Достойный труд и достойная жизнь - понятия не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные. Между тем, полагаю, что здесь в качестве ключевой становится не политическая, не экономическая, даже не социологическая, а этическая категория. И эта категория - достоинство. Она придает таким понятиям, как “человек”, “жизнь”, “труд”, “рабочее место”, “заработная плата” и т.д., особый смысл, наполняет их новым личностным содержанием.
Понятия “достойная жизнь”, “достойная работа”, “достойная зарплата” и им подобные не поддаются количественному измерению. Но они характеризуют признание обществом и государством ценности человека вне зависимости от его экономического или социального статуса. И они же указывают на степень согласия человека с тем, что ему предлагается.
На наш взгляд, корни многих российских бед последних лет кроются и в том, что из общественного и индивидуального сознания, из социальной практики было буквально вытравлено, выжжено понятие достоинства. Слово “достоинство” вышло из словесного обихода всех слоев общества, оно стало едва ли не архаичным. Казалось бы, мелочь. Но вместе со словом мы утратили мощнейший нравственный регулятор человеческого поведения. Результаты не могли не проявиться, причем на всех уровнях организации социальной жизни. К примеру, когда государственный чиновник имеет солидную недвижимость за рубежом, причем нередко непонятно, за счет каких средств приобретенную, мы, видимо, можем утверждать, что для него чужды и ответственность перед обществом, и понятие социальной ответственности, и значимость социальной оценки. Когда директор, ссылаясь на отсутствие средств, месяцами не платит работникам зарплату, а сам при этом не отказывает себе практически ни в чем, мы тоже можем быть уверены: у него нет ни уважения к членам коллектива, ни личного достоинства, ни понимания того, что оно может быть у других.
К сожалению, примеры недостойного поведения мы встречаем всюду: это чванливый администратор в государственных, муниципальных и иных бесчисленных “конторах”, видимо, получающий удовольствие от вида униженных посетителей; это новый предприниматель, за похлебку и грязный топчан покупающий рабочего-нелегала; это жесткий молодой менеджер, озабоченный лишь своей карьерой, самоутверждением и не видящий перед собой людей; это нувориши-миллиардеры в лице Березовского и Абрамовича, устроившие в Лондоне безнравственные разборки о дележе наворованного в России народного достояния. Это, наконец, рядовой работник, готовый годами безропотно терпеть произвол начальства.
На наш взгляд, восстановить в правах подзабытое слово “достоинство”, а главное, организовать кардинальное улучшение жизни, труда, быта, сформировать в обществе достойные человека отношения по своей сути - стратегическая национальная идея, поисками которой так озабочены многие политики и руководство страны. В то же время, выдвинув данное понятие в категорию определяющих, профсоюзы тем самым совершили поворот к признанию нравственных и личностных ценностей работника приоритетными по отношению к любым другим. Уверен, что за этим поворотом при системной, целенаправленной, эффективной работе и принципиальной позиции, несомненно, последуют желательные и экономические, и социальные результаты.
Более того, профсоюзные структуры, действующие в пространстве трудовых отношений, в первую очередь должны отстаивать право человека на достойный труд. Что понимается под достойным трудом? Если исходить из последнего документа ФНПР, принятого 22 августа 2012 года, - постановления Исполкома ФНПР, утвердившего “Стандарты достойного труда”, - то это:
- достойная зарплата;
- полная занятость населения;
- обеспечение непрерывного профессионального развития работника;
- достойный уровень жизни безработных граждан.
В специальных разделах “Стандарты достойного труда в сфере социального партнерства” и “Стандарты достойного труда в сфере социального страхования” (как, впрочем, и в других) не только определены конкретные основные меры, но и установлены индикаторы анализа их эффективности.
Очевидно, что не только сложно не отметить громадную значимость данного документа, но и просто некорректно.
Между тем в данном документе в понимании достойного труда акцент делается на социально-экономических условиях жизнедеятельности работников. То, что их необходимо кардинальным образом улучшать, не подлежит сомнению. Только достаточно ли этого? А где сам работник с его сознанием, мотивацией, представлениями, ценностными ориентациями? Наивно думать, что можно сделать достойной жизнь и труд человека без него самого, без прямого обращения к его сознанию, чувствам и совести. Достоинство не поднимается вместе с ростом заработной платы.
Национальные опросы последних лет показывают, что россияне помимо материальных трудностей (первое место по всем опросам) испытывают дефицит уверенности в себе, в своих силах (второе место). 60% респондентов из всех трудовых вариантов выбирают “небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне”. Только каждый четвертый ощущает себя “специалистом в своем деле”, и лишь около 3% россиян осознают себя с гордостью “работником своего предприятия, учреждения”.
Низкая трудовая мораль, ненадежность таких опор, как знания, квалификация и мастерство, слабая идентификация с трудовым сообществом, со своей организацией, профессией, отношение к труду как к неизбежной необходимости либо только как к источнику средств к существованию - все это имеет место и, конечно же, говорит не в пользу достойного труда.
Ни в коей мере не умаляя значения внешних стимулов трудовой активности, того, что их надо расширять и обогащать, нельзя упускать из виду и так называемый “субъективный фактор”. Профсоюзы могут и должны, ибо это их главная миссия, обращаться напрямую к человеку труда, апеллируя не только к его разуму, но и к нравственному сознанию. Они обязаны стать проводниками и пропагандистами позитивных трудовых ценностей, моральных образцов поведения, показывать те преимущества, которые получает честно, добросовестно и творчески работающий человек.
Характерно, что все это сегодня довольно робко, но возрождается. И кому как не профсоюзам выступить генератором и координатором развития в обществе системы мотивации стимулов к формированию личного достоинства человека труда.
Полагаю, что пора снять стыдливое табу со слова “воспитание”. Очевидно, что сегодня профсоюзы не должны возрождать свой статус “школы коммунизма”. Но то, что они должны стать институтом нравственного воспитания человека через труд и в процессе труда - это также очевидно. Сейчас ни государственным чиновникам, ни лидерам партий, ни бизнесменам, ни деятелям культуры, ни представителям СМИ нет по-настоящему дела до повседневных забот о работниках, все они заняты другим. Остаются только профсоюзы. И здесь не менее важно говорить с представителями властных структур, социальными партнерами и оппонентами не только прибегая к угрозам или языком сухих цифр (к ним уже все привыкли, сколь бы тревожными, угрожающими и негативным они не выглядели), но и взывать к пробуждению совести. И ее надо пробуждать у всех: и у тех, кто принимает решения, и у тех, кто эти решения принужден исполнять.
Согласитесь, что “достоинство нельзя присвоить или навязать, его можно только воспитать”!
Шамиль САНАТУЛОВ,
заместитель руководителя Центра профсоюзных исследований Института профсоюзного движения АТиСО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
Ещё один момент. Почему руководитель "Нефтегазстройпрофсоюза" Миронов не будоражит общественное мнение тем, что происходит в нефтедобыче на Севере? Он не знает что там происходит? Знает. Да, в крупных нефтяных компаниях, где есть профсоюз такого нет. Но в результате проводимого много лет аутсорсинга, из этих нефтяных компаний были выведены подразделения в многочисленные нефтесервисные ОООшки. Вот там и творится этот беспредел с заёмным трудом. Миронов, Вы руководитель крупнейшего профсоюза России, у Вас ещё куча общественных должностей. Какова Ваша роль, почему Вас не слышно? Что Вы делаете по запрету заёмного труда. Хотя это делать сейчас уже поздно. Где Вы были лет 10 назад? Вы достойны только ОТСТАВКИ! Вам нельзя простить того, что стало с трудовыми отношениями. Единственное что Вас могло бы оправдать, так, если бы Вы обращались в Роструд, Генпрокуратуру, суд. Да, в начале бы не получилось, но это уже другой вопрос...
Приведу один характерный пример, которых в России наберётся сотни, тысячи. Выбрал этот пример из "нефтянки", а то многие думают, что там всё в шоколаде.
Как «кидают» работников на Севере:
«Доблестная» шарашка ООО «Уренгойгорстроймонтаж» (далее сокращенно «УГСМ»). Нашел на сайте Сыктывкарского центра занятости объявление: Требуются: монтажники………..работа вахтовым методом, г.Воркута. зарплата от 70 т.р. Проживание и питание за счет работодателя. ООО "Уренгойгорстроймонтаж" 169900, г. Воркута, ул. ПИРОГОВА, д.1В 8(821-51) 2-34-73. Позвонив туда мне сообщили, что по приезду сразу же оформляют по трудовой книжке, оплата проезда до места работы, обеспечение спец.одеждой, северные доплаты, питание за счет предприятия. Приобретя билет до Воркуты, за свой счет, приезжаю в офис на Пирагова. В отделе кадров у меня берут все документы, оформляют……..тут то и пошли разногласия: 1) Оформление по договорам. Договор выдают после окончания вахты……..Я им говорю, мол а как мне 45 дней работать? Под честное слово? Ответ меня ошарашил: не нравится, мы вас не держим. 2) Деньги за билет не возвращаются. 3) Вместо 4 разряда, по удостоверению, и трудовой, со стажем работы. Приняли по 3 разряду. Что касается проживания: кошмар тот еще, как свиньи: в балке живут по 8 человек. 12 мобильных душевых кабин на 500 человек, 1 столовая, рассчитанная на 50 человек максимум, что бы поесть, приходилось выстаивать огромную очередь на улице при – 32 градусах. Сушилок для спец.одежды не хватает. И самое поганое: нельзя стирать свои личные вещи! На кухне, не было отдельного человека на хлеборезке, каждый отрезал хлеб себе сам…..извините меня, а если он после сортира руки не помыл…….нож то общий!!!!!!!! Питание отвратительное, не редко, особенно в ночную смену, повара были пьяные, ночникам постоянно доставались объедки от дневной смены. До конца вахты осталось доработать буквально 4 дня. Утром всех собрали, дали время собраться 2 часа, погрузили на вахтовку и в Воркуту, без объяснения причин!!!!!!! По приезду в офис нам сообщили, через сколько дней получим зарплату (на пластиковые карты) и…до свидания!!! Мы возмутились, билеты были куплены на другое число, что делать???? Идите меняйте! Так поезд в эти дни не ходит. Никого ничего не волнует. Выбирайся как хочешь. Договора не дали, сказали, что перешлют по почте. По истечению 2 недель, звоню в контору: узнать по поводу договора……ответ нервозной тетки с бухгалтерии был таков: мне запретили с главного офиса что либо отправлять, хотите договор, приезжайте лично! Я ей объясняю, что билет стоит туда и обратно 2000 руб. НЕ ВОЛНУЕТ!!!!!!!!!! Получив зарплату через месяц был ошарашен: заплатили 50 т.р., звоню опять в контору, где остальные 20 т.р.????? Вычли за питание и плюс у вас не доработано 4 дня. Я в шоке. В общем не советую вам работать в этой шараге! Будьте бдительны!!!
Вот представьте себе этого работника, когда он вошёл в офис этой шараги. Ему, наверное, всей деревней собирали деньги на дорогу, на Север. Приехал он, трудовой договор просит, а ему в ответ - не нравится, так уё....й отсюда! Что остаётся делать человеку? Денег на обратную дорогу нет. Мысли у него всякие, мол смеяться надо мной будут на большой земле, что обманули его, как будет смотреть в глаза жене и детишкам... Вот и соглашается на такую работу. В этом примере ему ещё повезло, что заработал 50 тыс. А скольким дают только деньги на обратную дорогу. Проработали и приехали без денег.
Откуда тёмный, забитый, деревенский мужик знает, что надо в таком случае идти в трудовую инспекцию, прокуратуру... А может и знает, но считает, что здесь одна шайка-лейка и правды нигде не добьёшься.
Конечно, необходимо поднимать в СМИ вопросы нравственности в трудовых отношениях, но то, что сделали с этим человеком в Уренгое должно попадать под уголовную ответственность.Руководитель, кадровики, бухгалтер этой шараги должны сидеть за решёткой!