Top.Mail.Ru
Образование

Российские дети учатся ходить строем

Не прошло и 15 лет со дня краха СССР, а люди уже успели соскучиться по смотрам строев, пионерским салютам и кострам. Уже возродилась детская военно-патриотическая игра “Защитник Отечества” (аналог “Зарницы”), возобновляется начальная военная подготовка в средних школах. Ширится и растет движение всевозможных военизированных детских организаций. Изучением этого явления занялась корреспондент “Солидарности” Тая Ханами.

ДЕТИ ЗА МИР


7 ноября более 700 детей и подростков Совета детских общественных объединений Москвы приняли участие в шествии ветеранов войны на Красной Площади, посвященном 62-й годовщине Военного парада 1941 года. Все молодые участники шествия были разделены на 13 “коробок”, по 50 человек в каждой. Две “коробки” были укомплектованы “юными миротворцами”, представлявшими средние школы № 1411, 318, 271, 587 и 51. Эти московские учебные заведения завоевали в 2003 году почетное право именоваться “Школами Мира”.

Движение юных миротворцев основано бывшими военными наблюдателями ООН. Его члены встречаются с ветеранами, слушают рассказы об участии в миротворческих операциях ООН, физически готовят себя к аналогичной работе и ходят строем под знаменами. Впрочем, в 56-ой школе Москвы, где действует ячейка “юных миротворцев”, уклона в милитаризм не наблюдается. Координирующий деятельность “юных миротворцев” учитель обществоведения Владимир Федосов с гордостью рассказал мне об одном юном миротворце выдающейся активности, десятикласснике Пете Вахрине. Юноша сделал сайт для директора музея миротворческих операций Валерия Гергеля.

СКАУТ - ЭТО ЮНЫЙ РАЗВЕДЧИК

Но для бывших советских граждан, скучающих по пионерским кострам, смотрам строя и песни, есть и более милитаристские структуры. Там научат не только маршировать, но и выживать в полевых условиях. И название более подходящее - не какие-нибудь творцы мира, а юные разведчики (скауты).

Руководитель Организации российских юных разведчиков Алексей Ружников рассказал, что их воспитание проводится в игровой форме - это чтобы детям от 11 до 15 лет интереснее было. Существуют разные игры, в том числе и игра в шпионаж. А для расширения кругозора юный разведчик должен сам уметь разведывать различные исторические факты. Обстановка у скаутов спартанская. По словам Ружникова, скаут получает задание сварить кашу, и обязан справиться, даже если раньше ничего подобного не делал - иначе весь лагерь останется без завтрака.

Скаутских организаций в России несколько. Во время осенних школьных каникул я побывала в лагере Всероссийской скаутской организации. Сбор проходил в нетрадиционных условиях - скауты поселились не в палатках, а в обычной школе села Ильинский Погост (Орехово-Зуевский район Московской области). В этот раз юные разведчики приехали в гости из уже развитого центра скаутизма, расположенного в подмосковном Егорьевске, для того, чтобы помочь создать скаутский отряд в селе.

По правде говоря, размещение скаутов в школе противоречило одному из основных законов скаутинга. Согласно этому правилу, создавать лагерь нужно на природе, и только на природе. Но это был сбор в поддержку сельских скаутов, а не обычный слет.

Кстати, о законах скаутов. По словам Председателя Всероссийской скаутской организации Сергея Сироткина, таких законов всего три.

Во-первых, это звеньевая система - по 6-9 человек в каждом звене. Такое звено представляет собой модель их будущего коллектива (например, на работе). А вот прежняя модель воспитания молодежи - гуляние всем стадом за престарелой учительницей - настоящими скаутами не приемлется.

Во-вторых, это “обучение через практику”. То есть ребята должны не только прослушать лекцию о том, как из муки, воды и соли получить хлебобулочное изделие, но и самим попробовать испечь “скаутский хлеб”. Учится маленький скаут на своих же ошибках - на том, что в тесте полно песка и елочных иголок, на том, что вместо простой круглой гальки он находит обломок кирпича, на том, что вместо соли он кладет в тесто ту же муку.... Но, к счастью, такого испытания, как “поедание скаутского хлеба” не было предусмотрено.

Ну, а третий закон - уже упомянутый нами закон о проведении слетов на природе. Настоящий скаут спит в лесу в собственной палатке, презирая санузлы и прочие блага цивилизации. Ну, а если серьезно, это сде-
лано для того, чтобы ребята могли оторваться от привычной им жизни в городских условиях под надзором родителей и по-новому взглянуть на жизнь.

ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРЕЗИДЕНТЫ

Основной задачей скаутского движения является воспитание “победителя”. Придумал хитрую систему разведчик Баден-Пауэл, который был противником воспитания из ребят вояк, умеющих лишь нажимать но курок и слепо подчиняться приказам старшего по званию. “Отец-основатель” создал систему воспитания, основанную на его опыте разведчика, существа сугубо творческого. Разведчик должен сам ориентироваться на местности и сам принимать решения.

По словам Сергея Сироткина, поначалу в штаб скаутов приходили письма со всех уголков нашей родины от российских “самородков” - мол, мы еще 10-15 лет назад впервые применили скаутской метод воспитания молодежи во время коллективной рыбалки. Это явление объяснить несложно - уж больно привлекательной и результативной кажется идея скаутинга. Один тот факт, что все президенты США (за исключением Рональда Рейгана) были скаутами, говорит сам за себя. Помимо американцев, скаутской является также вся королевская семья Марокко, а король Швеции Карл Густав уделяет скауту Сергею Сироткину времени в 3 раза больше, чем министру иностранных дел России Игорю Иванову. Зачастую сам факт того, что человек - бывший скаут, решает вопросы кредитования в деловом мире.

Правда, в России скаутинг пока не развит. Прежде всего, это характеризуется тем, что в отряды (стремясь повысить число скаутов) набирают “кого попало” - детей, не только не способных измениться в лучшую сторону, но таких, которые могут развалить все благие начинания взрослых.

А во всем виновата политика нашего государства, нацеленная на “возню” с беспризорниками и детьми из сложных семей. Оно и понятно - ребенок из “нормальной семьи” и так выживет, а за ребенком с искалеченной психикой особый уход нужен. Вот местные власти и подкидывают в отряды скаутов “беспризорников” в ответ на просьбы помочь с финансированием или местами в летнем лагере, а вожатые, не оценив по достоинству собственные силы, берутся их перевоспитывать. В результате получается, что всем плохо - и беспризорники не перевоспитываются, и “нормальные дети” не учатся любви к отчизне. Еще сильнее тормозит развитие российского скаутинга наличие великовозрастных девушек-“скаутов”, которые вступают в отряды только потому, что хотят весело провести время с порядочными бой-скаутами. И хотя перевоспитать этих девушек уже не получится (перевоспитание возможно, если его начинать лет в 10-12), но они находятся под присмотром взрослых скаутов, а не прожигают свою молодость по подворотням...

ПОХОД ЗА ИСПЫТАНИЯМИ

Чтобы из ребенка вырос победитель, его воспитывают в духе дружбы, патриотизма и дисциплины. Например, егорьевские скауты из любви к отчизне приехали в село Ильинский погост и помогали председателю своего, егорьевского, отряда Павлу Земскову обучать сельскую молодежь терпению через прохождение невзгод во время прогулок по осенней пересеченной местности.

Как полагается подобным мероприятиям, поход начался весело, ребята разбились на компании по интересам - 15-летние девицы с 16-летними юношами, а школьники лет 12 сами по себе. Минут сорок шли по лесу. Потом начались невзгоды. На тропе слишком часто стали встречаться поваленные бревна, поросшие скользким мхом. Треть скаутов (наиболее спортивно подготовленная) с препятствиями справлялась легко. А вот остальные начали падать. Мальчик лет двенадцати даже пустил слезу, но быстро успокоился после того, как председатель отряда рассказал ему, что все через это проходили. А упитанные девицы, напротив, демонстрировали потенциальным кавалерам твердость духа. Поход занял два часа. Обошлось без форсирования водных преград, установки палаток. Хлеб сами не пекли, даже костер не разводили. Под конец прогулки все до единого, завидев красное здание школы, припустили чуть ли не бегом. Меня председатель пригласил осмотреть лагерь, расположившийся в 2-х соседних классах на втором этаже трехэтажного здания.

В одном классе находится штаб скаутов - на стенах висят стенды с символикой и фотографиями прежних слетов. По приказу Павла школьники в синих рубашках и зеленых галстуках построились для фотографии. Единственным, кто смотрелся стопроцентным скаутом, был сам Председатель лагеря: его глаза так и горели идеей скаутизма, а все остальные ребята в той или иной степени стеснялись.

Пока шла съемка, я выскользнула из штабного класса и заглянула в соседний. И тут мое скептическое настроение изменилось, первый раз за все время пребывания у скаутов. Дело в том, что я сама все свое детство каждое лето не вылезала из лагеря, правда, пионерского, и никакое построение, пусть даже самое безупречное не смогло бы меня убедить в том, что таким образом можно привить ребятам настоящую дружбу и прочие подлинные чувства друг к другу. Да и дисциплина привьется только наполовину - ведь в глазах школьниц постарше (1/3 всего отряда) явственно читалось, что строятся они нехотя. Но в соседнем классе на полу были живописно расстелены коврики и спальники, а в углу горкой стояли рюкзаки. Из рядового школьного окна падал свет на двух девчушек, настолько уставших от дневного перехода, что уж и строиться не было никаких сил. И, хотя мне и не захотелось остаться тут на ночь, но я сама вдруг вспомнила все свои походы по бескрайним сибирским и алтайским просторам, и даже в ноздри ударил запах дыма, приправленный ароматом лесной хвои и чистой дружбы.

Фото Николая ФЕДОРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика