Top.Mail.Ru
Общество

Человек играющий

Волна болезненного азарта захлестнула обычных граждан. Проигрываются зарплаты, пенсии и детские пособия. Количество игровых автоматов растет в геометрической прогрессии. Они стоят везде: в клубах, магазинах или просто на улице. Игромания - серьезное психическое заболевание. Борьба с этой болезнью становится делом государственного значения. Число зависимостей людей от тех или иных вещей бесконечно. Алкоголики, наркоманы, игроманы, кофеманы и даже сладкоежки - все эти люди от чего-либо зависимы. Причем зачастую самостоятельно победить зависимость они не могут. Как спасать больных людей нужно задумываться медикам. А вот как не дать втянуться в зависимость здоровым? Это - проблема социальная и помочь в ее решении может только государственная система.

УКАЗУЮЩИЙ ПЕРСТ ВЛАСТИ


Игорный бизнес стал активно развиваться в 90-х годах. Но при этом он до сих пор остается законодательно не отрегулированным. Сейчас действует масса подзаконных актов, принятых на федеральном уровне. Реально данная система интересует только налоговую службу.

Конечно, клинических случаев на большое число просто азартных людей, которые иногда покупают лотерейные билеты и бросают пару монет в игровой автомат, не так уж и много. Хотя сейчас число игроманов увеличивается. Но важно, что с огромной скоростью растет число игровых автоматов. Игорные клубы, игорные “ларечки” и “закуточки” множатся в геометрической прогрессии. А человеческая особь любопытна и нет-нет да забредет в подобное заведение. Кроме того, игровые машины так заполонили пространство, что стало совершенно не важно, кто и когда подойдет к продавцу за жетонами. Лишь бы работало устройство по отъему денег. Благо налоги на работу такого автомата фиксированные, и лицензию получить легко. А тут уж хоть мальчишка из 7 класса будет играть, хоть старичок - все равно контролировать этот процесс никто не будет.

Гражданским кодексом установлено, что играть в азартные игры можно только по достижении совершеннолетия. Продавцам, раздающим жетоны, все равно, какого возраста будут участники игры. Нет, если это казино или игорный клуб, то, конечно, подростка туда не пустят, а вот на углу у метро - играй, пожалуйста. При этом и порядок организации, и принципы содержания автоматов записаны в Федеральном законе от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ “О лицензировании деятельности по организации тотализаторов и игорных заведений”. Но проверки практически отсутствуют, поэтому и лицензии не отзываются. Таким образом, развитие игорного бизнеса идет не цивилизованным путем. И как следствие - рост числа игроманов.

Купить подержанный игровой автомат можно за 40 - 50 тыс. рублей. При этом средний доход от одного автомата составляет 15 - 25 тыс. в месяц. Суммы сказочные. А платят их вовсе не миллионеры, а простые граждане, опускающие зачастую последнюю монетку в надежде на счастье.

Чтобы ограничить количество играющих, и облечь этот бизнес в более цивилизованные формы депутатами Госдумы Андреем Скочем и Зелимханом Муцоевым был подготовлен новый законопроект “О внесении изменений в статьи 364 и 369 части второй Налогового кодекса РФ”. Предлагается зафиксировать понятие “зал игровых автоматов”. Таким образом, в отдельном помещении должно будет находиться не менее 30 игровых машин. Сейчас предприниматель имеет меньшие издержки, устанавливая по 3 - 5 автоматов в магазинах и барах. Если принять предлагаемые поправки, то мелкие заведения сами собой перестанут существовать. Кроме того, на отдельно стоящий автомат предлагается установить налог в сумме от 15 до 25 тыс. рублей, в то время как на автомат, установленный в игровом зале, сумма налога останется прежней - от 1500 до 7500 рублей. Подобные меры не будут препятствовать крупным предпринимателям, которые своей деятельностью создают рабочие места. Можно предположить, что хотя бы в маленьких городках игровые автоматы должны исчезнуть со всех углов.

В тоже время председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов называет данный законопроект несколько односторонним.

- Сначала нужно позаботиться о принятии базового закона об игорном бизнесе, - считает депутат Драганов. - Предыдущий проект отклонили, потому что он не отвечает интересам ни бизнеса, ни общества, ни государства. Сейчас мы готовим новый закон. Базовый закон. Я и весь Комитет по экономической политике считаем, что необходим закон, который наведет элементарный порядок как внутри бизнеса, так и во взаимоотношениях бизнеса и государства. Только после этого можно выводить объективную фискальную и регулирующую ставку налога. Изменение или трансформация налогов преследует одну цель - фискальную. Все это хорошо, пока мы не понимаем, что существуют еще рыночные интересы, которые создают благоприятные экономические условия. Эти вещи неразрывно связаны, поэтому я бы не торопился с внесением новых налоговых ставок. Изменение одного налога ничего не решит. Базовый закон мы намерены в весеннюю сессию принять.

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ

Пока депутаты думают над законом, россияне настойчиво бросают монетки в автомат. Ближе к вечеру просыпается игровая жажда. В зале игровых автоматов становится более людно. Прилично одетый мужчина бросает жетоны. Глаза “горят”. Кажется, что именно следующая порция металла должна разбудить “вулкан удачи”. Жетоны заканчиваются. Игрок разменивает на жетоны остатки финансов. Их также “съедает” автомат. Выигрыша не будет. Отыгрываться он придет в следующий раз. Разговаривать не хочет. Дежурный у автоматов рассказывает, что этот тип приходит довольно часто. Проигрывает обычно все деньги из кошелька. Иногда выигрывает, но и выигрыш быстро спускает. В другом углу стоят трое молодых людей и девушка. Шумно бросают жетоны. Спорят. Слышно из разговора, что они зашли сюда в первый раз и сразу выиграли тысячу. Теперь тратят выигрыш.

Есть, конечно, случаи и счастливого избавления от напасти. Моя знакомая Галина Дмитриевна - солидная женщина предпенсионного возраста всегда была уверена, что выигранные “легкие” деньги пользы не приносят. Более того, они тратятся с той же скоростью, как и появились. Но однажды на отдыхе в Сочи у нее закончились практически все деньги. А в магазине стоял игровой автомат. Она бросила в автомат подряд три пятирублевые монетки - практически последние из кошелька. И... каждая из трех монеток принесла ей по тысяче рублей. Раньше не играла никогда. Избавили ее от игромании последующие события. Пляжный зонт, купленный на выигрыш - украли, купленный арбуз она уронила и разбила, а вино, тоже приобретенное на выигрыш, выпил ее единственный сын. “Я впервые увидела любимого сына пьяным”. Теперь Галина Дмитриевна к автоматам не подходит даже близко.

Хотя этот случай можно считать скорее исключением, чем правилом. Обычно история игромана заканчивается более печально. По словам специалиста, в игровую зависимость попадают люди, имеющие склонность к каким-либо зависимостям. Особенно часто в игру втягиваются бывшие алкоголики или наркоманы.

Андрей несколько лет назад страдал алкоголизмом. Потом, после курса реабилитации, бросил пить и устроился на нормальную работу. Как-то зашел в магазин за хлебом. Денег было немного - зарплату должны были дать только через неделю. И... наткнулся на игровой автомат, бросил монетку и выиграл. Теперь Андрей ищет удачу - идет играть, как только появляются деньги. Проигрывает все. Его жена уже носит весь семейный бюджет с собой. Раньше пыталась прятать, но жажда легкой наживы помогает Андрею разыскать любые сбережения. Эта погоня за “синей птицей” продолжается уже более четырех лет. И подобных случаев сколько угодно.

Бывают и совершенно дикие случаи. Мне рассказали историю про семилетнего Сережу, больного игроманией. Чтобы испытать судьбу, он даже сбегает с уроков. Монетки из родительского кармана плавно перетекают в игровой автомат. Когда маленькому игроку было пять лет, он выиграл. И теперь стремление к легкой наживе не дает покоя ребенку.

Марина ОБРАЗКОВА


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эркен ИМЕНБАЕВ, доктор медицинских наук, занимается лечением зависимостей уже более 16 лет. Учился искусству выведения из зависимостей в Великобритании и США. Главный врач клиники “Практическая медицина”.

- Игровая зависимость сравнима с тяжелыми зависимостями - такими, как наркомания, алкоголизм, трудоголизм. За ней, как правило, скрываются тяжелые эмоциональные нарушения. Человек проигрывает свои деньги, деньги родных и друзей. Контролировать себя не может. Таким образом, это тяжелое психическое состояние приводит к депрессии, а впоследствии может привести даже к попытке самоубийства.

Такой зависимостью люди страдают независимо от образования и социального статуса. Сейчас игровые автоматы стоят даже в деревнях, где люди ранее никогда не сталкивались с этой проблемой. И доярки проигрывают свои зарплаты.

- По вашему мнению, с чем это связано?

- Скорее всего, повальное увлечение игровыми автоматами связано с тем, что страна находится в переходном периоде, многие люди социально незащищены, растет внутреннее недовольство собой, своей семьей. Такое нервное напряжение выливается в различного рода зависимости, будь то алкогольная или игровая. Россияне еще не готовы идти к психиатрам, чтобы решать подобные психические проблемы в зародыше.

- Как можно повлиять на данную ситуацию?

- Изменить сложившуюся ситуацию в состоянии только правительство. Потому как доходы от игровых автоматов сравнимы с прибылью от торговли наркотиками. Лицензия на эту деятельность стоит 1500 рублей, она окупается за один вечер. Остановить данную деятельность можно только с помощью вмешательства государства. Как, например, было сделано в США. В 30-х годах у них наблюдался болезненный азарт и пристрастие к игровым автоматам. Страна переживала переломный период после кризиса. Люди пытались “уйти” от ежедневных забот.

И все игорные заведения переместили в пустыню. На всей остальной территории США, кроме Лас-Вегаса, игорные заведения запрещены. Дело в том, что заядлый игрок приедет и через полстраны, что бы поймать птицу удачи. Но потенциальные игроманы не “подсядут” на опасный наркотик.

Главный психиатр Минздрава России, руководитель Центра восстановительного лечения и реабилитации стрессовых расстройств Владимир Волошин заявил, что только в начале прошлого года 300 тысяч москвичей страдали психологической зависимостью от игровых автоматов. Минимальный курс госпитализации - 45 суток, дистанционное наблюдение за игроманом продолжается около года. И все равно гарантии выздоровления нет...
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал