Полна странностей и местами покрыта мраком деятельность МУП “ПАТП” города Биробиджана и ООО “Биробиджанское пассажирское автотранспортное предприятие - 1 “. В этой истории есть все: работники, уволенные без заявлений, заключение договоров гражданско-правового характера вместо трудовых, суды. И в довершение всего - анкета, которую предлагают заполнить работникам предприятия, где есть вопрос “Нужна ли на предприятии профсоюзная организация?”. “Солидарность” попыталась пролить свет на эти загадочные события.
Весной 2007 года прекратил свою работу МУП “ПАТП” (Пассажирское автотранспортное предприятие). Вместо него в мае того же года было создано МУП “ПАТП” (Пассажирские автотранспортные перевозки), не являющееся правопреемником старого. Все имущество, здания и техника, которые находились в ведении первого МУП “ПАТП”, оказались во вновь созданном МУПе. Зачем понадобились столь сложные перестановки, нынешнее руководство предприятия объяснить не может.
- С вопросом “зачем это?” вам лучше обратиться в мэрию города Биробиджана. (Которая является владельцем всего имущества, используемого предприятием. - Прим. авт.) Я на тот момент работал рядовым работником в этом предприятии и к принятию решения не имели никакого отношения, - объясняет руководитель МУП “ПАТП” Александр Гопко.
После смены МУПа на МУП, как нам рассказал председатель Федерации профсоюзов Еврейской автономной области Артем Акименко, было создано несколько обществ с ограниченной ответственностью, в том числе ООО “Биробиджанское пассажирское автотранспортное предприятие - 1 “. Работники оказались “раскиданы” по этим ООО.
- Фактически это сделано, чтобы минимизировать налогообложение. На ООО повисают долги, они ликвидируются, затем образуются новые ООО. Но это уже проблемы нашего законодательства, - говорит он.
Председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Биробиджана, господин Сахов, в свою очередь, пояснил, что инициатива создания ООО принадлежала “отдельным физическим лицам”, и что данные ООО к мэрии никакого отношения не имеют. А также что данные ООО с 1 апреля 2008 года отстранены от использования имущества мэрии.
Но главная странность вовсе не в этом. Со старого предприятия работники оказались уволены без заявлений. По словам Артема Акименко, был приказ об увольнении, но работники его не подписывали.
После такого “увольнения” на “новом месте” с работниками были заключены не трудовые договоры, а договоры гражданско-правового характера. Работников и новый профком, зарегистрированный на образовавшемся предприятии, это устраивало. Федерация профсоюзов вмешиваться не стала, а только указала работодателю на необходимость оформления именно трудовых отношений в соответствии с законодательством.
ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Осенью 2007 года начались первые проблемы: людей просто перестали ставить в смены. Как рассказала юрист Федерации профсоюзов Еврейской автономной области Марина Гордон, люди несколько месяцев сидели дома, даже не зная, работают ли они до сих пор или уже уволены.
Когда ситуация стала затягиваться, профсоюзу пришлось от рекомендаций переходить к активным действиям. Для начала члены профсоюза обратились в Государственную инспекцию по труду. Госинспекция провела проверку, в ходе которой выяснилось, что действительно работники были уволены без заявлений, но уже прошли все сроки для административного воздействия. И, соответственно, привлечь кого-либо к ответственности невозможно.
Поскольку Гострудинспекция оказалась бессильна восстановить нарушенные права работников, члены профсоюза были вынуждены обратиться в суд. Суд встал на сторону работников и признал договоры гражданско-правового характера трудовыми. Однако работодатель обжаловал это решение мировых судей. В случае, если решение суда останется в силе, то следующим шагом станет требование работников оплатить то время, что люди находились без работы, как простой по вине работодателя.
ПРОФСОЮЗ В НЕМИЛОСТИ
С самим профкомом у руководства отношения тоже пока не складываются. На данный момент новый работодатель всячески препятствует деятельности профсоюзной организации на предприятии.
- Поначалу нам не давали даже кабинет для председателя профкома, не давали проводить собрания в здании предприятия. Собирались мы в здании Федерации профсоюзов, - вспоминает Акименко.
Когда профком обратился к работодателю с инициативой заключения коллективного договора, работодатель эту инициативу проигнорировал, так как, с его точки зрения, полномочий у них нет.
- У нас есть профорганизация, которая не представляет интересы всего коллектива, то есть численность этой организации меньше половины численности трудового коллектива. Для подписания договора, чтобы эта организация была полномочна, необходимо, чтобы трудовой коллектив ей эти полномочия предоставил. Чтобы эта профорганизация представляла интересы всего коллектива и могла вести переговоры с руководством по разработке и подписанию колдоговора. На сегодня нет такой информации, что эта профорганизация уполномочена работниками всего предприятия, большинством, - говорит руководитель предприятия.
Согласно ТК РФ, если первичная организация не объединяет более половины работников предприятия, то общее собрание работников может предоставить полномочия первичной организации, которой поручается направить работодателю предложение о начале переговоров. А поскольку на предприятии руководство собрания проводить не дает, то, видимо, именно отсутствие такого общего сбора лишает профсоюз легитимности в глазах господина Гопко.
АНКЕТА
Чтобы выяснить настроения среди рабочих, а также “ узнать об отношении работников к руководству предприятия “, Александр Гопко предложил работникам заполнить специальную анкету, содержавшую достаточно интересные вопросы. Например: “Нужна ли на предприятии профсоюзная организация?” Или: “Доверяете ли вы руководству предприятия?”, а также “Нужно ли разрабатывать и подписывать коллективный договор?”
Особый интерес вызывает инициатива руководителя предприятия “выбрать единый представительный орган, куда войдут и представители профорганизации. Этот орган будет вести переговоры по подписанию колдоговора”. Специально для этого в анкете была графа “В единый представительный орган для разработки и подписания коллективного договора на предприятии предлагаю следующих работников...”
Как считает Артем Акименко, цель руководства - полностью убрать профсоюз и насадить на предприятии свои порядки. Рабочие же будут молчать, чтобы не оказаться на улице, и у областной Федерации профсоюзов не будет никакой возможности им помочь.
Пока же продолжается давление на председателя профкома, который попал в число тех, работы для которых на предприятии не нашлось и чьи договоры гражданско-правового характера по истечении срока не возобновились. Недавно суд восстановил его на предприятии, но само решение суда еще не вступило в силу. Профсоюз намерен добиться восстановления всех уволенных работников. Директор предприятия, в свою очередь, утверждает, что рабочих мест для них просто нет.
- Предприятие в том составе, в котором оно работало раньше, имело очень большой штат людей. Сейчас, в первую очередь, сокращение численности наблюдается по работникам обслуживающим: ИТР и служащие. Водителей и кондукторов не сокращают, потому что это те работники, которые выполняют основную работу на предприятии. С имеющимися работниками сейчас заключены трудовые договора. При наличии вакантных мест мы заключим трудовые договора с теми работниками, которые потребуются для работы предприятия, - рассказывает Александр Гопко.
Областная Федерация профсоюзов не теряет надежды на хороший финал.
- Суды мы должны выиграть, а если в дальнейшем нам будут так же противодействовать, то мы, возможно, проведем пикет, - говорит председатель федерации.
Елена БЕЛЛИС
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте