Монолог главного редактора

Левая разводка


Примерно десять дней назад съезд межрегионального профсоюза работников автомобилестроения принял резолюцию против законопроекта профсоюзных депутатов Андрея Исаева и Михаила Тарасенко, посвященного запрету заемного труда. Суть резолюции заключалась в том, что под маркой запрета заемного труда этот самый заемный труд, наоборот, всячески будет разрешен. И потому “независимые профсоюзы” должны выступить против этого законопроекта. Сказать по правде, я был крайне удивлен и озадачен этой резолюцией. В том смысле, что позиция и ФНПР, и депутатов какой была, такой и осталась: заемный труд в России необходимо запретить. И точка. Не буду разворачивать здесь аргументацию в поддержку этого тезиса - всем профсоюзным активистам она и так известна. Вопрос в другом - откуда всплыла эта тема?

Как мне рассказали люди, присутствовавшие на съезде МПРА, с заявлением о том, что законопроект Исаева - Тарасенко на самом деле легализует заемный труд, выступил левый социолог Борис Юльевич Кагарлицкий. Нужно сказать, что тема трудовых отношений за последние пару лет в публикациях Б.Ю. Кагарлицкого всплывала регулярно. Но при этом несколько однобоко. Оставим в стороне его симпатию к профсоюзам, не относящимся к системе ФНПР, - в конечном счете, у всех свои приоритеты. Дело в другом.

Примерно год назад Михаил Прохоров начал делать из ломки Трудового кодекса свою повестку дня - вначале для будущей правой партии, а позже для своей программы кандидата в президенты. На тот момент уже некоторое время действовало решение о “заморозке” Трудового кодекса. То есть отдельные изменения вносятся, но при этом ТК в основе свой остается неизменным. Тогда в качестве аргументации со стороны сторонников Прохорова лился поток слов о том, что-де ТК - “документ советского времени” (что было явной неправдой), что он создавался для плановой экономики (что тоже было неправдой) и что поэтому нужно его отменить. А вместо него - написать “новый” и “современный” Трудовой кодекс. Сторона профсоюзов в ответ говорила о том, что ТК - это продукт компромисса. И что если уничтожить этот компромисс, который, по большому счету, на сто процентов не устраивает ни профсоюзы, ни работодателей, то страна перейдет к силовому выяснению отношений. И далеко не факт, что результат этого силового выяснения будет лучше. Не факт, что новый ТК будет лучше действующего. А скорее всего, исходя из активности М. Прохорова, результат разочарует сторону работников.

Каково было удивление, когда в числе людей, активнейшим образом агитировавших за ликвидацию действующего ТК, обнаружился вполне левый социолог Б.Ю. Кагарлицкий. В каждом своем (регулярном) выступлении он перечислял недостатки - явные и преувеличенные - действующего ТК. И требовал отказа от него. Цитата: “...я был бы сторонником того, чтобы некоторые функции государственного контроля в трудовом законодательстве были ослаблены, но одновременно усилены возможности и гарантии самоорганизации трудящихся по отношению к работодателю”. Что это означает, по сути? Это означает, что под внешне благовидным предлогом работникам предлагается обменять свои имеющиеся государственные гарантии на некие гарантии самоорганизации. Понятно вам? У вас есть обязательства, которые могут не исполняться (точно так же, как может не исполняться любой закон - это уже проблема общая). Вам предлагают отказаться от них, обещая, что появятся обязательства в другой области. Но никак не гарантируя, что эти новые обязательства будут выполнены. А старых - при этом уже не будет.

И чем это качественно отличалось от позиции Прохорова? По форме - отличалось. По содержанию... По содержанию - ничем. Разве что наличием псевдолевого трепа. По цели - ничем не отличалось. Потому что преследовало ту же цель, что и Прохоров своими заявлениями о “советском ТК”. Раскачать ситуацию и убрать действующие трудовые нормы, пообещав светлое будущее.

Я не знаю - была ли позиция Б.Ю. Кагарлицкого на тот момент вызвана его идейными установками или другими мотивами?..

Прошел год. И вот уже большая группа частных агентств занятости ведет активнейшую борьбу против законопроекта о запрете заемного труда. Они используют одну аргументацию (“будут ликвидированы рабочие места”, “люди лишатся возможности выбора” и т.д.). Их позиция понятна. И вот снова появляется левый социолог Б.Ю. Кагарлицкий, который, используя совершенно другую аргументацию, убеждает наших профсоюзных коллег, по сути, ликвидировать общий фронт борьбы с заемным трудом. Это притом, что никакой новой информации о поправках к принятому в первом чтении закону нет. Есть заявления чиновников из Минздрава и позиция частных агентств. Законопроект - на сегодня - остается тем же.

Теперь тот же вопрос: вызвана ли эта позиция Б.Ю. Кагарлицкого его идейными установками или другими мотивами? Или это просто традиция такая?

Александр ШЕРШУКОВ

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Илья
16:52 от 24.04.2012
Забыли сказать, что кроме Кагарлицкого похожим образом о законе высказывался Центр социально-трудовых прав (тоже левая разводка?) и ряд юристов, в том числе в специальных изданиях (наверно, все левые).

В статье пишете, что позиция ФНПР - запретить заемный труд "и точка", в комментариях - что аутстаффинг да, а аутсорсинг нет. Те же юристы много раз отмечали, что отделить одно от другого юридически будет крайне сложно, компании будут просто заключать договор на аутсорсинг операций на основном производстве, и что потом докажешь?
Александр Шершуков
17:32 от 24.04.2012
Я специально говорил с Еленой Герасимовой до публикации.
У них поправка по одной статье.
Всё.
Советую почитать выступление Б.Кравченко на презентации книги ЦСТП.
Ничего общего с позицией Кагарлицкого, который выступает вообще против данного закона.
...ряд юристов в специальных изданиях консультируют на ставке ЧАЗы. Крайне левые, ага.

...мне добавлять свои предположения о том - откуда до этого у института Б.Кагарлицкого были деньги, кто выступал спонсором и почему они закончились? и почему Б.Кагарлицкий ломанулся в трудовые отношения?
Игорь
21:05 от 24.04.2012
Илье, А.Шершукову
"Ребята"улыбка 13-14 марта в Питере выступал с докладом по заёмному труду на всероссийской конференции "Лидерство: Профсоюзы и менеджмент", организованной питерским профсоюзом и ЗУМЦ. Доклад немного не вписывался в тему, но вызвал самые горячие дискуссии. Представители бизнеса, грубо говоря, "визжали". Приводили избитые аргументы в поддержку заёмного труда. Вы их знаете, поэтому не хочу тратить на них место и время. Мы пришли к однозначному выводу по этой, так называемой "временной" работе - срочные трудовые договоры. Судебная практика по ним есть. Злоупотребления со срочными трудовыми договорами со стороны работодателя пресечь можно. Да, работники боятся обращаться в суд, когда работодатель по 5-6 раз "продляет" их. Но, это немного другая тема. Как "подводят" к аустаффингу, аренде, лизингу персонала, заёмному труду через АУТСОРСИНГ. Пример из "нефтепереработки" (и не только). Под видом реорганизации (дробления) выводят якобы непрофильные производства с образованием ООО и других "шараг". Потом через 1-1,5 года, а могут и сразу "вешают" нам лапшу, что мол сложилась сложная экономическая обстановка и в ООО будут сокращения. Работников "хитро" сокращают, но им говорят, что есть возможность остаться работать на прежнем месте, но в другом качестве. Что остаётся делать работнику при нынешней безработице. Он соглашается и пишет два заявления. Одно на увольнение из ООО, а другое о приёме в ЧАЗ. После этого ЧАЗ сдаёт этого работника в аренду. В итоге: как работник ходил через одну и ту же проходную, так и продолжает ходить, как горбатился на этих "уродов" на этом же рабочем месте, так и продолжает горбатиться. Давай теперь, работник, качай трудовые права, создавай профсоюз - через три дня после этого тебя уволят, выкинут как писанный матрац и в суде ты ничего не докажешь. Всё у этих "уродов" будет законно. Поэтому я неоднократно говорил, что АУТСОРГИНГ это подготовка к АУТСТАФФИНГУ, ЗАЁМНОМУ ТРУДУ, его первый этап. Вот такую "реорганизацию" надо тоже запрещать, как и заёмный труд. Если реорганизация, а именно дробление, обусловлено только минимизацией налогов, то суд может признать выгоду налогоплательщика необоснованной, т.к. налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Плюс должны работать, а не декларироваться ст.52, 53 ТК РФ. Вот где непаханное поле для профсоюзных юристов, руководства ФНПР, КТР, чтобы Россию не опутал заёмный труд.
Cтас
23:16 от 24.04.2012
Прочитайте информацию о конференции по заёмному труду:http://www.ktr.su/news.php?readmore=2208
Обратите внимание П.Бизюков говорит о других (заёмных) срочных трудовых договорах, а не о "классических" срочных трудовых договорах, которые прописаны в данный момент в ТК.
Cтас
22:08 от 22.04.2012
Почитайте. Очень любопытно. http://www.minzdravsoc.ru/labour/relationship/101 Замминистра Александр Сафонов – о модернизации трудового законодательства в интервью радио "СИТИ-FM".
И по Трудовому кодексу для наёмных работников надежд почти никаких. Точно - всё куплено, схвачено...
Игорь
09:26 от 23.04.2012
И через дистанционный труд есть ЛАЗЕЙКА узаконить заёмный труд. Работников при этом также будут "оформлять" через ЧАЗы. Сафонова с Герцием в отставку!
Игорь
23:24 от 18.04.2012
Тема монолога про заёмный труд и Кагарлицкий при нём, а не Гречанинов. Не уводите в сторону разговор.
Александр Шершуков
00:31 от 19.04.2012
С заемным трудом все понятно.
в формате аутстаффинга он будет запрещен.
в форме аутсорсинга - будет помилован. ИМХО.
потому что запретить - грубо говоря - клининг - невозможно с точки зрения логичной аргументации...
Игорь
08:51 от 19.04.2012
Александр, "разрешение" в клининге (уборка) это и есть ма-а-ленькая легализация аутстаффинга, аренды, лизинга персонала. Всё - за пальчик зацепят, потом не то, что всю руку откусят, всего проглотят, а пуговицы выплюнут. ЧАЗы, рекрутинговые компании и подобные им конторы НЕ ДОЛЖНЫ быть работодателем, т.е. не заключают с работником трудовой договор. Про уборку помещений ранее приводил пример. Допустим в городе N есть ООО "Чистый город". Эта контора занимается уборкой помещений в различных организациях города. В штате этой ОООшки состоят 500 человек с которыми заключены БЕССРОЧНЫЕ трудовые договоры. И трудятся, моют, чистят, подметают эти работники в "Магните", "Ашане", "Глобусе", на нефтезаводе, ТЭЦ, в больницах...
Игорь
09:34 от 19.04.2012
Привожу слова ТАРАСЕНКО: "Вот если сетевой магазин через частное кадровое агентство договаривается, что у него будут мыть полы работники этого кадрового агентства, то это ситуация законна. То есть когда работодателем будет являться частное агентство занятости, и оно же будет отвечать за качество мытья полов в супермаркете и прочее-прочее. Это не противоречит закону".
Как это понимать?!
См. статью в «Солидарности»: http://www.solidarnost.org/thems/news/in-Russia/events_1115.html
Поэтому не зря говорят Кагарлицкий, Этманов… ну, и я
улыбка о хитро-мудрой легализации заёмного труда в России!злой
Мария Комагорова
20:18 от 19.04.2012
Это надо понимать так, что сотрудники будут только мыть полы, а не сегодня мыть полы, завтра фасовать помидоры, послезавтра грузить мешки и так далее.
Игорь
22:54 от 19.04.2012
Да, Мария они будут, грубо говоря, мыть только полы каждый день. Можно задать вопрос. А какая разница в том, что работник числится в ООО "Чистый город" или в частном агентстве занятости "Анкор"? Отвечу. ООО "Чистый город" это СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ организация на рынке клининга, а ЧАЗ "Анкор" - только кадровое агентство, с менеджментом далёким от производства, промышленной безопасности и т.д. На практике у нас ЧАЗы "спецы" на все руки: и в металлургии, нефтепереработке, торговле, клининге... Что понимают госпожи гороховы, банцекины и т.п. в этих отраслях? НИЧЕГО! Есть квалификационные справочники, ЕКТСы в которых содержатся требования к руководителям, работникам к их образованию, стажу работы. Например, руководитель в нефтепереработке должен иметь высшее СПЕЦИАЛЬНОЕ образование, стаж работы не менее 5-ти лет. Куда суются эти банцекины с гороховыми со своими клерками с суконными рылами в калашный ряд? Пусть эти шараги-посредники на рынке труда изучают его конъюктуру, оказывают услуги предприятиям, организациям по ПОДБОРУ персонала, но они НЕ МОГУТ быть работодателем. Что получается со слов Тарасенко. Он лоббирует крупные ЧАЗы на рынке труда. Такие как АНКОР, Келли Сервисез, Колеман... Мелкие шараги "уйдут". Нам-то работягам какая разница, если нас уволят в течении 3-х дней из "Анкора" или ЧАЗа "Рога и Копыта". Ну-да, в ЧАЗе "Анкор" зарплату и т.п. платить будут, не обманут, а в "Рогах" могут кинуть, как работниц на "Бабаевском". Ещё раз повторяюсь. ЧАЗы в России должно быть полностью ликвидированы. Они не дадут нам житья. Их здания, помещения государство должно выкупить у их собственников и передать детским садам, домам творчества...
P.S.
09:04 от 20.04.2012
Ещё добавлю: в разговоре говорим ЧАЗ "Келли Сервисез", а полное её юридическое наименование ООО "Келли Сервисез Си-Ай-Эс". Все виды экономической, хозяйственной деятельности регламентируются ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. Почему Роструд, Ростехнадзор и т.д. "закрывают" глаза на то, что работодателем в строительстве, в "нефтянке", да в том же клининге выступают кадровые агентства занятости? Всё куплено, схвачено?
Стас
11:04 от 19.04.2012
Позиция КТР известна - мы против использования заемного труда. В этом смысле мы поддерживаем ИДЕЮ законопроекта Исаева-Тарасенко. Но мы видим в этом законопроекте ЛАЗЕЙКИ, которые могут позволить использовать заемный труд. Сейчас наши юристы готовят свою оценку, как исключить эти лазейки, и мы готовы донести это до авторов законопроекта».
Александр
21:24 от 18.04.2012
Александр Шершуков 15.04.2012 23:38:40Для понимания: вы, Александр, копируете сообщение, опубликованное десять дней назад. Свое мнение сам Этманов лично написал здесь несколько дней назад.

Далее. "Ближайший соратник" - это откуда сведения? Просто интересно...

Третье. Любые меры или любое обсуждение этой темы состоится ВНУТРИ организации. Если будет принято решение озвучить это обсуждение (или решения) - оно будет озвучено.

...а вы еще профсоюзами занимаетесь или тема Гречанинова настолько приятна для обсуждения?
ответить
Александр Кузнецов 16.04.2012 14:41:31Для информации:
- Да, прошло уже две недели с того дня, когда штрейкбрехер Гречанинов совершил свой «героический поступок». В связи с этим и вопрос. Отсутствие реакции и информации свидетельствует, что всё нормально, случай рядовой и типичный…

- Если председатель территориального объединения организаций профсоюзов, член Генерального Совета ФНПР не является ближайшим соратником председателя ФНПР, то извините. И по общественно-политическим мотивам они, вроде, ближайшие соратники. Гречанинов - руководитель проекта партии "Единая Россия" – "Калужская область – народный контроль", член Всероссийской политической партии «Единая Россия».
А кто же тогда они?
Могу ошибиться и в следующем утверждении. Но не хочется верить, что лично Вы считаете поступок члена Генерального Совета ФНПР Гречанинова только «внутренним делом организации».


- Не очень понимаю, что значит, занимаюсь ли я профсоюзами? Я член профсоюза, уже лет скоро как 40… ))) Это как Вы, Александр говорите: ДЛЯ ПОНИМАНИЯ.

ТАК ЧТО С ГРЕЧАНИНОВЫМ????
Александр Шершуков
23:00 от 18.04.2012
Что с Гречаниновым?
в чем смысл поступка Гречанинова7
В том что он поехал на предприятие, где не было первичек системы ФНПР, рассказывать что де "не нужно бастовать".
Неправильно он сделал?
По-моему неправильно!
Это полноценная политическая ошибка.
Серьезная и критическая.
И никакие разговоры о том, что де - поехал потому что депутат - или - что де там создавалась первичка профсоюза системы ФНПР - не канают.
Реально - человек поступил неправильно и нехорошо. На мой взгляд.
а теперь - акцент:
от Федерации хор возмущенных граждан требует "заклеймить", "уволить" и пр...

тут ведь все собрались демократы, сторонники свободы слова и пр. - так давайте оценивать ситуацию по критериям тем же - свободы слова, процедурам и пр.
Так вот.
Я за прошедшие пару десятков лет сталкивался со многими ситуациями, когда лидеры независимых профсоюзов вели себя... странно.

Нам пару лет назад - говорили или НЕ говорили, что на АвтоВАЗе наступит абзац с неконтролируемумыми увольнениями?
Что - или бунтовать, или десятки тысяч людей пойдут с завода искать работу?
Это предположения или то, что говорилось?
Так вот на этом фоне НИКТО из Единства АвТоВАЗа не сказал, что "предположения не оправдались " и т.д. Ну, типа разьяснить...

И что.. Возвращаясь к Гречанинову - "эти люди запрещают нам ковыряться пальцем в носу"?
Гречанинов поступил ИМХО неправильно.
Но перебирая ЕГО неправильные поступки - давайте говорить обо всех. И о забастовке Единства, которая как бы была и не забастовка, а так - "народная прогулка"...
Раз такая общая оценка, так и давайте всех оценивать...
Александр Кузнецов
12:44 от 20.04.2012
Александр,спасибо за ответ!
Новости BangaNet


Киномеханика