Бесланская трагедия вновь всколыхнула среди москвичей недоверие к приезжим, и не секрет, что особую неприязнь
у существенной части столичных жителей вызывают выходцы с Кавказа. Откликаясь на витающие в обществе настроения, председатель комитета Мосгордумы по экономической политике Ирина РУКИНА 20 октября собрала журналистов на пресс-конференцию, чтобы обсудить проблемы и перспективы миграционной политики в Москве. Корреспондент “Солидарности” Дмитрий ЧЕРНИКОВ обратил внимание, что чаще всего из уст депутата звучали слова “учет” и “контроль”.
прочем, как выяснилось из слов Ирины Рукиной, имеет смысл говорить только о неконтролируемой, нелегальной миграции, достигающей в Москве, по приблизительным подсчетам, отметки 3 млн. человек. Рядом с этим числом кажется смешной официальная статистика, “насчитавшая” лишь 200 тыс. человек, причем в совокупности за четыре года, с 1996 по 2000. Однако председатель комитета по экономической политике была предельно серьезна: если в городе, рассчитанном на десять миллионов, проживают все четырнадцать, то возникают серьезные инфраструктурные перегрузки, что вполне предсказуемо. “Иностранные рабочие живут в тяжелейших, антисанитарных условиях, заселяя предназначенные к сносу здания... Мы пока не готовы предложить соответствующие условия всем желающим”, - заметила Рукина. Именно вследствие неразвитости социальной инфраструктуры вопросы контроля и учета миграции стоят в России гораздо острее, чем в других странах.
Отдельное внимание было уделено экономике. По словам Рукиной, в последнее десятилетие “произошел, происходит и, судя по всему, будет происходить захват целых секторов экономики отдельными нациями и национальностями”. В подтверждение этого Рукина привела следующий пример: только официальный (!) доход азербайджанской диаспоры в России составляет от 1,5 до 2,5 млрд. долларов ежегодно, и это при бюджете Республики Азербайджан в 1,4 млрд. долларов. “Общеизвестно, что выходцы из Азербайджана извлекают этот доход почти исключительно из сферы торговли, - заявила Рукина. - Также известно отношение большинства населения к этому факту”. На вопрос прессы, чем же должен заняться в России “идеальный” азербайджанец, Рукина предпочла не отвечать серьезно, а с улыбкой сказала, что “в идеале” хотела бы видеть его на исторической родине. Председатель комитета по экономике высказалась против ксенофобских инициатив. Но, по ее мнению, страна регулярно недополучает деньги в бюджеты разных уровней. Кроме того, такая “национализация” некоторых отраслей народного хозяйства ведет к замедлению темпов их развития.
Единственный на сегодняшний день закон, регулирующий процессы миграции, - “О правовом положении иностранных граждан в РФ” - принят в 2002 году. Рукина назвала его устаревшим еще в момент принятия. Хотя среди большинства депутатов Мосгордумы возобладало иное мнение, и недавно они раскритиковали проект поправок к этому закону.
Суть поправок, за которые выступает и Рукина, сводилась к следующему. Во-первых, допускалось сокращение указанного в визе срока пребывания, если выяснится, что иностранец занимался деятельностью, отличной от указанной в миграционной карте. (Ирина Рукина обратила внимание на некоторую “условность” миграционной карты: никакое ведомство не обязано утруждать себя проверкой занесенных в этот документ сведений.) Во-вторых, поправками вводилось обязательное для иностранцев лицензирование вида деятельности. Основная и принципиальная поправка давала субъекту федерации право в целях предотвращения социальной напряженности вводить квотирование для иностранных трудящихся, если бы их численность превысила порог в 5% от постоянно проживающих в регионе жителей. Наконец, по замыслу разработчиков пакета поправок, исполнительные органы власти субъектов федерации наделялись правом регулировать миграционные потоки на своей территории путем распределения иностранных трудящихся по секторам экономики в соответствии с интересами самих регионов. Рукина не стала скрывать, что при подготовке этих предложений прежде всего руководствовались интересами Москвы.
Однако депутаты МГД, по словам Рукиной, сочли, что эта попытка на законодательном уровне воспрепятствовать нелегальной миграции и снизить масштабы экономического урона от нее может обернуться угрозой для принципов демократии. Между тем, аргументировала Рукина, в “продвинутых” государствах вроде Соединенных Штатов уже поняли, что мириться с бесконтрольным перемещением не следует, и модернизировали законодательную базу. В то же время наша страна ужесточила контроль на выезде. И тем парадоксальнее, что, отвечая за “чистоту” выезжающих из России граждан, Россия спустя рукава работает с “входящими потоками”.
Председатель комитета МГД по экономической политике пояснила, что, несмотря на провал в городском собрании этих проектов по изменению и дополнению миграционного законодательства, городские фракции партий, поддержавших это начинание, продолжат работу по доработке пакета предложений уже совместно со своими партийными коллегами в Госдуме. Рукина добавила, что пакет поправок - только первый шаг; необходима стратегическая программа по выстраиванию инфраструктуры, в том числе с отдельными статьями в бюджете.
В заключение Ирина Рукина сказала, что от имени московских законотворцев хотела бы через журналистов обратиться к обществу. Последнему давно пора высказать свое мнение о назревших миграционных проблемах и путях их решения: “Нас, депутатов, всего 35 человек, и мы хотим услышать голос избравших нас людей”. Однако у части журналистов сложилось впечатление, что к народу Рукина обратилась скорее от имени меньшинства своих сторонников, чтобы найти поддержку и опору в споре с большинством в Мосгордуме.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте