15 октября на пресс-конференции в медиа-центре “Известий” журналистам вновь разъясняли особенности осеннего призыва. Начальник направления призыва Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-майор Виктор КОЖУШКО заявил, что “для комплектации силовой составляющей государства” Минобороны не хватает 27800 человек. Кожушко признался, что наряду с дедовщиной в армии свирепствует СПИД. Слухи о возможной отмене студенческих отсрочек генерал-майор комментировать отказался.
На днях осеннему призыву исполнилось ровно две недели. За это время военные дважды собирали пресс-конференции под девизом “Особенности осеннего призыва”. Первым к журналистам обратился сам начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Василий Смирнов. 1 октября он заявил, что особенностей у нынешнего призыва не будет, и все пройдет как обычно. На прошлой неделе “призывные особенности” в Генштабе все-таки обнаружили. О них и рассказал журналистам начальник направления призыва генерал-майор Виктор Кожушко.
В первую очередь генерал-майор посетовал на нехватку призывного контингента. По его словам, с таким дефицитом рядовых и сержантов армия не сталкивалась последние десять лет. “Раньше, - заявил Кожушко, - у нас был излишек, за счет которого мы улучшали комплектование войск, учитывая состояние здоровья и судимость”. Теперь военные лишились “призывного излишка”, и надо полагать, что в армию будут брать всех подряд.
Начальник направления призыва рассказал, что, во-первых, обороноспособности государства сильно мешает “негативное влияние улицы, которое действует на призывников”. Во-вторых, по итогам весеннего призыва 34% юношей соответствующего возраста не попали в армию по состоянию здоровья. “Да и у остальных 66% здоровье оставляет желать лучшего”, - вздохнул генерал-майор.
По статистике Генштаба, 23-24% призывников до службы принимали наркотики, более 20% росли в неблагополучных семьях, а восемь человек пришли в армию вообще неграмотными (в 2001 году в войсках было 73 неграмотных солдата). Весной этого года от армии “косили” 20 тысяч человек. Отказ от службы, по словам Кожушко, уклонисты мотивировали дедовщиной и тем, что армия нарушает их жизненные планы. Военных, однако, это ничуть не смущает: генерал-майор невозмутимо отметил, что “с дедовщиной и хулиганством нужно бороться”, но обороноспособность страны - превыше всего. “Повинность есть повинность, - воскликнул Кожушко в подтверждение своих слов, - но воинская обязанность - не ради красного словца или чего-нибудь потустороннего! О службе в армии нельзя говорить “хочу - не хочу”!”
По мнению начальника направления призыва, пополнению войск сильно мешает и высшее образование: “Из выпускников вузов мы можем призвать только 10-11%. За пять лет учебы человек успевает жениться, завести детей и получить другие отсрочки! Ни в одной стране мира, где армия комплектуется смешанно, такого количества отсрочек нет”.
На вопрос о возможной отмене студенческих отсрочек Кожушко отвечал очень расплывчато: “Перед выборами мы ожидаем всплеска антипризывных и антивоенных выступлений со стороны депутатов Госдумы. А Минобороны не может сложа руки смотреть на то, что происходит в государстве! - заявил он. - Насколько это коснется студентов, я не могу вам сказать. Если бы законопроект обрел окончательные варианты...”
Отвечая на другие вопросы, Виктор Кожушко был более откровенен. По его словам, армия очень страдает не только от дедовщины, но и от СПИДа. В ходе весеннего призыва врачи “не пустили” служить “несколько сотен” больных
ВИЧ (точную цифру генерал-майор не назвал). Но при медицинском обследовании призывников анализ крови на СПИД делают крайне редко. Причину Кожушко сформулировал не по-армейски изящно: “Финансовые средства не позволяют начать необходимые исследования”. Журналистам так и не удалось узнать, есть ли в Генштабе статистика о ВИЧ-инфицированных. Сколько человек было уволено из армии со смертельным диагнозом, начальник направления призыва также не сообщил, сказал только, что “наблюдается тенденция к увеличению больных СПИДом”.
Намерены ли военные бороться с синдромом иммунодефицита, пока неясно. Кожушко торжественно пообещал, что к 1 апреля следующего года все сборные пункты будут “оснащены соответствующими специалистами”. В настоящее время, по его словам, солдаты из группы риска проходят медицинское обследование два раза в год.
Несколько слов начальник направления призыва сказал и об альтернативной гражданской службе. Первый всплеск активности сторонников АГС армейские чиновники ожидают будущей осенью - по закону, заявление о замене воинской службы на альтернативную можно подавать за полгода. Кожушко рассказал, что в 2002 году “из-за твердости убеждений” в армию не призвали 800 человек.
Особые надежды военные возлагают на иностранцев. 17 октября Госдума приняла поправки к законам “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих” и “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. Теперь Россию будут защищать иностранцы в возрасте от 18 до 30 лет. Генерал-майор подчеркнул, что служить они будут исключительно по контракту, а граждане бывших республик СССР, отслужившие не менее трех лет, смогут получить российское гражданство в упрощенном порядке. И есть все основания полагать, что новый закон будет привлекать в вооруженные силы тысячу человек ежегодно.
Напоследок начальник направления призыва порадовал журналистов еще одной новостью. Он сообщил, что в Чечне призывной учет восстановлен на 80-85%. По его словам, ежегодно в армию призывается 100-200 чеченцев, которые проходят службу на территории республики в так называемых “комендантских ротах”. Главной проблемой чеченского призыва Кожушко назвал нехватку врачей.
Валентина ХИЦ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте