Как, наверное, знают все читатели газеты "Солидарность", в России сейчас проходит кампания, объявленная ФНПР, которая называется "МРОТ - по закону!". Цель ее, если вкратце, заключается в том, чтобы добиться по всей стране единого выполнения норм Конституции. А именно: нижняя планка зарплаты любого человека в стране не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). И одновременно - при подсчетах этой нижней планки в нее не должны включаться никакие дополнительные выплаты (надбавки, стимулирующие выплаты и пр.).
Казалось бы - совершенно ясная ситуация. Однако вот уже несколько месяцев продолжаются какие-то дерганые телодвижения - что властных органов, что Верховного суда РФ. Суть этих телодвижений в общем-то проста. Они пытаются доказать, что главное - это вывести совокупный доход работника (включая надбавки, стимулирующие и пр.) на уровень не ниже МРОТ. Понятны и основания для этого - финансовая экономия. После того, как по стране прошел экономический кризис и центральная власть в очередной раз перераспределила денежные потоки, у регионалов обмелели рублевые реки и копейные берега. Короче, денег стало мало. (По большому счету, именно в связи с этим (а не во имя заявленных целей) проводится целая группа "зарплатных реформ", связанных с введением "новых систем оплаты труда". Ни для кого не секрет, что даже достигнутый ими кое-где рост зарплат связан в большей степени с сокращениями численности штата и уменьшением числа бюджетных учреждений. А не с ростом дополнительного финансирования.
Итак - мало денег. Понять, в принципе, это можно. Но вот в чем закавыка - при скудости средств разговор начинается не о том, где их достать, а о том - как их сэкономить. То есть когда региональная власть понимает, что местного бюджета в нынешнем размере на "МРОТ - по закону" не хватит, она не пытается, грубо говоря, выбить допфинансирование, перераспределение налоговых поступлений и пр. Она пытается искусственно, в нарушение Конституции, занижать зарплаты, включая в базовый показатель (МРОТ) дополнительные выплаты. Одновременно в целом ряде регионов власть начала, скажем так, "журить" профсоюзы за попытки своими требованиями якобы поставить под удар уже принятые местные бюджеты. То есть ведет себя региональный начальник как какой-нибудь участковый. К нему девушка приходит, говорит: "Меня изнасиловали". А он, чтобы не принимать заявление, начинает рассказывать ей о том, что она, наверное, сама нескромно себя вела, чем это самое насилие спровоцировала.
Вся эта история, кстати, разбивает в пух и прах рассказы о больших среднестатистических зарплатах. Будь они действительно сильно выше МРОТа, алгоритм действий был бы прост: перераспределяются постоянные и переменные части за счет сокращения надбавок и увеличения постоянной части до размера МРОТ. Но в ситуации, когда нянечка в детском саду получает всего 4330 рублей, тут как ни крути - нужны дотации. А где их взять?
Взять дополнительные доходы можно было бы целенаправленно, в рамках госполитики, сокращая несоразмерные доходы наиболее обеспеченной части общества. Сейчас в России доходы десяти процентов наиболее обеспеченных граждан превышают доходы десяти процентов наименее обеспеченных - в 15 раз. Это, вообще-то, страшный показатель крайнего социального неблагополучия. И сокращать его необходимо не только профсоюзам, требующим роста зарплат, но и государству - в рамках борьбы с бедностью. Однако вместо этого нам предлагаются отдельные - достаточно забюрократизированные и сложнодоступные - меры социальной поддержки для... чего уж скрывать, самых нищих граждан. Разговор о том, что-де "в этом году средств из бюджета выделили в N раз больше, чем в прошлом" - это, конечно, хорошо. Но вот, к примеру, есть такие заявления о выделенных средствах на детский летний отдых. И есть - наполовину пустующие детские лагеря в Приморском крае. После изменения системы финансирования у людей нет достаточных средств (а путевка стоит примерно 9 тысяч рублей), чтобы отправить туда ребенка и ждать, пока часть этих денег вернется дотациями...
По большому счету, профсоюзная кампания "МРОТ - по закону" - это первая часть кампании по качественному повышению доходов большинства работников. Реально - по изменению распределения имеющихся (и потенциальных) совокупных доходов страны. Потенциальные доходы можно взять, к примеру, введя прогрессивную шкалу налогообложения. Пока что на это власть идти отказывается, упирая на возможный уход капиталов в тень. Но иного пути для государства, борющегося с бедностью, нет.
Конечно, сейчас главный акцент в кампании делается на обращения в суды с требованиями пересчета зарплат. Но мне кажется, что логика действий профсоюзов в сочетании с асоциальной позицией ВС РФ и примитивно-бухгалтерской позицией региональных властей неизбежно ведет от сегодняшних судебных процессов к публичным массовым выступлениям. Не по причинам "узколобости" или "вредности" профсоюзов. А потому что людям платят мало. И в ситуации малых зарплат одних и сверхдоходов других модернизировать нужно не только Сколково, а всю систему доходов и их распределения в стране. Такую перспективу нужно ясно понимать.
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте