В начале - цитата из письма Игоря Каенкова, председателя Федерации профсоюзов Тульской области:
“Для себя воспринимаю газету, в первую очередь, как трибуну для полемики и источник информации. Именно первое свойство мне более ценно. Учитывая различные, а порой и прямо противоположные взгляды на внутрипрофсоюзные дела, только в газете, нашей, профсоюзной, возможно провести широкую дискуссию. Используйте больше “провокаций” в колонке главного редактора, по всем проблемам, которые вы выделите и о которых сообщают журналисты по результатам работы в регионах. Например, для Тульского объединения предметом постоянной дискуссии в членских организациях является вопрос “о роли постановлений Исполкома и Генерального совета ФНПР”. Что это: постановление вышестоящего органа, обязательное для исполнения, или рекомендации “представителей”, необходимые для обсуждения и выработки стратегии? Причем ответ никогда не находится в одной стороне. Порой он находится там, где удобнее. К примеру, решение Исполкома ФНПР о проведении акции протеста. Дружно “под козырек” - верхи приказали, обязаны исполнить, а как - это вопрос второй. А постановление о приведении организационной структуры территориальных объединений в соответствие с Уставом ФНПР вызывает иную реакцию: “Да кто давал право вмешиваться в наши внутренние проблемы, нечего со своим Уставом влезать в наш огород!” Я отдаю себе отчет, что эта тема уже рассматривалась, но ответ не найден, и публичное мнение не высказано”.
Мне кажется, что указанная тема - один из элементов общей проблемы, которая - по сути дела - не решена ФНПР с момента создания. До сих пор Федерация не определилась, какой объем суверенитета смогут “проглотить” (выражаясь языком Ельцина) ее членские организации? И какой объем этого суверенитета достаточен для сохранения самостоятельности членских организаций? И при этом - как сделать так, чтобы обеспечить выполнение совместно принятых решений, то есть дееспособность Федерации?
Но это еще часть беды. Лично я не понимаю: как может нормально функционировать любая структура, где не исполняется устав? На днях прошло заседание Генсовета ФНПР. Зампред ФНПР Виталий Будько рассказал, что семь общероссийских профсоюзов не перечислили взносы. Им что-то будет за это? Только общее неодобрение.
С другой стороны, мне кажется, что даже это - не есть основная проблема. Ну, перечислили бы эти профсоюзы деньги (тем более - не сверхбольшие), что от этого прекратился бы перманентный кризис в профсоюзе работников АПК?
Есть большой разрыв в оценке ситуации “сверху” и “снизу”, из “центра” и из профкомов. Сейчас идут отчетно-выборные кампании во всех профсоюзах. Огромное количество руководителей успешно сохраняют свои должности. Почему? Ведь сохранение должности означает наличие качественных достижений. Они есть? По-моему, это происходит потому, что большинство профкомов “замкнулись на себя”, не рассчитывая получить должную помощь “сверху”, но и не препятствуя сохранению той же - часто не работающей - вертикали. В стиле “да живите вы, как хотите, только нам не мешайте работать”.
В таком формате реформа профсоюзов будет происходить “до морковкина заговенья”. На общем фоне снижения численности профсоюзов. Этот безысходный круг попыток увеличить эффективность профсоюзов “из центра” нужно пытаться разорвать.
Сделать это можно, на мой взгляд, единственным образом. Нужны четкие и ясно понимаемые сигналы из пресловутого “центра” (ФНПР, ЦК, федераций профсоюзов) о готовности поддержать ЛЮБУЮ профорганизацию, ЛЮБОЙ профком в разрешении его, профкома, проблемы. И не только сигнал, а реальная перестройка работы всего профаппарата на оказание конкретных услуг (именно услуг!) профкомам. Руководить профкомами желающих много. Много ли найдется желающих помогать? Кстати, есть и примеры такой помощи: когда ГМПР сверху донизу навалился на группу “МАИР”, по сути, разгонявшую профкомы.
К сожалению, давно не слышал о такой вещи, как общероссийское собрание председателей профкомов. В той модели работы, которую я описываю, такое собрание желательно проводить ежегодно. Опять-таки, напрямую обращаясь к людям: там, где сидят профсоюзные чинуши, - меняйте их, мы поможем.
Конечно, форма работы, о которой я говорю, отличается от той формы, которая имеет место сейчас. Но сколько ж можно?!
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте