Работодателям невыгоден производственный травматизм - это прописная истина. Получившим травму работникам нужно выплачивать компенсацию, оплачивать больничный лист, а если положено по колдоговору - еще и выделять дополнительно матпомощь. Чтобы избежать этих “чрезвычайных” трат, надо больше тратиться на охрану труда. Но что делать, если несчастные случаи при выполнении служебных заданий все равно происходят? Выделять средства для того, чтобы травмированный работник получил качественную медпомощь и как можно быстрее вернулся к работе? Или проще добиться, чтобы производственную травму признали бытовой? Звучит цинично. Но именно так некоторые работодатели и поступают, как это было, например, после несчастного случая с водителем Александром ЧЕРНУШКИНЫМ из Мегиона.
ПОЕЗДКА ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ
Реконструкция начала истории - вкратце, по рассказам самого Александра Чернушкина, а также профлидеров ООО “АвтоТрансСервис” (АТС) Петра Федчука и Владимира Шанина. 8 августа Саша Чернушкин, 27-летний водитель ООО “АТС” (дочернего общества “Славнефть - Мегионнефтегаз”), пришел на работу, взял путевой лист и поехал к заказчику на Покамасовское месторождение, на левый берег Оби. Проехал пост службы безопасности “Славнефти”. Остановился, отметился в журнале. Последовал дальше к заказчику. Недалеко от поста находится карьер. Там на дорогу выезжают самосвалы: возят грунт и на колесах на “бетонку”, естественно, вывозят грязь. Шел сильный дождь. Грязь превратилась в жижу. И когда “Нива”, которую вел Чернушкин, попала в эту жижу, машину начало раскручивать. Она улетела в кювет, перевернулась через крышу, помялась, но встала на колеса. Водитель остался в живых благодаря тому, что был пристегнут ремнем безопасности. Будучи в болевом шоке, он повел машину дальше, доехал до заказчика, до которого оставалось 10 км. Заказчик - начальник цеха, увидев его состояние, отправил его в медпункт. Чернушкину там вкололи обезболивающее и отправили в город Мегион, в больницу.
РАЗНОВАРИАНТНАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
В Мегионе возле больницы Сашу встретили пять-шесть инженеров по технике безопасности, по безопасности движения. Далее, как уже сообщается в обращении к депутату Госдумы Виктору Тюлькину от Объединения организаций профсоюзов муниципального образования город Мегион, “руководство предприятия сокрыло факт несчастного случая следующим образом. Водителя не пускали в больницу, пока в состоянии шока и стресса под воздействием обезболивающих средств он не подписал объяснительную о якобы произошедшей бытовой травме. Почти в течение двух суток не была оказана должная медицинская помощь, так как в тот же день, 8 августа, Чернушкин А.В. был отправлен домой из больницы с диагнозом “легкий ушиб” без оформления больничного листка”.
Дома, когда действие обезболивающего начало проходить, у Саши Чернушкина начались невыносимые боли. Мать его увезла в больницу на такси. Прием вел уже другой травматолог. Осмотрев больного, он срочно его госпитализировал (требовалось вытяжение позвоночника) и на “скорой” отправил в Сургут, так как в Мегионе не оказалось оборудования, чтобы лечить полученные Чернушкиным травмы. Как сообщает выписка из истории болезни, написанная в сургугской больнице, “поступил в плановом порядке через 2 дня после бытовой травмы”. Диагноз (цитирую): “Закрытый подвывих Cvi позвонка кпереди, перелом верхнего левого суставного отростка Cvii позвонка. Корешковый синдром C7 слева. Подапоневротическая гематома теменной области”. Рекомендовано: “ношение головодержателя в течение 4 месяцев” (!), “прием лекарств”. Такой вот “легкий ушиб в результате “бытовой травмы”...
ИСТОРИЯ С ЗАПРОСАМИ
“Когда Саша вернулся из Сургута, - рассказывает Петр Федчук, - его мама обратилась к одному из наших профактивистов. Он просто живет с ними по соседству, а она что-то услышала про профсоюзы и решила попытаться попросить у нас помощи - Саша-то сам до этого в профсоюзе не состоял. И мы с Шаниным вмешались в это дело. Пошли к начальству, к главному инженеру Созинову. Поговорили. Как нам показалось, он понял ситуацию, и назначил нам на следующий день встречу. Но на следующий день он вел себя совсем по-другому. Заявил, что никаких производственных травм у них нет и быть не может... Чернушкин написал на мое имя и на имя Шанина доверенность, чтобы мы представляли его интересы. Нам заявили, что у нас безграмотно составленная доверенность, не соответствующая статье 185 Гражданского кодекса. Но этот вопрос выяснился. Я написал заявление, чтобы создали комиссию для расследования несчастного случая. Они и эту бумагу “завернули”: мол, какую создавать комиссию, если 8 августа у нас не было несчастных случаев - ничего не зарегистрировано”.
“Я написал Сивашу - председателю объединенных профсоюзов ХМАО, - продолжает рассказывать Федчук. - Сиваш направил письмо в комиссию по труду. Из Нижневартовска приехал районный госинспектор труда Шаталов. Создали комиссию. Шаталов пригласил меня, Шанина, главного инженера, опрашивал Чернушкина и свидетелей. Мы с Шаниным поначалу поверили, что он действительно нам поможет. И только потом поняли, что он просто выпытывает, что мы знаем, какие у нас материалы. Мы с Шаниным вручили ему ксерокопии всех документов для ознакомления, и... он уехал. А потом оказалось, что этот инспектор не имеет отношения к производственным травмам, ими занимаются совсем другие люди”.
Расследование продолжалось: опять проводились собрания - с привлечением руководства, писались протоколы. В одном из таких протоколов говорится о возможном заведении на Сашу Чернушкина уголовного дела “о клевете на фирму”. Основной результат всей профсоюзной деятельности на сегодня, как сообщается в обращении к депутату Госдумы: “После попытки водителя Чернушкина А.В. отстоять свои права и его обращения в профсоюзную организацию за помощью на него обрушились угрозы от представителей ООО “АТС”. С него угрожают взыскать ущерб, причиненный автомобилю, уволить с предприятия и осложнить его жизнь в городе”. Вообще, о давлении со стороны представителей администрации говорят и Федчук, и Шанин, но им уже как бы и привычно - “положено по должности”, соответственно, как председателю Мегионской городской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства и председателю профорганизации Нефтегазстройпрофсоюза в ООО “АТС”.
Дальнейший ход истории - переписка профлидеров с прокуратурами и хождения на встречи со следователями и инспекторами. Написали в местную прокуратуру запрос (буквально через месяц без одного дня - соблюдены все сроки) - прокуратура отвечает: запрос передали в районную инспекцию по труду. Нужно ждать опять, по расчетам Федчука, в общей сложности где-то около четырех с половиной месяцев. Чтобы как-то ускорить процесс, профсоюзники обратились через депутата Госдумы в Генпрокуратуру. Вскоре, 8 ноября, их обоих - Федчука и Шанина - вызвали в местную прокуратуру на встречу со следователем. Опять долгие расспросы о свидетельствах, опрос пострадавшего - Саши Чернушкина. Напоминания о том, что все документы уже были переданы районному инспектору по труду Шаталову, папка которого, как выяснилось, лежала во время встречи перед следователем. “Такое ощущение, что он вообще не ознакомился с этими документами, - говорит Федчук. - А потом нам дали понять, что производственную травму все-таки признают, но, скорее всего, оформят так, что случай произошел по вине Чернушкина. Мол, в связи с несоблюдением правил техники безопасности и безопасности движения. Тогда ему будут платить копейки”. А что производственная травма - ну и ладно, ты ж все равно виноват в этом...
ДОЛГИЙ БОЛЬНИЧНЫЙ
Такая длительность расследования, неверное, не имела бы значения, если бы вопрос стоял просто об установлении некой абстрактной “истины”. Но дело же не только в этом. Человек получил травму, попал в больницу. Ему потребовалось лечение, на которое сегодня уходят большие деньги. Возможно, лечение понадобится и дальше, учитывая некоторые осложнения. “Время идет, а пацану не то что лечиться - жить не на что”, - говорит Федчук. А Саша Чернушкин с того дня, с 8 августа, работать не может. Так что вопрос тут еще и материальный. На заявление Чернушкина с просьбой “выделить материальную помощь в размере 10 тысяч рублей в связи с необходимостью длительного лечения” работодатель не отреагировал. Отказался выделять матпомощь гендиректор ООО “АТС” Шелудько и при личной просьбе Федчука.
Спрашиваю у самого Чернушкина, как проходит лечение, есть ли какие-то изменения. “Доктор сказал, что только время поможет. Нужно ждать”, - сухо отвечает почти на все вопросы Саша.
- И у вас, наверное, много денег уходит на лечение?
- Сейчас уже нет, сначала было очень дорого.
- Вам компания ничего не заплатила?
- Да нет, больничный оплачивают. Так, перебиваюсь.
- Но больничный, наверное, у вас не стопроцентный?
- Я даже не знаю. У меня расчеток нет. Я только один раз получал по больничному деньги за август - четыре тысячи рублей.
- И все? А все остальное время на что живете?
- Занимаю. Получу - отдам.
- Но ведь вы только за август получили?
- Ну, это из-за сроков оформления. Мне же больничный 30-м числом выписывают. А чтобы на работе что-то начислили, нужно сдать до 25-го. Я просто не успеваю, поэтому деньги получу с задержкой. Люди сейчас будут за октябрь зарплату получать, а я только за сентябрь получу больничный. За октябрь я пока даже не сдавал документы.
Вот так и живет. Как говорит Федчук, они его стараются не дергать: человеку нужно вылечиться, а нервы уже сдают окончательно. И из-за бесконечных хождений в прокуратуру, и из-за волокиты с оформлением бумаг по больничному листку. Ни Федчук, ни Шанин не ставили перед Сашей вопрос о вступлении в профсоюз: если вылечится, сможет вернуться к работе - сам решит. Это уже личный выбор.
А что касается производственного травматизма в целом, то, как говорится в профсоюзном обращении, “таких вот “бытовичков” на предприятии наберется немало. Людям, получившим производственные травмы, не только оформляется “бытовуха”, а еще их, как нарушителей, лишают премии и объявляют выговор”. И пока возможности профсоюза в решении таких проблем остаются очень и очень ограниченными. Только ли на этом предприятии?
Александра ПЕТРОВА
P.S. Редакция располагает копиями документов и аудиозаписями бесед с лицами, упоминаемыми в статье
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте