по науке и образованию Госдумы Сергей Колесников заявил, что “наступает паралич товарной сети, так как товарный кредит - то, что фармацевтические компании взяли у производителей, - составляет уже примерно 300 миллионов долларов, или шестую часть оборота средств по льготным лекарствам. Дело в том, что государство не перечисляет деньги, то есть не оплачивает труд аптек и труд, затраченный компаниями”. Это ведет к тому, что многие фармпроизводители приостановили выпуск лекарств, которые значатся в льготном списке.
Частично проблема вызвана тем, что компании и чиновники неверно спрогнозировали ассортимент и объемы возможного потребления лекарств. Следствием этого является затоваривание складов по большей части номенклатуры медпрепаратов. Есть совершенно “тупиковые” лекарства, которые закуплены фирмами у заводов на пять - семь месяцев вперед, - оплаты за них не будет, потому что рецепты не будут реализованы (предъявлены к оплате). На сегодняшний день по стране только 10% рецептов “реализованы”. Остальные 90% не будут оплачены и в ближайшие три - четыре месяца. За два месяца с начала года выписано всего 12,5 млн. рецептов на 15 млн. льготников. То есть в месяц на одного льготника приходится меньше половины рецепта, а правительство рассчитывало на три-пять “обращений”.
Колесников предложил вернуться к старой системе, “про которую говорили, что воруют на местах. Но сегодня настолько сложная система создана, что можно воровать деньги на всех этапах их движения”. Колесникова больше всего возмутил “большевизм” действия Минздравсоцразвития, которое “как будто специально раскачивает страну”. Сколько современнейших заводов по производству медикаментов можно было бы купить на эти 1,8 млрд. долларов! - с сожалением констатировал он. Тут же и посчитали: стоимость завода колеблется от 50 до 100 млн. долларов, так что 15 - 20 заводов стране были бы обеспечены...
ГОСУДАРСТВО СНОВА “КИНУЛО”
По медицинской отрасли грозят ударить и планы правительства по повышению НДС. Это “уникальная вещь”, поскольку во всех странах мира НДС либо не взимается в жизненно важных отраслях, либо он для них в два-три раза меньше, чем для “остальных”. Тем не менее государство планирует увеличить НДС с нынешних 10% до 16%. По словам Юрия Дощицына, заместителя начальника управления гражданских отраслей промышленности “Роспрома”, это будет самый настоящий удар по фармацевтической науке. Производства по синтезу препаратов в конце прошлого года прекратили свое существование в России. Мы больше не производим субстанций, в том числе для антибиотиков, фактически в стране делается лишь упаковка.
Надеясь, что приток денег позволит запустить производство вновь, вначале предприятия отнеслись с энтузиазмом к 122-му закону. Судите сами, сказал Дощицын, весь фармацевтический рынок составляет 3,5 млрд. долларов - и тут добавляется 1,8 млрд. долларов на обеспечение лекарствами льготников. “Мы были за то, чтобы в первую очередь в этот список были включены лекарства отечественного производства. В окончательном списке медикаментов - порядка 50% чисто российского и совместного производства”. Вроде бы неплохой результат, но вот март заканчивается, а предприятия не получили ни копейки. Производители в панике. Они давали товарный кредит аптечным сетям, сами брали кредит на закупку сырья и материалов. Дощицын сказал, что была вера в то, что государство не выступит обманщиком, ведь со времен Примакова обязательства бюджета выполнялись... Но предложенная система оказалась “настолько сложна и корява”, что вся реформа может обернуться профанацией.
ЛЬГОТНЫЕ ЛЕКАРСТВА ДОРОЖЕ ОБЫЧНЫХ
Напомним, что представляет собой “дитя” ведомства Зурабова, рожденное без обсуждения с соответствующими департаментами других министерств. Чтобы исключить возможность воровства, чиновники придумали очень сложную систему, которая развела потоки денег и лекарств. Первый финансовый канал: Минфин дает деньги, через Минздравсоцразвития они идут в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), оттуда - в его территориальные отделения и наконец - пяти компаниям поставщикам, которые предъявляют к оплате обслуженные рецепты. По другим каналам идет движение лекарств от производителей по аптечным сетям. Согласно заключенным договорам эти потоки могут не “пересекаться” в течение 180 дней. То есть вроде бы получается система, для которой наиболее удобен порядок предоплаты, ведь у компаний должны быть средства для доставки медикаментов в самые отдаленные районы. А на самом деле деньги идут с временным лагом в полгода. Учитывая это, компаниям обещали выплатить аванс в середине февраля, потом этот срок перенесли на 15 марта. Они на это и рассчитывали, это было записано в договорах, но... денег до сих пор нет. Впрочем, “смысл” аванса тоже утрачивается - приближается время основного платежа.
Таким образом, сказал Дощицын, сегодня некоторые компании и аптеки поставлены на грань отказа от вхождения в систему льготного обеспечения. Аптека, как и предыдущее звено - производитель, отпускает лекарства, а ей денег за это не дают. Начинаются отказы в предоставлении лекарств льготникам. Как известно, раньше деньги поступали в местные администрации, а уже те оплачивали рецепты. Там же определялись оптовые и розничные надбавки, их максимальные величины. Чем выше была стоимость лекарства, тем меньший процент надбавки допускался. Сейчас же стоимость лекарства бесконтрольно увеличивается, о чем готовится доклад Счетной палаты. Аптеки поднимают цену лекарств коммерческого сектора до стоимости льготных, потому что ревизионные органы думают, что если коммерческие медикаменты дешевле поступивших по льготному списку, то это, по определению, фальсификат. А вот и не “по определению”, заметил Дощицын. Система распределения льготных лекарств и денег настолько громоздка и дорога, что надбавки на всех ее звеньях превышают наценки в коммерческом секторе. Государство пытается регулировать цену лекарств - но не с того конца. Оно устанавливает отпускные цены для производителей, а дальше эти цены “плавают”, как хотят, и, как правило, не в пользу потребителя. А ведь покупателя интересует как раз конечная цена, а не отпускная.
По этим причинам весь рынок, в том числе его “коммерческий” сектор, начинает “колотить”. “Наше агентство будет собирать крупнейших производителей, чтобы взвесить ситуацию и выработать требования к органам, ответственным за финансовое обеспечение системы”, - сказал Дощицын.
Срок оплаты поставок истекает в конце мая, после этого на пять компаний-дистрибьюторов посыплются иски. А компании, в свою очередь, подадут в суд на Минздравсоцразвития.
Система настолько не продумана, что даже не позволяет получить уже выделенные деньги. Так, на счета некоторых территориальных ФОМС первые деньги уже поступили, но расплатиться все равно не смогли, так как у компаний-дистрибьюторов в этих регионах зарегистрированных филиалов нет. А отправлять средства на московский счет фонды не имеют права. Так что даже этот момент не продуман.
Академик Колесников сказал, что депутаты уже сделали запрос относительно неизвестно где застрявших денег, но надежды на скорый и адекватный ответ мало. Так что нужно с помощью СМИ “пробудить общественный интерес к вопросу, чтобы люди понимали: причина грядущих сбоев в лекарственном обеспечении вызвана не врачами или аптеками, а государством”.
ПОПРАВКИ ДУМЫ И “ПОПРАВКА” ЗУРАБОВА
Дума здесь тоже практически бессильна, поскольку 122-й закон во многом непрямого действия, он отсылает к правительству, которое должно определять порядок снабжения граждан лекарствами. И все же Дума обладает инструментами, повышающими гарантии получения льготниками лекарств. Основная поправка к 122-му закону, которая сейчас бурно обсуждается в думских кулуарах, предлагает упразднить разделение льготников на федеральных и региональных, которое ничем не мотивировано, сказал Колесников.
Тем временем, к думцам присоединился не кто иной, как один из главных лоббистов 122-го закона - Дмитрий Козак. Нынешний полпред президента в Южном округе прислал аж 48 поправок президенту. “Видимо, на юге проблем нахлебался”, - отметил Колесников.
Член-корреспондент РАМН, профессор Московского медицинского института им. Сеченова Валерий Береговых уточнил, что сбои в системе лекарственного снабжения есть следствие отсутствия национальной лекарственной политики. Он напомнил, что стандарт таковой давно уже разработала и рекомендовала к внедрению Всемирная организация здравоохранения. Около ста стран вняли этим советам и приняли соответствующие меры. Таких стратегических документов в нашей стране нет, кроме заканчивающейся в 2005 году федеральной программы по развитию медицинской промышленности.
Мало кто заметил потенциально скандальную февральскую новость, поэтому выступающие напомнили:
1 февраля Зурабов подписал приказ, согласно которому на первый квартал 2005 года подушевой норматив обеспечения льготными лекарствами составляет 197,5 рубля в месяц. Этот приказ, преспокойно зарегистрированный Минюстом, противоречит и закону, и бюджету на этот год, где записано, что каждый льготник имеет право на комплект лекарств на сумму 350 рублей. “Сегодня гражданин Зурабов отменяет законы своими приказами”, - сказал Колесников. Причем в приказе не поясняется, куда ушли остальные 152,5 рубля, скажем, вернут ли их каким-то образом льготникам. Помимо задержек с платежами Минздрав намерен еще и заплатить меньше.
Наша газета направила в Минздравсоцразвития запрос с просьбой разъяснить, как положения приказа согласуются с цифрами закона и бюджета. Ответа пока нет.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
ДОКУМЕНТ
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Приказ от 1 февраля 2005 г. № 111
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДУШЕВОГО НОРМАТИВА
В соответствии с пунктом 16 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 (“Российская газета”, № 1, 12.01.2005), приказываю:
1. Установить на I квартал 2005 года подушевой норматив на обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи исходя из объема средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами на квартал, подлежащих перечислению из федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета (за исключением средств страхового резерва), и численности граждан, имеющих право на набор социальных услуг (по данным Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 января 2005 г. и далее на 10 число месяца, предшествующего кварталу), в размере 197,5 рубля в расчете на 1 человека в месяц.
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра В.И. Стародубова.
НЕПОЛАДКИ В ПРОБИРНОЙ ПАЛАТКЕ?
24 марта глава Минздравсоцразвития РФ Михаил ЗУРАБОВ на “круглом столе” в Совете федерации рассказал общественности об успехах своего ведомства в обеспечении граждан лекарствами. Выяснилось, что замечательная зурабовская система лекарственного обеспечения льготников является “единственно возможной”. И принятие на веру данного учения поможет стабилизировать социальную ситуацию в стране...
Сенатор Борис Шпигель и аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд перечислили главные проблемы, возникшие в ходе реализации федерального закона № 122-ФЗ о монетизации льгот в его “лекарственной” части. Результаты проведенных проверок свидетельствуют как минимум об организационных недоработках в деятельности участников программы дополнительного лекарственного обеспечения “Льгота-2005”. Перечислены основные “недоработки”: отсутствие системы управления товарными запасами лекарств на складах и в аптеках; слабый информобмен между участниками программы; неправильное формирование потребности в медикаментах; неконтролируемая выписка рецептов; частые сомнения в обоснованности назначения тех или иных лекарств; невозмещение расходов производителей лекарств и поставщиков в рамках программы; вал фальсификата и недоброкачественной фармацевтической продукции; необходимость корректирования перечня лекарств, отпускаемых льготникам; проблемы в обеспечении аптек техническими системами электронного учета товарных запасов и рецептов; увеличение нагрузки на медперсонал и фармацевтов.
Вместе с тем Михаил Зурабов заявил, что его система обеспечения регионов лекарствами является абсолютно оправданной и чуть ли не единственно возможной. А программа льготного лекарственного обеспечения профинансирована на этот год в достаточном объеме, и никаких эксцессов вроде как и быть не должно. Проблемы же не носят массового характера: “Осталось только восемь проблемных регионов, в остальных ситуация нормальная”. Министр заявил: “Уже можно говорить о стабилизации. Заметно снизилось число случаев приема рецептов на отсроченное обслуживание - 94% рецептов обслуживается незамедлительно. Вдвое снизилось число случаев, когда гражданину отказывается в обслуживании рецептов... А стабилизация с выпиской лекарств - свидетельство того, что ажиотажный спрос пошел на убыль, если не исчез совсем... Да, списки лекарств, которые применялись в регионах, были более чем скромными, но это от недостатка финансов”. Зато теперь, видимо, эти перечни расширятся аналогично тому, как благодаря закону о бюджете и ФЗ-122 пухнут региональные бюджеты. “Здесь у нас переход от ситуации, когда денег мало, к ситуации, когда денег много, - оптимистично разъяснил министр. - И мы, скорее всего, снимем большую часть ограничений и дадим льготникам возможность доступа к самому расширенному списку”. Почему этого нельзя было сделать раньше, осталось невыясненным.
По-прежнему непонятно, для чего соорудили такой гигантский список в пару тысяч лекарств, о многих из которых врачи просто не знают. “Большинство медработников, - сообщил Зурабов, - выписывают лекарства из традиционного списка в 60 - 70 препаратов, который имеется в регионе с учетом невеликих бюджетных средств. В том числе потому, что у них в привычку вошло, что денег всегда не хватает!” Так выяснилось, что денег регионам дали-таки маловато.
Поимевши печальный опыт ураганного спроса на льготные лекарства, теперь, указал министр, пора “заняться другой проблемой - сделать эти лекарства доступными для всех групп пожилых людей”. Вообще-то, в “социальном государстве” это не то чтобы проблема, а обязанность власти... Но послушаем министра: “Говорят о больших колебаниях цен в коммерческом отпуске, но ведь в рамках льготного списка цены на лекарства стабильны! И останутся неизменными весь 2005 год!”
Зурабов, кстати, сразу предупредил, что не хочет здесь “проводить анализ причин как повышенного интереса к этой проблеме, так и того, что привело к проблемам в ходе реализации программы”. Однако, постепенно раздражаясь общим непониманием его миссии, начал отвечать критикам. Так, на заявление министра о том, что его ведомство в прошлом году при подготовке реформы “столкнулось с полным незнанием того, что именно будет востребовано, с незнанием реальной потребности в лекарствах”, зампред сенатского комитета по соцполитике Павел Беркс отозвался простым сочным словом: “Туфта!”
На выпад Зурабов откликнулся чуть позже (известно, что в таких случаях министр постепенно приходит в холодную ярость, каковую не скрывает от окружающих). “Кончайте фотографировать!!!” - приказал Зурабов особо назойливому фотокору, который с почтительного расстояния улавливал мимику госчиновника. “Мы, работники практического здравоохранения (это о деятелях Минздрава? - В.Б.), отовсюду слышим: раздайте деньги населению. Да я даже не хочу это комментировать! - признался министр, видимо, памятуя о мизерности социального пакета льготников. - Единственный выход, повторяю: сделать лекарство доступным для амбулаторного здравоохранения!” (То есть только его и развивать, по-видимому.) “Мы должны иметь качественный медикамент, прогнозируемую цену на препарат, а как государство может регулировать все эти цены в рыночных условиях?! У нас же все поставлено... не знаю с чего на что! - начал распекать оппонентов Зурабов. - Найдите вариант решения этой проблемы, когда, с одной стороны, сторонники рыночного подхода говорят, что регулирование цен невозможно, потому что приведет к дефициту. А с другой - мы сталкиваемся с ситуацией, когда рост платежеспособного спроса на лекарства автоматически приведет к росту цен! Население лучше живет - и больше платит, хотите и дальше так жить?! Ну что трындеть-то по поводу того, о чем мы вам даже объяснений дать не можем, потому что вы нам даже слова сказать не даете!!!”
Перейдя с возгласов на крик, Зурабов мгновенно успокоился и иронично сказал: “Допускаю, что в глазах большинства населения России выгляжу не лучшим образом, как крайне неприятный человек, и это меня не радует”.
По итогам мероприятия решено создать межведомственную рабочую группу для оперативного решения проблем в данной сфере.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте