Еще лет пять назад отдельные публицисты из либеральных СМИ пытались шутить на темы “регулярно повторяющегося весенне-осеннего наступления трудящихся”. Суть этих шуток (как я понимаю) сводилась к тому, что-де профсоюзы чуть ли не механически, чтобы “создавать видимость” деятельности, проводят эти самые “сезонные акции”.
Так вот сейчас можно считать, что подобных “регулярных акций” не происходит. (Можно, конечно, говорить, что для выдвижения требований к власти и работодателям используется Первомай. Но с таким же успехом медики могут выдвигать свои требования в Кремлевском зале на праздничном концерте в День работника здравоохранения.) По сути, до недавнего времени с некоторой регулярностью отличались акции профсоюзов бюджетников. Но сейчас очевидно, что так называемые национальные проекты вместе с переносом бюджетной ответственности в регионы выбили почву из-под их федеральных акций (на какое время - еще не ясно). В свою очередь, “небюджетные” профсоюзы погрузились в переговоры с работодателями - разной степени консолидации (имею в виду работодателей) и разной степени успешности (это - о результатах переговоров).
Возникает вопрос: за что профсоюзы сегодня готовы бороться вместе? Иначе говоря, возможно ли сегодня выдвижение общих требований профсоюзов, каждый из которых погружен в разрешение достаточно узкоспециализированных, отраслевых проблем? И нужны ли сейчас эти самые “общие требования”? Последний вопрос не случаен. Более 10 лет в качестве такого “общего требования” выступал возврат долгов государства по заработной плате. Сегодня данная тема явно стала второстепенной, утратив общенациональный характер. Можно говорить об остающихся долгах бизнеса по зарплате. Но чаще всего такая проблема характерна для предприятий с крайне слабыми профорганизациями (что, кстати, является сильным аргументом в пользу профсоюзов!) или вообще без них. В период обсуждения нового Трудового кодекса одной из национальных тем стало активное участие профсоюзов в процессе обсуждения и принятия проекта ТК и дальнейших поправок в него. Но сейчас алгоритм принятия поправок в существенной степени понятен и чуть ли не автоматизирован (обсуждение только в трехсторонней рабочей группе; наличие консенсуса; согласование в РТК; “блок” на новые поправки на год-полтора). Можно спорить с отдельными нормами ТК, но тогда вместо имеющегося процесса обсуждения и принятия решений нужно будет предложить другой. Рациональных альтернатив я пока не слышал.
Можно попробовать представить в качестве национальной темы потребительскую корзину, повышение федерального МРОТа, прожиточного минимума. Собственно, некоторое время назад эти темы “попытались встать” на первое место. Результат получился неубедительным. Конечно, МРОТ вырос и будет расти. Но если сопоставить МРОТ российский и многих государств СНГ (например, Украины), то сравнение будет не в нашу пользу. Как аргумент, конечно, остается возможность регионального повышения МРОТ, но в той же Украине МРОТ - и существенно больше, и федеральный (при существенно меньших государственных доходах). Да и - положа руку на сердце - активность профсоюзов в борьбе за повышение МРОТ не превышала порог, за которым следует стремительная реакция властей (исполнительной или законодательной).
Вывод? Мне кажется, что профсоюзы сейчас крайне нуждаются в своем национальном проекте. Надо определить одно - два ключевых звена, качественно важных для перспективного развития профсоюзного движения. И вложиться в их развитие - материально и организационно. В противном случае количество профсоюзных “хуторов” и “выселок” будет увеличиваться, что через непродолжительное время скажется на профсоюзах в целом.
Вопрос заключается в том, что могло бы стать таким проектом?
Давайте обсудим.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте