Вот скажите - кого у нас в стране можно назвать штрейкбрехерами? Кого так называют во всем остальном мире - известно: “(нем. нарушитель стачки), рабочий, который вопреки решению товарищей начать забастовку становится на работу” (Брокгауз и Ефрон). Но у нас-то и стачек, по последним официальным статистическим данным, практически нет. Точнее - есть, но они специфические. Пример с авиадиспетчерами: не можем бастовать - не будем есть. Приходит начальство: “Вы бастуете?” - “Нет, не бастуем, просто не едим. И если хотите, чтобы самолеты не туда залетели из-за нашей физической слабости - выпускайте нас на линии!”
Вот и штрейкбрехеры у нас такие же специфические. Они не “становятся на работу вместо” - дураков нет: понятно, что коллеги же и наваляют. Вместо глупых западных штрейкбрехеров в России вывели новый вид “антизабастовщиков” - они просто выступают в качестве идеологов классового мира, ненасилия (под насилием почему-то понимается забастовка) и бесплатной работы.
Допустим, есть у нас в России социальное партнерство. Но любое “партнерство” заканчивается в момент, когда один “партнер” пытается надуть другого. Или даже не надуть - ну, не договорились о чем-то. Бывает. Тогда (в рамках того же социального партнерства) начинается трудовой спор, который (опять-таки точно так же - тихо-мирно) приводит к небольшой забастовочке. И все в рамках закона.
Так чем в этот момент занимается российский тип “штрейкбрехеров”? Он пытается подменить забастовку (законную форму выяснения отношений в рамках того же социального партнерства) капитуляцией. И заявляет, что представители профсоюза обязаны во что бы то ни стало договориться с работодателем. Заметьте - не работодатель с профсоюзом, а наоборот! Российский тип “штрейкбрехера” может быть чиновником или работодателем. Но самое страшное, когда такие люди появляются в самом профсоюзе. Они подходят к председателю профкома (допустим, Васе), которого уже месяц мутузят за требование повысить зарплату, и говорят: “Ну, ты, Вася, - радикал! Более того, ты, Вася, - экстремист! Ты Вася, просто не в состоянии найти общий язык с работодателем. Из-за тебя, Вася, мы потеряем профорганизацию!”
Что, Вася действительно радикал и экстремист? Точно такой же, каким можно считать любого профработника, который на основании анализа экономического состояния предприятия потребует поднять зарплату работникам. Выражение “найти общий язык” в толковании российских штрейкбрехеров означает заведомо униженное положение представителя профсоюза по отношению к работодателю. А термин “потерять первичку” значит лишиться членских взносов, поступающих наверх. Если работодатель пообещает российскому штрейкбрехеру “сохранить первичку” в обмен на голову Васи - нет вопросов.
На днях мне в устной беседе назвали одного председателя профкома радикалом. За что? Провел митинг в поддержку требований профкома о повышении зарплаты. Предприятие - градообразующее, весь город живет за счет налогов с него. Кто выступает против профкома, кроме работодателя? Руководитель одного горкома бюджетного профсоюза. Почему выступает? Могу понять так: потому что городская администрация сидит (вместе с налогами) в кармане работодателя - и там же сидит этот горком профсоюза. Как назвать таких профруководителей? На мой взгляд, штрейкбрехерами. Не можешь помочь своим коллегам? Так хотя бы не мешай, не занимайся контрпропагандой на стороне работодателя!
Вот интересно представить такую сцену. Есть предприятие. Его директор хочет повысить нормы выработки. Обращается в профком, а там его посылают куда подальше, да еще и бьют ему физиономию непосредственно в приемной. К директору подходят коллеги с других предприятий и говорят: “Ну ты, Петрович, экстремист. Ты обязан договориться с профкомом! Во что бы то ни стало!” Далее этому директору звонят откуда-нибудь “сверху”. Допустим, из Российского союза промышленников и предпринимателей. И говорят: “Либо ты договариваешься с профкомом, либо мы тебя снимем! Потому что мы обязаны сохранить социальный мир на предприятии!” И - в конце концов - несчастного директора снимает собственник предприятия. Фантастика? А почему же именно так можно себя вести по отношению к председателю профкома?
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте